«Все эти задачи невозможно решить без применения цифровизации, — отметил в своём выступлении первый заместитель министра строительства РФ Александр Ломакин. — Цифровые сервисы сегодня стали неотъемлемым инструментом каждодневной работы». Он подчеркнул вклад в эту работу Ассоциации НОТИМ, отличительной чертой которой является прикладное свойство генерируемых инициатив, то есть любые стартапы и наработки очень быстро получают путёвки в жизнь и отрабатываются на практике в Минстрое России, подведомственных организациях, в работе всего строительного комплекса.

Михаил Викторов подтвердил, что НОТИМ готов продвигать на рынок лучшее ПО отечественных разработчиков и вендоров, а также популяризировать решения ТИМ для всех этапов жизненного цикла зданий — от проектирования до эксплуатации. Больше всего дискуссий сейчас возникает на первом этапе — проектирования, в частности, по вопросу выбора ПО и его импортозамещения. За 20–30 лет многие специалисты психологически привыкли к зарубежным продуктам. Тем не менее, не стоит ждать «девятого вала» цифровой трансформации, предупреждает эксперт. Согласно Постановлению Правительства РФ №331, с 1 июля 2024 года наступает «час икс», который предусматривает обязательное использование ТИМ застройщиками жилья, осуществляющими привлечение средств дольщиков по Федеральному закону №214-ФЗ. Сначала это будет касаться только проектирования, а с 2025 года — и ведения информационной модели объекта капитального строительства.

В помощь не определившимся Михаил Викторов представил результаты опроса НОТИМ, где искать новинки отечественного софта: 2% опрошенных доверяют интеграторам и партнёрам, 5% сослались на реестр Минцифры, 7% — на мнения экспертов отрасли, 14% — СМИ, 15% — непосредственно на телеграм-канал и сайт НОТИМ, 17% — ищут информацию на семинарах и форумах, а для 18% важно мнение «сарафанного радио».

«Рынок заставить тяжело, его надо убеждать, — продолжил свою мысль президент НОТИМ о необходимости перехода на «цифру». — И если столичные застройщики уже сделали свой выбор, то 3500 участников региональных рынков только предстоит сделать этот шаг», — отметил он. Возможно, им поможет опыт, которым поделились участники сессии «Разговор о цифровизации».

Данные должны быть общими

Заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко рассказал об интегрированном BIM-решении «АСКОН» для гражданского строительства. Он отметил, что на всех этапах жизненного цикла объекта (проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация) его сопровождают данные: аналитические, проектные, расчётные, сметные и т. п. Доставлять эти данные до каждого участника процесса помогает среда общих данных (СОД). Наполнять эту среду и решать задачи, которые стоят перед участниками инвестиционно-строительного проекта на каждом из этапов его жизненного цикла, помогает ряд интегрированных между собой инструментов «АСКОН».

Ключевое место в этих инструментах занимает Renga — российская BIM-система для совместного архитектурно-строительного проектирования, разработки несущих конструкций, внутренних инженерных сетей и технологической части зданий и сооружений. Если нужно создать нестандартное технологическое оборудование, то на помощь приходит российская импортонезависимая система трёхмерного моделирования «Компас-3D».

Средой общих данных BIM-проектов для формирования консолидированных моделей и коллективной работы с ними выступает Pilot-BIM. Создание генерального плана и цифровой модели местности можно выполнить в продуктах линейки «КРЕДО». Конечно-элементный анализ и другие расчёты реализуются в нескольких продуктах — «ЛИРА», SCAD и др. Сметные расчёты на основе цифровой информационной модели позволяют делать программные комплексы «АВС-4″, «1С: Смета», SmetaWizard и др.

Продукты «АСКОН» тесно связаны не только с расчётными и сметными комплексами, программами для проектирования линейных объектов, но и с системами строительного контроля и управления недвижимостью. Решения для управления строительной организацией — это решения «1С»: ERP УСО, Exon, ПСС и др. Все системы интероперабельны, то есть интегрированы через программные интерфейсы либо обмениваются информацией через общепринятые форматы представления данных BIM (IFC, C3D и т. п.).

Представленные интеграционные связки постоянно дополняются. Как пример, сравнительно недавно разработчики Exon создали расширение к Renga для совместной работы заказчика и проектировщика с информационной моделью. Новый плагин получает данные модели из Renga и преобразует их для отображения в Exon.

Маркетинг-менеджер «АСКОН» Ирина Третьяк посвятила своё выступление особенностям организации среды общих данных для каждого из участников инвестиционно-строительного проекта. А также преимуществам, которые эти участники получают благодаря работе в едином информационном пространстве на протяжении всех этапов жизненного цикла объекта.

Как среда общих данных, Pilot-BIM предоставляет задействованным в проекте специалистам набор решений функциональных задач: планирования и управления процессами; организации электронного архива; создания единой базы данных по проекту; ведения организационно-распорядительного и инженерно-технического документооборота; коллективной одновременной работы с 3D-моделями и 2D-документами; согласования принимаемых решений. Перечисленные решения можно использовать на этапах проектирования и прохождения экспертизы, в процессе строительства и при передаче объекта в эксплуатацию. Большую ценность представляют инструменты для работы с инфомоделями.

Ирина напомнила, что Pilot-BIM автоматически собирает консолидированную модель из созданных в различных BIM-инструментах частей, осуществляет анализ и проверку собранной сводной модели, контролирует изменения, формирует отчёты по данным модели.

Для участников проекта на стадии строительства добавлены инструменты выполнения строительного контроля: Pilot-BIM Camera, функциональность для работы с облаками точек, проверки статуса документов по QR-коду. Стоит отметить, что работа с Pilot-BIM Camera на строительной площадке позволяет получать удобный отчёт о ходе работ и отслеживать выполнение конкретных задач, а на этапе эксплуатации здания вести мониторинг технического состояния, контролировать деятельность арендаторов и собственников.

Таким образом, благодаря широкой функциональности и возможности применения во многих областях, Pilot-BIM подходит руководителю организации, BIM-менеджеру, проектировщику, инженеру-строителю, эксплуатанту и даже секретарю-делопроизводителю.

Комплексная автоматизация

О возможностях комплексной автоматизации от BIM-модели до строительного контроля решениями «Адепт» рассказала бизнес-аналитик ООО «Адепт» Яна Брик. Напомним, компания «Адепт» — единственная российская компания с полной цифровизацией всех бизнес-процессов строительства. Все решения являются полностью российской разработкой, включены в Реестр российского программного обеспечения и не содержат импортных компонентов. Решения «Адепта» позволяют цифровизировать всю цепочку строительного процесса: на первом этапе идёт загрузка 3D-модели в виде спецификации; на втором — создание сметы на основе 3D-модели и её обновление на основе ревизии модели; далее — календарный план выполнения работ, управление ресурсами, сбор фактических данных, создание 5D-модели, разработка исполнительной документации и строительный контроль. Компания также занимается внедрением и помогает заказчикам выстроить новые бизнес-процессы на основе использования собственных систем. Спикер подробнее остановилась на нескольких примерах внедрения решений «Адепт»: для ГК «Первый трест», «ТДСК», «Иркутской нефтяной компании».

Заместитель генерального директора АО «КБ высотных и подземных сооружений» Олег Сапронов рассказал о конкретном кейсе проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию сложного медицинского объекта при помощи ТИМ-моделирования. Стояла задача — построить автоматизированный лабораторный комплекс на 18 млн тестов в год. Из особенностей проекта — сжатые сроки строительства (шесть месяцев), отсутствие якорного подрядчика в регионе, стеснённая строительная площадка, транзитные сети на участке, отсутствие изысканий и проекта.

Инструментарием стали системы: управления проектом — «1Матрикс»; ТИМ-проектирования — Revit; обмена данными — «1Матрикс»; оперативного взаимодействия — «1Матрикс» и Telegram. Благодаря цифровым сервисам число невынужденных ошибок в проекте удалось свести к нулю. Эксперт подчеркнул, что ведущую роль при принятии решений в проекте играл проектировщик, вторую — эксплуатация, третью — генподрядчик, что позволило применять решения, которые обеспечивают долговечность, дешевизну и удобство эксплуатации здания.

Управление строительством

Директор по развитию цифровых технологий ООО «КБ «Петербургская недвижимость» Михаил Малыхин представил систему для автоматизации процесса управления строительством и цифровизации ежедневных процессов строителей SetlSOFT. Программное обеспечение по управлению строительством применяется на объектах холдинга Setl Group вот уже семь лет. SetlSOFT зарекомендовал себя как оптимальное и эффективное решение. В частности, один из элементов системы — уникальный график производства работ, который позволяет автоматически выбирать оптимальные варианты для дальнейшего строительства. Также она обеспечивает онлайн-взаимодействие с подрядчиками. Компания разработала мобильное приложение этой системы, которое позволяет видеть всю ситуацию на объекте и содержит нормативную базу, связанную с типовыми отклонениями. Ещё один цифровой инструмент — QR-коды, которые размещены на каждом этаже строящегося дома. С их помощью подрядчик-исполнитель видит подробную информацию по исполнению работ и качеству, буквально поэтажно, и понимает, какие отклонения необходимо исправить.

Гендиректор LITEBIM Николай Сальников рассказал об экосистеме продуктов контроля исполнения проектов строительства LITEBIM. По его словам, основные проблемы строительных проектов — это нарушение сроков и бюджета, большое число контрагентов и многочисленные изменения в проекте. Эти минусы нивелирует облачная система согласования технической документации LITEBIM Docs. Она обеспечивает структурированное хранение документации по проекту, удобную приёмку и согласование документации по проекту, единое пространство с рабочими чатами Telegram, рассмотрение 3D-моделей и т. д. Ещё один элемент экосистемы — LITEBIM Construction Manager — обеспечивает загрузку сметных расчётов, позволяет автоматически создавать КС-2, КС-3.

Таким образом, экосистема продуктов обеспечивает всех участников проекта достоверной информацией в режиме реального времени, осуществляет формирование и подписание документов с помощью ЭЦП в режиме «онлайн». Из плюсов — быстрое развёртывание решения (от одного дня) и отсутствие затрат на собственное оборудование и ИТ-специалистов.

Решения для стадии эксплуатации

На сессии были представлены решения для управляющих организаций и сферы ЖКХ. Так, генеральный директор «Диспетчер 24» Егор Марьяскин рассказал о том, как цифровизация позволяет снизить затраты управляющей компании, повысить эффективность сотрудников и получать дополнительный доход.

В этом поможет готовое цифровое решение — диспетчерская служба и платформа автоматизации для ТСЖ и УК «Диспетчер 24». Платформа позволяет централизованно собирать и хранить все обращения собственников в УК, отслеживать качество и сроки выполнения заявок, передавать заявки в РСО, а также фиксировать данные по счётчикам, вести учёт рабочего времени и контролировать загруженность сотрудников. Ещё один компонент платформы «Диспетчер 24» — онлайн-сервис OICO для коммуникации с жителями. На сегодняшний момент преимущества этих сервисов оценили свыше 250 управляющих компаний и застройщиков в десятках городов — от Хабаровска до Санкт-Петербурга. Спикер добавил, что УК и ТСЖ экономят с помощью «Диспетчер 24» от 200 тыс. до 2 млн руб.

Коммерческий директор ООО «Дитар» (система HOPCO) Денис Наумчук также остановился на автоматизации системы управления домами и возможностях снижения затрат с помощью «цифры». Основными проблемами управляющей компании сегодня являются низкая маржинальность, низкая платёжная дисциплина клиентов, рост стоимости запасных частей для общедомового оборудования, непрогнозируемость расходов, частое изменение законодательных требований к УК. Всё это выливается в недофинансирование отрасли и её участников. Платформа для управления недвижимостью HOPCO позволяет повысить лояльность жителей и снизить дебиторскую задолженность, скорректировать штатную численность УК, улучшить качество работы сотрудников и подрядчиков, внедрить дополнительные сервисы и услуги. Ставку компания делает на омниканальные коммуникации — настройку бесшовной коммуникации с клиентом через разные каналы.

Все представленные цифровые решения были отмечены как перспективные и в дальнейшем будут рекомендованы для внедрения среди российских застройщиков, инвесторов и эксплуатантов.