Отбор топливной щепы транспортером происходит из топливохранилища площадью приблизительно 80 м2 и объемом 350 м3. Подача щепы осуществляется скребковым транспортером (типа «живой пол»). Протяженность теплотрассы в направлении потребителей около 1620 м. Изначально котельная проектировалась для теплоснабжения зданий сельхозтехникума. Со временем к теплосети были подключены частные дома и местный административно-культурный центр. Согласно выполненному в 2004 г. техникоэкономическому обоснованию, срок окупаемости данной котельной составлял 15 лет. После года эксплуатации и стремительного роста цен в 2007–2008 гг. на углеводородные энергоносители срок окупаемости сократился более чем в два раза! Данные котельные установки представляют собой собственно топочный блок и блок трубчатого теплообменника с турбулизаторами по ходу дымовых газов, загрузочно-приемный модуль с трехуровневой системой защиты от возгорания, блок HERZ BioControl3000 управления котлом, исполнительными устройствами тепло-аккумулятора, насосами и приводами клапанов, имеющихся в системе. Жесткие национальные требования по выбросу вредных веществ обусловили установку после блока циклона (по одному на каждый котел) для «осаждения» содержащихся в дымовых газах механических включений. Первоначально с двухмесячным интервалом зола с опрокидывающихся решеток колосников, сажа, автоматически стряхиваемая с поверхностей труб и турбулизаторов теплообменника, и сепарированные в циклоне частицы удалялись из соответствующих сборников вручную. Позднее этот процесс был автоматизирован посредством шнекового транспортера, доставляющего золу с сажей в контейнер. Мониторинг и управление работой котельной и теплосети осуществляются как непосредственно из котельной, так и дистанционно по каналу беспроводной связи. Размеры теплоаккумулятора и двух котлов позволяют в случае кратковременной пиковой нагрузки «выдавать» до 1400 кВт тела. По данным на май 2008 г. котельной потребляется около 2500 м3 щепы в год. При полной загрузке использование местного топлива заменяет 220 тыс. литров жидкого топлива. Разница в ценах щепы и жидкого топлива очевидно существенная. Исключаются транспортные расходы по доставке жидкого топлива, вред от выбросов двигателей топливовозов, износ дорог. Особого упоминания заслуживает количество вредных выбросов при сгорании упомянутого количества жидкого топлива — примерно 616 тыс. кг двуокиси углерода ежегодно, что не может не впечатлять. Это существенно больше выбросов описываемой котельной системы на щепе. ❏