По материалам III-й Отраслевой научно-практической конференции по тепловым насосам «Тепловые насосы большой мощности: внедрение и эксплуатация», организованной и проведённой журналом С.О.К. в рамках выставки Aqua-Therm Moscow 2016. Полную видеозапись конференции см. в разделе «СОК TV» на сайте.

Существует несколько причин долгой окупаемости тепловых насосов. Основные из них три: низкая стоимость энергоносителей (в особенности магистрального газа); отсутствие каких-либо субсидий для владельцев, установивших тепловые насосы; высокие процентные ставки по кредитам на оборудование.

Казалось бы, при наличии столь серьёзных препон надо остановиться и ждать изменений на рынке. Но более чем десятилетнее ожидание себя не оправдывает. Надо что-то решать уже сегодня. На наш взгляд, для компаний, работающих в теплонасосном сегменте, есть два пути, выбор которых может сдвинуть дело с мёртвой точки.

Самый поверхностный, но не самый простой путь — лоббировать интересы индустрии в правительстве и разъяснять в высоких инстанциях выгодность массового внедрения теплонасосной техники в масштабах страны. Однако практически невозможно убрать первую из вышеприведённых причин — газ почти бесплатный и это всем удобно. Хотя шанс повлиять на две других причины всё-таки имеется.

Альтернативный путь — не отказываясь от своих устремлений, подстраиваться под имеющиеся «правила игры». Ведь газ, каким бы дешёвым он сегодня ни был, доступен не везде, и там, где его нет, стоимость привозных энергоносителей часто является для частных клиентов или компаний, оплачивающих непомерные счета за отопление электричеством или дизельным топливом, большой проблемой.

Окупаемость промышленных тепловых насосов . 3/2016. Фото 1

Есть несколько причин долгой окупаемости тепловых насосов. Основные из них три: низкая стоимость энергоносителей; отсутствие каких-либо субсидий для владельцев, установивших тепловые насосы; высокие процентные ставки по кредитам на оборудование. Казалось бы, при наличии столь серьёзных препон надо остановиться и ждать изменений на рынке. Но более чем десятилетнее ожидание себя не оправдывает. Надо что-то решать уже сегодня

При этом есть желание снизить расходы на отопление, установив тепловой насос, но первоначальные затраты зачастую обеспечивают срок окупаемости пять и более лет. Сократить срок окупаемости можно двумя способами: увеличив эффективность (COP) или снизив стоимость первоначальных вложений.

В табл. 1 приведены практические результаты, полученные в результате усилий по снижению первоначальных вложений. Подобные цифры стали возможными благодаря использованию нами импульсного отбора тепла. В основе такого отбора лежит алгоритм работы, увеличивающий объём грунта, с которого снимается тепло. Это значит, что с 1 п.м. скважины мы снимаем больше тепла, а значит, бурить надо меньше, за счёт чего себестоимость сильно падает. Есть и множество других факторов, которые позволили снизить себестоимость наших насосов.

Как видите, проект окупается тем быстрее, чем выше тариф на электроэнергию. Тем не менее, даже при существенно низком тарифе (2,65 руб/кВт), срок окупаемости составляет менее трёх лет. В итоге мы решили сложную задачу убеждения клиента путём снижения себестоимости. Но есть и другие способы, объединяющие всех и положительно воздействующие на всю отрасль в целом.

Что ещё важно в продвижении тепловых насосов

С каждым новым профессионально реализованным объектом вся отрасль растёт, крепнет и завоёвывает доверие. Только совместные усилия сдвинут черту доверия и выбора в сторону тепловых насосов. Для этого нужно сформировать точку зрения и принять за истину, что в действительности рынок тепловых насосов в тысячу раз больше, чем сейчас принято считать, и перестать конкурировать, ибо в обозримой перспективе работы хватит всем. Вместо выдумывания способов переманивания клиентов и сожаления, что заказ достался другой компании, стоит просто радоваться, что очередной тепловой насос всё-таки установлен, а сосед новоиспечённого счастливого владельца экологичной и выгодной техники, возможно, выберет именно вас. Такое самосознание формирует ещё и ответственность за каждую консультацию, установку и некорректное обращение с клиентом. Один отрицательный отзыв на пока неразвитую отрасль тепловых насосов сильнее десяти положительных.

Окупаемость промышленных тепловых насосов . 3/2016. Фото 2

В табл.1 приведены практические результаты, полученные в результате усилий по снижению первоначальных вложений. Подобные цифры стали возможными благодаря использованию нами импульсного отбора тепла. В основе такого отбора лежит алгоритм работы, увеличивающий объём грунта, с которого снимается тепло. То есть с 1 п.м. скважины мы снимаем больше тепла, а значит, бурить надо меньше, за счёт чего себестоимость сильно падает

В результате совместный сплочённый подход поможет обойти причины низкой популярности тепловых насосов и позволит клиентам полюбить эту технологию. И тогда выбор, основанный на любви к продукту, и доказанная гарантированная окупаемость дадут гораздо больше, чем субсидии и выгодные кредиты.

 

Презентации докладчиков с конференции СОК «ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ: ВНЕДРЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ»

Круглый стол «Геотермальные и воздушные тепловые насосы»

КОНФЕРЕНЦИЯ «ТЕПЛОВЫЕ НАСОСЫ: ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, КАДРЫ»    Смотреть видео