Во время конгресса прошел Финский водный день. Опыт именно этой северной страны во многом актуален для России. Реально ли, чтобы муниципальные службы работали с высокой эффективностью и качеством? На конкретном примере в своем выступлении об этом рассказал Тимо Кулмала, директор «Хельсинки Вотер»: Деятельность служб водоснабжения на местном или региональном уровне зависит от существующих водораспределительных коммуникаций и имеет своей целью восполнить затраты за счет доходов от продажи воды и сборов за канализование и обработку сточных вод. Вряд ли найдется населенный пункт, в котором действуют две конкурирующие коммунальные службы, занимающиеся водоснабжением, так что владелец коммуникаций является монополистом в своей области. Проблемы Основным и наиболее важным фактором в развитии и независимости служб водоснабжения является способность окупить затраты за счет заказчиков, соблюдая при этом разумный предел величины расходов заказчиков. Вышеупомянутый факт содержит две проблемы. Прежде всего, так или иначе коммунальная служба должна ввести основу для выставления счетов, например, устанавливая счетчики расхода воды с достоверной системой калибровки в каждой хозяйственной или эксплутационной компании, а также систему регулярного снятия показаний с этих счетчиков. Во-вторых, коммунальная служба должна установить надежные системы для платежных операций и сборов, а также разработать модели поведения в том случае, если заказчик не оплачивает счета. Служба водоснабжения должна постоянно развиваться. Предоставляемые услуги должны быть все более эффективными, с уменьшением затрат и с повышением качества с точки зрения заказчика. Кроме того, увеличиваются требования к коммунальным службам со стороны защиты окружающей среды. Муниципальные службы должны уметь реагировать на все эти требования. Как создать рентабельную и мощную муниципальную службу водоснабжения? Коммунальная служба должна отвечать всем основным вышеупомянутым требованиям, но она не должна заниматься этим в одиночку. В ее компетенции должно находиться управление службой водоснабжения и основными функциями, такими как использование и обслуживание водопроводных и канализационных сетей, а также операции по обработке сточных вод и очистке воды. Что может быть привлечено извне? Главным образом, специализированная экспертиза, которую нецелесообразно постоянно иметь в собственном распоряжении. Кроме того, технология развивается настолько быстро, что не всегда имеет смысл сразу же приобретать новейшие разработки. Лучший экономический результат при закупке услуг может быть достигнут муниципальным учреждением, если в данной области существует действительная конкуренция и, соответственно, возможность сравнить предложения от нескольких поставщиков. Имело бы смысл сотрудничество муниципальных водных служб в плане совместной закупки товаров и услуг. Это могло бы принести выгоду, например, при покупке химикатов, используемых в трубопроводных системах, и оборудования для обработки, поскольку поставщик заинтересован в большем объеме закупок. В последние годы такое сотрудничество успешно практикуется службами водоснабжения Хельсинки и Стокгольма. Другая предпосылка постоянного успеха — регулярное обучение персонала. Профессиональный и активный штат сотрудников является главным условием успеха. Кроме обучения исполнительного персонала необходимо повышать квалификацию и оценивать показатели эффективности руководства. Например, необходимо от 2 до 4 раз в год проводить оценку того, достигло ли руководство поставленных целей. Одним из инструментов подобной оценки может быть пропорциональный подсчет балльных очков, в котором отдельно оцениваются рабочие и отдельно — финансовые показатели. Концепция службы водоснабжения «Хельсинки Вотер». Компания «Хельсинки Вотер» находится в собственности муниципалитета и имеет товарооборот около 100 миллионов евро. Около 45% от этой суммы компания приносит в качестве дохода муниципалитету г. Хельсинки. Таким образом, служба водоснабжения является полностью рентабельной муниципальной собственностью. В ведении службы водоснабжения Хельсинки Вотер находится:

  • Работа водопроводных и канализационных коммуникаций
  • Очистка воды
  • Обработка сточных вод
  • Приобретение услуг по разработке и управлению проектным строительством
  • Измерение расхода воды и обслуживание счетчиков
  • Выставление счетов заказчикам

Кроме того, «Хельсинки Вотер» имеет свои собственные исследовательские программы и участвует в международном сотрудничестве. Руководство компании и весь персонал постоянно проходят обучение, участвуя в различных образовательных мероприятиях как в Финляндии, так и за рубежом. «Хельсинки Вотер» заинтересована в приобретении:

  • Новых конструкций водопроводных и коллекторных сетей
  • Проектов по реконструкции водопроводных и коллекторных сетей
  • Проектов по очистке и защите коммуникаций
  • Оборудования по очистке воды и обработке сточных вод

Кроме того, компания «Хельсинки Вотер», одна или в сотрудничестве с другими коммунальными службами, рассмотрит предложения по закупке:

  • Химических реактивов
  • Средств для водопроводных и коллекторных сетей
  • Программного обеспечения
  • Транспортных средств, аппаратов и оборудования
  • Оборудования для проведения земляных работ, а также для оказания транспортных услуг.

В настоящее время компания рассматривает возможные варианты организации службы по эксплуатации счетчиков расхода воды. Преимущества сильной компании для предприятия коммунального обслуживания Местное руководство и экспертиза службы водоснабжения вызывают у заказчиков доверие к компании, занимающейся коммунальным обслуживанием. Возможная финансовая прибыль приносит пользу региону, и решение относительно использования прибыли принимается непосредственно на местах. Для выполнения отдельных функций муниципальная компания может заключать субподрядные договора с частными предприятиями, но продолжительность контрактов должна быть ограничена 1–3 годами. Сильное предприятие коммунального обслуживания может брать на себя некоторые функции менее крупных компаний региона (с предоставлением компенсации). Зачем отдавать выгодное деловое монопольное предприятие из общественного управления в частные руки?