Подготовлено на основе материалов онлайн-конференции «Нюансы BIM и BEM-проектирования в контексте новых вызовов времени и нестандартных задач».

 

Существующая технология

Сегодня BIM-технологии становятся обязательными для большинства объектов капитального строительства — заказчики активно разрабатывают информационные требования для собственных проектов. Но, как и раньше, одной из главных задач является увязка внутренних инженерных систем, как между собой, так и между элементами несущих конструкций и архитектурными элементами модели. Эту задачу необходимо решать как на стадии разработки проектной документации, так и на стадии производства рабочих чертежей.

Сегодня сводная BIM-модель объекта может состоять из сотен моделей по разным разделам и дисциплинам, иногда дополнительно разделяясь по этажам и пожарным отсекам. Такая модель собирается в Autodesk Navisworks и проверяется на коллизии. Компании, которые разрабатывают BIM-проекты, хорошо знакомы с этой технологией (рис. 1).

Готовы ли вы платить за выявленные коллизии в вашем проекте? Как этого избежать?. 9/2020. Фото 1

Существующий процесс представлен на рис. 2 и представляет собой последовательность совместных действий BIM-специалистов и проектировщиков. Он подразумевает следующие шаги при создании модели Revit:

1. Создание модели Revit.

2. Создание модели формата NWC.

3. Сборка формата NWF.

4. Отчёты в форматах HTML, XML, XLSX.

Готовы ли вы платить за выявленные коллизии в вашем проекте? Как этого избежать?. 9/2020. Фото 2

Выполняемые при этом действия: 1.1. подготовка 3D-видов в моделях Revit; 1.2. экспорт моделей по разделам в формат NWC; 1.3. формирование сборки формата NWF, подготовка поисковых наборов и проверок на коллизии; 1.4. формирование отчётов и распределение их между исполнителями.

Осуществляя поиск коллизий в модели Revit вручную, проектировщик тратит значительное время на обработку результатов.

Например, BIM-менеджер раз в неделю выгружает модели в формат NWС и собирает в Navisworks агрегированный файл всего здания. Он же настраивает проверки на пересечение: как правило, 50–60 проверок — комплекс, позволяющий выдавать проектировщикам только пересечения их конкретного раздела, без дополнительной фильтрации в промежуточных файлах. Отчёты о коллизиях выгружаются в форматы XML или HTML, которые выдаются проектировщикам в качестве задания на устранение пересечений.

После этого проектировщик открывает эти файлы, находит в Autodesk Revit пересекающийся элемент по идентификатору и устраняет возникшую коллизию.

Если же специалист не согласен и считает, что должен двигаться другой пересекающий элемент, ему необходимо уведомить специалиста по соответствующей дисциплине о своём действии. Как правило, это происходит по электронной почте, и такая ошибка может устраняться бесконечно.

Если представить, что в модели одного здания 1000 коллизий, то такая процедура может растянуться на один-два месяца. А если проектировщики сидят в разных офисах, то всё становится ещё сложнее и дольше, так как главная проблема — это всегда коммуникации.

Заказчик же запускает точно такой же параллельный процесс, настраивает правила и получает результаты проверки. К сожалению, в 99% случаев результаты проверок заказчика и проектировщика не совпадают с первого раза, как бы BIM-менеджеры компаний не пытались аналогично настроить проверки в Autodesk Navisworks. Начинается «утряска» правил, передача сводного файла с проверками и долгая работа по приёмке BIM-моделей.

Сопровождая BIM-проекты, как на стороне проектировщика, так и на стороне заказчика, мы поняли, что можно решить проблему коммуникаций и не выполнять двойной работы по проверкам, сократить потери времени, а в конечном результате и денег.

Как же решить такую задачу?

Все наши отдельные наработки по этой проблеме консолидированы в комплексе приложений BimaCAD Model Checker для Autodesk Revit. Идея достаточно простая: донести коллизии прямо на рабочие места проектировщиков, чтобы работа по их устранению стала проще, не используя при этом механизмы согласования по электронной почте. В среде BimaCAD Model Checker вы можете создавать комментарии для коллег у каждого пересечения, ставить отметки об устранении и предоставлять сводный визуальный отчёт по коллизиям заказчику или генеральному проектировщику.

Готовы ли вы платить за выявленные коллизии в вашем проекте? Как этого избежать?. 9/2020. Фото 3

Механизм простой и отражён на рис. 3. Он подразумевает следующие шаги при создании полноценной модели Revit:

1. Создание модели формата NWC.
2. Сборка формата NWF.
3. Отчёты в форматах HTML, XML, XLSX.

Выполняемые при этом действия: 1.1. подготовка 3D-видов в моделях Revit; 1.2. экспорт моделей по разделам в формат NWC; 1.3. формирование сборки формата NWF, подготовка поисковых наборов и проверок на коллизии; 1.4. навигация по коллизиям в модели Revit, назначение статусов.

Как и раньше, BIM-менеджер выгружает модели в формат Navisworks, создаёт и выполняет проверки по правилам, но вся полученная информация о пересечениях поступает в корпоративный портал проекта в BimaCAD Model Checker. Поскольку это веб-портал, то результаты видны всем участникам проекта.

Для руководителей проектных групп нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение. На совещании по вопросам проектирования можно наглядно показать, какой раздел тянет проект вниз, и где необходимо принять дополнительные организационные меры.

На рабочей станции каждого проектировщика устанавливается плагин BimaCAD Model Checker для Autodesk Revit, который предоставляет прямой доступ к информации об ошибках и позволяет быстро переходить к ним двойным кликом мышки (рис. 4), после чего проектировщику остаётся только проанализировать коллизию и устранить её.

При следующей проверке на пересечения система переведёт коллизию в разряд исправленной, и задача будет полностью решена.

Готовы ли вы платить за выявленные коллизии в вашем проекте? Как этого избежать?. 9/2020. Фото 4

Результат

Меня часто спрашивают, как полностью избежать коллизий. Ответ есть — обращать на них внимание постоянно, постоянно их устранять! Не бояться их появления, так как это нормально, а сделать процесс выявления и устранения коллизий как можно проще и прозрачнее!

Необходимо наладить партнёрское взаимодействие в цепочке «проектировщик — заказчик». Последнему нужно стимулировать повышение качества BIM-проектов, дополнительно доплачивая за это качество. Ведь все ошибки, которые проникают на стадию строительства, отражаются в бюджете в стократном размере по сравнению со стоимостью исправления этой ошибки на стадии проекта.

Выгоды от такого взаимодействия получают все стороны. Заказчик разворачивает свой портал и динамически отслеживает качество BIM-проекта, тем самым минимизируя затраты на отклонения от проекта при строительстве. Проектировщик же имеет доступ к этим данным и не тратит время на настройку собственных проверок и бесконечный поиск элементов по их идентификаторам, что положительно влияет на время, потраченное на устранение коллизий и ошибок.

Наш подход уже был испытан на достаточно сложных проектах и показал свою эффективность. Мы можем разворачивать BimaCAD Model Checker как локально, так и с помощью интернет-ресурсов. Это позволяет создать как полностью закрытую локальную среду, так и контролируемо открытую, что особенно важно в некоторых проектах.

Перспективы

BimaCAD Model Checker не стоит на месте: последние три года мы постоянно модифицируем его как для BIM-проектов, которые сопровождаем сами, так и для наших партнёров, которые уже протестировали и развернули сервис. В наших планах — сделать сервис для технического и авторского надзора, а в дальнейшей перспективе — и для эксплуатации. Вы сможете добавлять к элементам документацию, фото и видеоматериалы, использовать систему на мобильных устройствах и создать свою конфигурацию.