Юрий Нечепаев: группа Bosch пришла бы и в нынешнюю Россию . 8/2016. Фото 1

:: Юрий Викторович, в настоящее время в медиасфере слышны разные мнения о перспективности развития бизнеса в России и противоречивые прогнозы. Начиная с утверждений, что иностранцы выводят активы за рубеж, до прямо противоположных заявлений... Понятно, что — видимо, как и история — бизнес не терпит сослагательных наклонений. Но, тем не менее: группа Bosch вышла бы на российский рынок сегодня, если бы этот вопрос возник только теперь?

Ю.Н.: Во-первых, большое спасибо за возможность дать это интервью, обратиться к уважаемым профессионалам — зрителям телеканала С.О.К.-TV и читателям журнала С.О.К. Отвечая на ваш вопрос, я скажу однозначно — «да». Bosch в настоящих условиях вышла бы на российский рынок. И вот почему. История Bosch в России уже довольно длительна. Впервые Роберт Бош открыл представительство в России в начале XX века. Россия, как потенциальный рынок, была всегда очень интересна для группы Bosch. И мы — «Бош Термотехника» — присутствуем в России также уже довольно долгое время. И мы не просто находимся здесь — у нас есть хорошо организованная, развитая структура. В неё входят заводы, представительства в различных городах страны, широкая филиальная сеть, большое количество сотрудников, которые работают в нашей компании. Да, сейчас не самые лёгкие времена, кризис, и не так всё просто, как раньше. Но кризис — это одновременно и дополнительные возможности. В частности, возможность завоевать и упрочить свои позиции на рынке, прежде всего за счёт того, что в кризис слабые компании уходят с рынка, а сильные остаются и укрепляют свои позиции. Bosch пришёл сюда однажды и уходить не собирается. Поэтому мы, несмотря на тяжёлую, непростую экономическую ситуацию, будем продолжать наше развитие, нашу работу в России.

:: Конкурентная ситуация осложняется в связи с экономическими пертурбациями. Как вы оцениваете уровень конкуренции за внимание потребителя со стороны «исконно российских» производителей отопительного и климатического оборудования? Что, на ваш взгляд, мешает их бизнесу и что помогает?

Ю.Н.: Мне не очень просто говорить за традиционно российского производителя, поскольку я представитель иностранной компании, которая имеет здесь своё производство. Могу лишь высказать свою личную точку зрения. Традиционно отечественному производителю, думаю, могут мешать те же самые факторы, которые мешают и иностранным компаниям, работающим в России. Это, естественно, тяжёлая экономическая ситуация и, как следствие этого, падающий рынок, снижение потребительского спроса, ужесточение конкуренции, общее снижение уровня цен на рынке и прибыли. Происходит снижение общей рентабельности. Вот эти факторы, которые, с моей точки зрения, мешают традиционно отечественному производителю.

А вот что однозначно помогает отечественному производителю в непростых условиях нашего времени, так это привязанность его к рублю, к российской валюте. То есть производство продукции в России, её позиционирование и установление цен в рублях на неё. Волатильность рубля по отношению к другим валютам тоже однозначно помогает. Привязка к рублю делает более устойчивыми цены на данную продукцию. У потребителя, получающего стабильные цены, дополнительно повышаются доверие, интерес и, как следствие, растёт спрос на тот или иной товар. Вообще, надо сказать, что в условиях именно падающего рынка и определённой девальвации рубля, которая имела место в течение последних двух лет, отечественные производители однозначно выиграли.

:: Действительно, многое зависит от потребителя... А что, собственно говоря, хочет российский потребитель? Какие клише живут в сознании потенциальных покупателей отопительного и климатического оборудования? И в чём, быть может, эти клише не сочетаются с холодным технико-экономическим расчётом?

Ю.Н.: У российского потребителя есть свои определённые предпочтения и, может быть, как вы говорите, свои клише. Хотя я бы не использовал в данном случае слово «клише». Есть определённые требования и предпочтения, это более правильно, наверное. В целом, отечественный потребитель очень похож на стандартного, среднего потребителя из многих других стран — Европы, Америки... Потребитель всегда хочет одного.

Юрий Нечепаев: группа Bosch пришла бы и в нынешнюю Россию . 8/2016. Фото 2

:: Товар и услугу получше и подешевле.

Ю.Н.: Совершенно верно. Он хочет получить современное оборудование хорошего качества, но по доступным для него ценам. И российский, наш отечественный потребитель мало чем в данных вопросах отличается. Другое дело, что современная текущая специфика, та ситуация, которую мы сегодня наблюдаем на российском рынке, ограничивает прежде всего возможности отечественного потребителя в приобретении оборудования более высокого ценового сегмента. И это, к сожалению, как раз импортная продукция, однозначно недешёвая, но высокого качества, производимая в первую очередь европейскими странами. Вследствие девальвации рубля в течение последних двух лет она стала менее доступна для массового отечественного потребителя. Вместе с тем, потребитель по-прежнему хочет иметь эту продукцию на своих объектах, в своих домах. Поэтому «Бош Термотехника», понимая потребности своих конечных заказчиков, россиян, производит на своих заводах в России продукцию, обладающую высоким качеством и по своим техническим характеристикам, по своей энергоэффективности ничуть не уступающую лучшим образцам оборудования, производимого в других странах мира группой Bosch. Например, в Германии, в Чехии. И что немаловажно — наша техника имеет вполне доступный для массового отечественного потребителя уровень цен. Понимая, что за ней будущее, мы связываем планы развития «Бош Термотехники», в первую очередь, с производством именно такой продукции.

:: Работа над доступностью оборудования, думаю, сказывается на статистике устанавливаемости её в разных потребительских сегментах. Можете ли вы привести текущий посегментный рейтинг популярности отопительного и климатического оборудования, предлагаемого компанией «Бош Термотехника»? Промышленность, коммерческие объекты, жилые комплексы, загородная недвижимость...

Ю.Н.: «Бош Термотехника» — широкопрофильная компания. Она производит самую разнообразную технику, начиная от простых водогрейных котлов бытового назначения тепловой мощностью 20 или 12 киловатт, если мы говорим о настенном котле, до агрегатов для промышленного применения — паровых, водогрейных единичной мощностью до 38 мегаватт. Помимо этого, «Бош Термотехника» с прошлого года вышла на рынок климатического оборудования, мы в настоящий момент выпускаем VRF-системы. Вследствие огромного спектра производимого нами оборудования области применения последнего, соответственно, также очень широки. В настоящий момент на местном рынке страны, в силу российской специфики и сложившейся ситуации, наиболее востребовано наше оборудование для жилого сектора. Я говорю в основном о многоэтажных домах, расположенных в жилых кварталах, в которых, если мы говорим о поквартирном отоплении, в первую очередь применяются настенные котлы. Ну и, конечно, производимые нами в России стальные панельные радиаторы. Доля данного оборудования в объёме поставляемого на российский рынок наиболее широка. По-прежнему очень широко в жилом массовом секторе применяются газовые и электрические водонагреватели, которые также производит «Бош Термотехника». Следующим сегментом в рейтинге востребованности нашей техники находится промышленный сегмент, где, соответственно, пользуются спросом отопительные и паровые котлы промышленного назначения. Ныне они производятся как в России, так и на заводах Bosch в Германии и в Австрии. Поставляются данные агрегаты по-прежнему довольно активно и находят в нашей стране широкое применение. Ну, и на последней позиции я бы расположил сегмент коммерческой недвижимости. Здесь востребованы системы отопления и производства горячей воды среднего мощностного диапазона — ориентировочно от 500 киловатт до двух мегаватт единичной мощности — и VRF-системы для поддержания необходимых климатических параметров на объектах.

:: Скажите, почему именно такой расклад? Что диктует именно такое расположение мест? Ваши внутрикорпоративные или рыночные тренды?

Ю.Н.: Я думаю, что расстановка больше зависит от нынешних рыночных условий, нежели от наших внутренних предпочтений или избранных нами приоритетными направлений развития компании. Приведённый мной рейтинг сформировала текущая конъюнктура рынка: довольно ограниченные инвестиции в основной капитал вследствие довольно ограниченных прямых инвестиций и т.д. Однако инвестиции в массовое строительство жилья по-прежнему есть, и мы этому очень рады. В стране работает программа льготной ипотеки, имеется её субсидирование государством, что также способствует сохранению и поддержанию спроса на жильё. Эти факторы, естественно, создают предпосылки к сохранению спроса, к примеру, на настенные котлы и радиаторы.

Юрий Нечепаев: группа Bosch пришла бы и в нынешнюю Россию . 8/2016. Фото 3

:: Юрий Викторович, вы ранее произнесли фразу «широкопрофильная компания “Бош Термотехника"». Профиль широк, рынок сложен... Я так понимаю, что работы у вас меньше не становится — только больше. По крайней мере, судя по тому, как мы с вами подбирали время этого интервью, работы у вас хоть отбавляй. Какие изменения претерпел ваш личный график за последние год-два?

Ю.Н.: Вы абсолютно правы, работы меньше не стало. Как компания, очень активно работающая на рынке, «Бош Термотехника» в полной мере испытывает на себе негативное влияние кризиса. Работы действительно стало больше — и по понятным причинам. Для того, чтобы получить в текущих условиях тот же результат, что и раньше — при благоприятной рыночной ситуации — необходимо работать хотя бы в два раза интенсивнее. При этом я отдаю себе отчёт, что даже при таком темпе нет гарантии получения того же результата, который мы имели ещё несколько лет назад... Поэтому однозначно могу сказать — мой график стал плотнее. И я считаю, это абсолютно нормально — все сегодня должны работать больше.

:: Рынок становится интереснее, несмотря на то, что сложнее. Соответственно, активизируются средства массовой информации. Появляется больше информационных поводов, происходит больше процессов, которые можно и нужно освещать. Повысилось ли за последний год внимание к вашей персоне и предприятию со стороны отраслевой и широкопрофильной федеральной прессы?

Ю.Н.: Внимание к моей персоне, я считаю, не так важно. А вот внимание к нашей организации повысилось. Причины этого абсолютно объективны и понятны. Первая из них заключается в том, что среди иностранных компаний, работающих на рынке систем отопления и климатической техники, мы являемся уникальным предприятием — у нас в России есть своё собственное производство, и даже не одно. Оба завода в настоящий момент успешно работают и развиваются. И пресса, и наши партнёры видят успехи, достигаемые компанией, и, естественно, проявляют интерес к нам. Другой фактор интереса — это новые модели бизнеса, которые мы активно развиваем и тем самым активно укрепляем свои позиции. Особенно это важно в непростое, кризисное время. Наш приоритет — внедрение передовых информационных технологий. И, в первую очередь, это связано с развитием бизнеса, совершенствованием его моделей. В текущем 2016 году мы запустили уникальную в нашей отрасли b2b-интернетплатформу для наших партнёров, которая позволяет осуществлять продажу нашего оборудования через Интернет. Это новая модель бизнеса очень удобна для них, так как позволяет существенно сократить время получения информации — коммерческих предложений, счетов на оборудование. При этом компании в онлайн-режиме получают оперативно и полную информацию о наличии тех или иных товарных позиций, все необходимые данные касательно технических характеристик, необходимых маркетинговых материалов — листовок, брошюр и т.д. Мы запустили интернет-платформу в июле и буквально за первые неполные два месяца её работы получили результаты, которые превосходят наши ожидания: клиенты, партнёры «Бош Термотехники» высоко оценили эту новую для них модель бизнеса и очень активно ею пользуются.

:: Уточните, результаты — это мнения только ваших текущих клиентов? Стимулировало ли внедрение нового ИТ-инструмента приток новых потребителей?

Ю.Н.: Пока мы имеем обратную связь только от наших прямых партнёров, поскольку время работы этой интернетплатформы ещё небольшое — неполных два месяца. Но, судя по тому, как активно растёт количество запросов, проходящих через нашу программу заказов — у нас это называется «электронной коммерцией» — в ближайшее время я ожидаю как роста количества партнёров, которые будут пользоваться новой платформой, так и притока новых покупателей.

:: Ваши усилия, усилия коллектива должны быть вознаграждены. И потому со своей стороны желаю компании «Бош Термотехника», чтобы количество клиентов, партнёров росло. Ведь в настоящее время клиентская база, партнёры — это особенно важный актив — то, на что, в принципе, опираются компании из любой отрасли. Уверен, что ваш бизнес будет развиваться, расти в России и приносить всё большую пользу как группе Bosch, так и российским потребителям. Юрий Викторович, спасибо за интервью.

Ю.Н.: И вам большое спасибо. И ещё раз хочу поблагодарить за возможность дать интервью, пожелать вам и вашей уважаемой организации успехов, процветания и самого-самого хорошего.

И, конечно — до следующих встреч с нашими дорогими и уважаемыми читателями и зрителями!

Юрий Нечепаев: группа Bosch пришла бы и в нынешнюю Россию . 8/2016. Фото 4