В официальной церемонии открытия приняли участие президент PepsiCo в России Сильвиу Попович, глава администрации Лебедяни А. И. Хрипченко и руководитель завода «Лебедянский» С. А. Подчепаев. На церемонии открытия руководитель Липецкой области О. П. Королев отметил: «Реконструкция очистных сооружений Лебедяниодин из важных региональных проектов, пример успешного взаимодействия администрации и бизнеса на благо местного сообщества. Новые сооружения не только очищают сточные воды в соответствии с нормами российского законодательства, но и позволяют городу беречь электроэнергию за счёт установленных энергосберегающих технологий».

На реконструированных очистных сооружениях используются ряд энергосберегающих технологий. За счёт использования рельефа местности (расположение на склоне) перелив стоков из некоторых ёмкостей идёт под естественным напором. Установлено новое оборудование (насосы, воздуходувки), имеются частотные преобразователи для приводов оборудования, а также автоматика, включающая оборудование только по мере необходимости. В целом, работа построена таким образом, чтобы не было просадок напряжения.

На городских очистных сооружениях в Лебедяни применяется механическая и биологическая системы очистки сточных вод. Кроме того, стоки проходят глубокую доочистку биологически очищенной воды и обеззараживаются ультрафиолетом. Именно такая технология позволяет гарантировать высокую степень очистки сточных вод от всех загрязнений, образующихся в результате производственной деятельности. Таким образом, очищенные сточные воды, которые будут поступать в реку Дон, не нарушают экологический баланс, сохраняют речную флору и фауну.

Зачинатели проекта понимали, что выбор производителя и технологий, применяемых при очистке сточных вод, — основополагающий вопрос, определяющий дальнейшее функционирование очистных сооружений. Специалисты компании PepsiCo остановили свой выбор на немецком производителе, который использует традиционную механо-биологиче- скую очистку сточных вод с применением современных достижений науки и техники. Для проекта была принята технология SBR, которая является одним из вариантов очистки с использованием активного ила, причём биологические процессы разрушения и отделения активного ила происходят в одном реакторе.

Данная технология полностью отвечает выдвинутым требованиям к проекту: оснащение высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием с высоким уровнем автоматизации; компактность очистных сооружений; высокое качество и стабильность очищенных стоков за счёт применения современных технологий и оборудования (SBR-технологии, уплотнение иловой суспензии); выделение и сгущение шламовых осадков сточных вод; минимизация воздействия на окружающую среду за счёт совершенствования технологических процессов и оборудования.

С точки зрения технологии, очистные сооружения обеспечивают проведение нескольких этапов очистки: механическая очистка, биологическая очистка, дополнительная очистка и дезинфекция, а также утилизация твёрдых остатков.

Особенность очистных сооружений в городе Лебедяни состоит в том, что сооружения занимают небольшую площадь, а благодаря современным технологиям они не вырабатывают сырого остатка и не дают сильных запахов. Новые очистные сооружения в Лебедяни позволят ежедневно перерабатывать до 15 тыс. м3 сточных вод. В настоящий момент потребность города составляет меньше половины от этого объёма — всего 7000 м3.

«Компания PepsiCo инвестирует значительные средства в программы, направленные на сохранение природных ресурсов. Активное участие в реконструкции городских очистных сооружений Лебедяни стало ещё одним таким проектом компании», — отметил Сильвиу Попович, президент PepsiCo в Российской Федерации.

Заметим, что компания PepsiCo проводит активную политику в области экологии и охраны окружающей среды, направленную на сокращение потребления природных ресурсов на всех производственных площадках, используя ресурсосберегающие технологии и уменьшая воздействие на окружающую среду. В частности, российское подразделение PepsiCo взяло на себя добровольные обязательства, направленные на ресурсосбережение. Компания обязуется снизить удельное потребление воды на единицу продукции с 2006-го по 2015-й год на 20 % и удельное потребление энергии на единицу продукции с 2006-го по 2015-й год — на 25 %. При этом PepsiCo выполняет свои обещания. Так, по результатам 2013-го года снижение потребления ресурсов на заводах, производящих снеки, составило по воде — 35 %, по энергии — 10 %, а на заводах, производящих напитки и соки, по воде — 35 %, по энергии — 24 %.

Успешные результаты были достигнуты за счёт реализации программы ReCon, разработанной внутренними экспертами компании и нацеленной на внедрение энергосберегающих технологий. В ReCon входят: обучающие программы, учитывающие специфику и технологические особенности предприятий PepsiCo; единая база учёта данных и лучших практик; набор энергосберегающих методик и инструментов; международная сеть внутренних экспертов.

Компания PepsiCo проводит активную политику в области экологии и охраны окружающей среды, направленную на сокращение потребления природных ресурсов на всех производственных площадках, используя ресурсосберегающие технологии и уменьшая воздействие на окружающую среду

А вот примеры успешных экологичных проектов PepsiCo. Завод по производству снэков в городе Азове (Ростовская область) стал первым заводом PepsiCo в России прошедшим LEED-сертификацию (в 2011-м году). LEED (Leadership in Energy and Environmental Design — Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании) — это система «зелёной» сертификации, проводимой организацией US Green Building Council. Данная сертификационная система подразумевает экономию энергии, эффективное водопотребление, уменьшение выбросов CO2, улучшение внутренних экологических показателей, методы бережливого расходования ресурсов.

Кроме того, PepsiCo стала первым производителем соков в России, выбравшим FSC- упаковку. С 2012-го года PepsiCo разливает свои соки (а с 2013-го года — и молоко) в упаковку «Тетра Пак», произведённую из древесины от ответственного лесозаготовителя. В качестве свидетельства ответственного выбора источника сырья и поставщика компания размещает на упаковке знак «Лесного попечительского совета» (Forest Stewardship Council, FSC). Логотип FSC означает, что картонная упаковка произведена из древесины, полученной из известных и отслеживаемых источников с соблюдением самых строгих экологических, социальных и экономических норм и требований.

Независимая неправительственная некоммерческая международная организация «Лесной попечительский совет» является признанным экспертом в области ответственного лесопользования и занимается разработкой и внедрением единых мировых стандартов ответственного управления лесами, а также контролем за их соблюдением.

ИНФО

Завод «Лебедянский» — градообразующее предприятие Лебедяни, где работает более 1000 местных жителей. Завод, рассчитанный на выпуск более одного миллиарда литров соковой продукции, является крупнейшим соковым заводом в России и одним из крупнейших — в Европе. На 34-х современных производственных линиях выпускаются соки и нектары под такими известными брендами, как J7, «Я», «Фруктовый сад», «Любимый», а также морсы «Чудо-Ягода» и «Северная ягода». Сырьё для соковой продукции поступает на завод, в том числе и от российских поставщиков: яблоки закупаются в Липецкой и в других областях центрально-черноземного региона России, а также в Краснодарском крае. Ягоды для морсов поступают на завод также от российских поставщиков.