Михаил Евгеньевич, первое, с чего хочется начать общение с вами, это обсуждение назначения вас главой Комитета по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства в Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». Зачем вообще был создан этот комитет?

- Целью создания комитета по промышленному ПО и стандартизации является объединение усилий для дальнейшего развития теоретических основ и подготовки практических рекомендаций в сфере управления качеством в условиях массовой цифровизации. Создание новых программных продуктов в области информационного моделирования и внедрение их в производство, в том числе в строительной отрасли, влечёт за собой необходимость разработки новых стандартов и требует оперативного отклика экспертного сообщества. Стандартизация является необходимым элементом системы нормативно-технического регулирования, управления нормативной и технической документацией в условиях перехода к цифровой экономике. Активная цифровизация проектно-строительной отрасли требует внесения существенных изменений в законодательство и в нормативно-техническое регулирование.

Профессиональное сообщество, понимая трудоёмкость задачи, терпеливо вникает в нормативные нововведения, влияющие на внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ). Специалисты отрасли, законодатели, представители федеральных и региональных органов власти, инвесторы и учёные всё активнее включаются в обсуждение актуальных проблем ТИМ, обмениваются опытом. Целью системы информационного моделирования является объединение возможностей многих классов программного обеспечения, как технологий формирования и ведения информационной модели (ИМ). ИМ как общий архив данных должна и будет получать данные от систем, имеющих названия CAD, CAM, CAE, PLM, MES, BPM и т. д. Радует, что государственная политика ускоренной цифровизации нацелена на комплексные решения, которые помогут реализовать все преимущества управления данными на всём протяжении жизненных циклов как объекта информационного моделированная, так и его виртуальной копии — ИМ. Впоследствии в результате преобразований информационные модели должны стать цифровым двойником, что поможет преобразовать их в систему по типу «умный город». Конечно, для этого необходимо решить множество задач, часть из которых не решена и на мировом уровне. Так что импортозамещение нуждается больше в «импортоулучшении».

С целью решения наиболее актуальных вопросов в цифровизации строительной области и был создан профильный комитет при Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт». Группа компаний «СиСофт» (CSoft), ведущий разработчик инженерного и технологического ПО для ключевых отраслей промышленности, принимает активное участие в процессе цифровизации экономики, происходящей сегодня в нашей стране. Как представитель этой компании в АРПП, я понимаю, насколько ответственно то, чем мне предстоит заниматься на посту руководителя Комитета по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства. Ключевая задача, которая стоит перед Комитетом, — обобщить законодательный опыт и ускорить цифровизацию, в том числе и в интересах отечественных производителей программных продуктов.


Михаил Бочаров, исполнительный директор компании «СиСофт Разработка» (ГК «СиСофт», CSoſt ), глава Комитета по стандартизации в области промышленного и гражданского строительства Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт»

Каким образом уход из России крупнейших вендоров повлиял на российский рынок программных продуктов в целом и на ГК «СиСофт» в частности?

- На CSoft это не повлияло практически никак. У нас есть программные продукты на все виды и типы технологий информационного моделирования, поэтому мы очень хорошо чувствуем себя на рынке ПО, вне зависимости от присутствия на нём зарубежных конкурентов. Если же говорить о российском рынке вообще, то очистилось место для новых разработок, полностью отвечающих российскому техническому регулированию. Например, отечественные разработчики могут обеспечить себя общим форматом для управления и хранения данных, что снизит риски их потери и обеспечит быстрое развитие ТИМ за счёт использования возможностей начинающих разработчиков.

Получается, что рынок очистился? Или он просто опустел и взять с него нечего?

- Он очистился для новых возможностей, чем должны воспользоваться отечественные разработчики. Теперь мы можем развивать собственные разработки в интересах отечественного потребителя. Конечно, с учётом положительного и отрицательного мирового опыта развития BIM. Западные решения были очень привлекательны в силу маркетинговой активности их разработчиков. Но зарубежные решения основывались на западном техническом регулировании, которое не очень хорошо подходило для России. Более того, иностранные разработчики предлагали «переделать» под своё ПО наших строителей, изыскателей, проектировщиков и нашу нормативную базу. А должно быть наоборот. Так что — ушли и ушли.

Насколько это критично, исходя из того, что почти 80 процентов российского рынка ПО занимали иностранные компании?

- Во-первых, сами продукты остались, лицензии пока работают, и этими продуктами пользуются. Наше ПО, по мнению отдельных пользователей, в чём-то хуже, в чём-то лучше. Для многих пользователей это критично, но не смертельно. В общем итоге эти программные продукты выполняют одну и ту же функцию. При этом иностранное ПО для этапа проектирования мы давно заместили. Например, у ГК «СиСофт» наработана лучшая линейка ПО из возможных в России. Причём стадия проектирования в этой линейке полностью импортозамещена, и проблема перехода с импортного ПО иногда связана только с вопросом привычки использовать конкретный софт. Но развиваться нужно, не воспроизводя привычную картинку интерфейса, а дополняя и улучшая функционал. В этом нужно ориентироваться уже и на импорт, и на других отечественных разработчиков: нужно быть в тонусе и постоянно развиваться.

Также хочу отметить, что информационное моделирование, как обособленная отрасль IT-ландшафта, пока только формируется — не только в России, но и в мире, вбирая в себя различные классы программных продуктов по управлению данными в виде отдельных технологий для формирования и ведения информационных моделей. BIM, будучи частью информационного моделирования, пока хорошо работает только на этапе проектирования. Конечно, это замечательно, когда проектировщик с помощью мышки и клавиатуры начинает рисовать здание, подтягивать данные, собирать конструктив, формировать описание и документацию. Ну, а дальше что? Ведь на стадии строительства и эксплуатации BIM пока применяется по минимуму. Нужно понимать простую вещь: зарубежные продукты делались с ориентацией не на российское техническое законодательство. Продавая их на территории России, нужно было одновременно внедрять и чужие бизнес-процессы, выдавая их за самые передовые. Всё это напоминает наивные рассуждения начала 1990-х годов, когда на волне отрицания всего советского думали: «А давайте скопируем американскую конституцию и будем жить как в Америке».

Несмотря на маркетинговые усилия по продвижению BIM и формата IFC, имеется ряд фундаментальных ограничений. Принцип информационного моделирования намного амбициозней и проще, хотя также не лишён недостатков, которые необходимо отработать на практике применения. Поэтому мы очень осторожно относимся к необдуманному и поспешному изменению в законодательстве, определяющему основные «правила игры».

Например, грядущая отмена с 1 марта 2023 года ПП РФ №1431 без альтернативы — не очень положительный шаг. Такие колебания только вредят становлению информационного моделирования. Но я убеждён, что, несмотря на трудности внедрения, у информационного моделирования хорошая перспектива. При этом, имея в виду строительство с использованием информационного моделирования, нужно понимать, что все строители (каменщики, бетонщики, штукатуры) по своей сути являются потенциальными участниками работы в информационной модели. Только нужны простые и дешёвые технологии «общения» с этой самой информационной моделью. К примеру, каменщик сложил какую-то стенку за смену, сфотографировал её на свой смартфон и передал эти данные по определённому адресу — по сути, в модель. То же самое можно сделать проще, например, с помощью облёта или обхода беспилотным аппаратом. Затем мастер, бригадир или прораб со своим приложением проверяют качество строительства и тоже передают эти данные в модель. После этого уже в модели подтягиваются и сопоставляются расценки, объёмы, сетевые графики. Так формируется и ведётся модель на этапе строительства. Но для того, чтобы всё это работало, мы должны каждому строителю дать самый минимальный уровень знаний для работы с информационной моделью на своём участке. Этот минимум должен определяться так называемым «порогом входа в цифровизацию». Если пользователь сфотографировал объект на телефон и отправил снимок коллеге, то это низкий порог, и он устроит всех. Наша задача — разделить компетенции при работе с информационной моделью, причём для подавляющего большинства строительных профессий — по низкому порогу входа. Вроде всё просто, да и много стартапов и крупных вендоров такое делают, но как-то всё пока «не сложилось» — ни на Западе, ни в России.

Кроме того, у нас опять началась путаница в терминах. Давайте, наконец, разберёмся, что такое сама информационная модель и что есть процессы её формирования и ведения (по сути, это и является технологиями информационного моделирования). Так мы снимем множество проблем, созданных при хаотической и, к сожалению, недостаточной, а где-то избыточной регламентации и стандартизации информационного моделирования. Вместо чётких и простых понятий у нас полная анархия в нормативных требованиях. А ведь всё очень просто: модель формируется, когда создаётся в основном её графическая составляющая, на которой лежит обязанность структурирования данных. И модель ведётся, когда на основе графической структуры к ней привязываются данные. Причём эти процессы могут существовать и совместно.

Для этого Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен простой инструмент — классификатор строительной информации (КСИ). Задачей классификатора является распределение информации об объектах капитального строительства и об ассоциированной с ними информации в соответствии с её классификацией (классами, группами, видами и другими признаками). Действующий вариант КСИ эту задачу выполняет плохо. Основная причина — не очень удачная классификация (идентификация) внутри самого объекта. Мы опять наступаем на те же грабли — тянем смыслы BIM и IFC в российскую стройку. Ведь BIM — больше о самом объекте, а задачи ТИМ значительно шире, например, добавляется внешняя интеграция с государственными информационными системами. Но чем больше мы цепляемся за неработающие решения, тем больше непродуктивных затрат понесут участники процессов внедрения информационного моделирования (они укрупнённо перечислены в ПП РФ от 5 марта 2021 года №331). Нужно понимать, что эта самая информационная модель будет разной на всех этапах её жизненного цикла. Не новая модель, а продолжение старой, с предыдущего этапа жизненного цикла.

И как эта информационная модель будет выглядеть, какую будет иметь детализацию, мерность, в каком она будет формате или виде, — мы пока точно не знаем, это определит практика. Но связывать данные каждого этапа внутри информационной модели и вовне её будет та самая графическая часть, к которой нужен нормальный КСИ. Мы к этому обязательно придём. И дело даже не только в технологическом суверенитете, но и в самом обыкновенном здравом смысле.

Ещё одно заблуждение — это априорная эффективность от внедрения информационного моделирования. Никакой инструмент не может быть «автоматически эффективным». Молоток эффективен или нет? Это инструмент, а его эффективность зависит от того, кто и как его применяет. Технологии информационного моделирования позволяют планировать время, деньги и процессы. Эти технологии — инструмент, который даёт возможность принимать управленческие решения, но только при условии, что полученных от информационных технологий данных хватит конкретному управленцу для эффективного их применения. Что касается самих ТИМ, то необходимо, чтобы уровень и объём внедрения информационного моделирования были не меньше требуемых по закону и отвечали желаниям заказчика.

То есть вы утверждаете, что, вопреки сложившемуся мнению, информационная модель может быть неэффективной, в зависимости от того, что в неё внесено и как ею пользуются?

- Давайте разберёмся с фразой «сложившееся мнение». Чьё мнение вы имеете в виду? Тех, кто ловит коммерческую волну государственного интереса к информационным продуктам и более активен медийно? Априори говорить о том, что BIM, как мифический царь Мидáс, превращает в золото всё то, с чем «соприкасается», совершенно неверно. Повторю: для проектирования информационное моделирование или BIM (в данном случае это одно и то же) точно эффективно. И все необходимые программные продукты для проектировщика есть в виде отечественных решений. При этом для развития BIM, для этапов строительства и тем более эксплуатации предстоит ещё много работы, но направление на цифровизацию и последующую цифровую трансформацию действующих процессов — правильное. Для российского технического регулирования правильно всё-таки говорить «информационное моделирование», так как предполагаемое развитие информационной экосистемы России точно превосходит все уровни зрелости BIM от Бью и Ричардса или «Индустрии 4.0», которые нам стараются навязать в качестве ориентиров. Это самое простое — управлять процессом, навязав свой принцип оценки результата. Так мы всегда будем догонять и импортозамещать, а нам нужно опережать и «импортоулучшать». Наша «планка высоты» гораздо выше, и, взяв поставленную высоту, мы с лёгкостью пройдём все западные уровни, а также используем и разовьём всё лучшее, что уже наработано отечественными вендорами и отечественной строительной отраслью.

Здесь должно быть разумное ограничение, которое можно выразить фразой: не нужно учить строителя строить, можно только предложить лучший вариант (инструмент) управления данными строительства. Мы должны расположить к информационному моделированию рядового пользователя — для внедрения это будет гораздо эффективней, чем «обязаловка» от начальства.

Очевидно, что информационная модель должна работать на всех этапах существования объекта. И если проектировщик её сделал, а строителю, тем более в эксплуатации, она вообще не нужна, то смысла в этой информационной модели нет. Да и с ПО, как я понимаю, на этой стадии тоже есть проблемы…

- Проблема с программным обеспечением на этапе строительства и эксплуатации состоит в том, что полноценной линейки уровня этапа проектирования нет ни за рубежом, ни в России. Даже, уточню, проблема с программно-аппаратным обеспечением, так как для этапов строительства и эксплуатации необходима обратная связь от объекта информационного моделирования. И тут много работы для отечественных вендоров и производителей электронного оборудования на основе целей и задач по цифровизации стройки по принципам российского технического регулирования.

САПР расшифровывается как система автоматизированного проектирования, и наша задача — создать систему автоматизированной поддержки строительства (САПС). Необходимо создать полноценную линейку программных продуктов для стройки, как уже было сделано для проектирования. Потом уже перейдём к эксплуатации. Создать модель «как построено» вручную, на основе факта построенного объекта, или автоматизировать только получение смет или графиков строительства — этого мало, но всё равно это первые шаги к САПС. И как было сказано выше, автоматизация технологий информационного моделирования стройки, а от неё и экономическая эффективность, как в проектировании, будет получена, когда мы обеспечим автоматическую обратную связь со стройплощадки и сделаем принцип информационного моделирования выгодным для пользователя.

Автоматизация процессов формирования и ведения информационной модели как часть цифровой трансформации резко снизит опасность рисков, связанных с человеческим фактором. При этом сами процессы получат необходимую прозрачность, что также положительно скажется на экономике, в том числе снизит риски коррупции.

Возникают большие сомнения по поводу внедрения ТИМ в строительстве…

- И напрасно! Здесь главное — найти бенефициара, который реально будет заинтересован в информационной модели. Заинтересован в ней застройщик, который по факту платит за жульничество и неэффективность подрядчиков. Заинтересован государственный заказчик, который хочет сохранить деньги и получить построенный объект. Заинтересовано и государство — как всеобщий контролёр.

Потребители, желающие самостоятельно и вынужденные по закону (перечислены в ПП РФ №331) формировать и вести информационную модель, должны понимать, что одной из проблем будет получение объективных данных со стройплощадки или с объекта эксплуатации. Субъективно (вручную) информационную модель можно наполнить любой информацией, в том числе фальшивой.

Но автоматизация сбора данных со стройплощадки в информационную модель — лишь часть необходимого для процессов формирования и ведения информационной модели. Нужно то, что называется «программно-аппаратной средой информационного моделирования», что в проектировании носит имя «среда общих данных» (СОД). Но уже для стройки это понятие должно быть функционально расширено. Речь идёт о нескольких средах общих данных, среди которых среда проекта — основная. Для исключения сопоставления с СОД, у которой нет такой функциональности, эти среды лучше называть «информационными пространствами». Среди них информационное пространство проекта является основным, а информационные пространства сторонних организаций — второстепенные и входят в общее «информационное поле проекта» по принципу договорённости по обмену данными и по политике прав доступа между участниками процессов формирования и ведения информационной модели.

Тогда это почти полноценный цифровой двойник строительства, в котором, как уже говорили, каменщик по окончании смены делает фото выполненных работ. Затем эти данные, лучше автоматически, обрабатываются и вводятся в информационную модель. В конце рабочего дня видны выполненные работы, которые можно легко контролировать. А если ещё видеокамеры установлены на стройплощадке, дрон её облетает, то, может быть, и каменщику фотографировать ничего не нужно. Это и есть автоматизация и работа технологий информационного моделирования. Нужно концептуальное понимание цифрового двойника, который объединит информационные потоки данных процессно-ориентированных технологий информационного моделирования, структурированных на основе объектно-ориентированной информационной модели. И формировать такое понимание должны все участники строительного процесса: и Главгосэкспертиза, и вендоры, и заказчики, и застройщики.

То есть нужно переходить к цифровому двойнику?

- На самом деле у нас уже есть два комплекта ГОСТов по цифровым двойникам. Один комплект — это порядка восьми ГОСТов, которые наработал Технический комитет по стандартизации ТК 194. По сути, это перевод западных стандартов. И очень интересно было бы посмотреть статистику использования этих ГОСТов. Второй комплект — это пакет ГОСТов от ТК 700. Им разработан ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Стандарт распространяется только на изделия машиностроения. Но на самом деле это опасный прецедент, так как опять разные ТК (194, 700 и профильный ТК 505) одного Росстандарта плодят терминологические и инжиниринговые определения (сущности), которые будут конфликтовать с технологическими кейсами, проверенными практикой, а бремя ответственности и ненужных затрат ляжет на исполнителя из перечня ПП РФ №331.

Для начала люди должны понимать терминологию. Это значительно упростит работу и уберёт с рынка программного обеспечения и инжиниринговых услуг коммерсантов, продающих свои разработки под лозунгами: «Вы тут ничего не понимаете, это лучшее в мире». Где-то мы уже это слышали. Ах да, по словам Остапа Бендера, «в Европе и в лучших домах Филадельфии принято разливать чай через ситечко». Согласно ГрК РФ и ПП РФ от 15 сентября 2020 года №1431, информационная модель — это результат расчётных и прочих технологий информационного моделирования, призванных формировать и вести информационную модель. В ПП РФ №1431 говорится, что информационная модель формализуется в виде конечного файла по результату каждого из этапов: изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации. Или по желанию — дробно по подэтапам каждого из этапов. Логическим продолжением является то, что цифровой двойник — это совокупность тех самых технологий формирования и ведения вместе с текущей информационной моделью, где под текущей информационной моделью понимается уровень формирования и ведения модели в конкретный момент времени. Всё просто и понятно. Дискретность актуализации данных при ведении, уровень насыщения информацией и её хранения или уровни детализации при формировании информационной модели, как и было указано выше, — минимум (по требованию нормативов) и максимум — по желанию заказчика.

В «Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года» (РП РФ от 31 октября 2022 года №3268-р) дано более приемлемое определение «цифрового двойника» объекта капитального строительства (ОКС) как «синхронизированная цифровая копия ОКС, представляющая собой виртуальную модель, воспроизводящую форму оригинального объекта и все характерные для такого оригинала процессы, что позволяет однозначно идентифицировать все исторические изменения».

Таким образом, ТИМ-проектирование обеспечено и российским, и иностранным ПО? А вот на этапе строительства, когда начинается работа с информационной моделью и цифровым двойником, ПО и нормативной документации очень мало, равно как и понимания того, как со всем этим работать?

- Да, здесь очень много ручного труда, человеческий фактор и так далее, но ПО есть. А вот цифровой двойник нуждается в автоматизации — частичной или полной. Здесь должны быть и автоматизация контроля, и постоянные сверки реального состояния объекта. Всё это помогает цифровому двойнику здания жить. И с этим проблемы не только у нас, но и во всём мире. И это, я считаю, главное направление работы на ближайшие годы.

Конечно, есть различное иностранное оборудование для лазерного сканирования, для фотограмметрии, есть дроны для фотои видеосъёмки. Но всё это — лишь фрагменты тех процессов автоматизации, которые должны быть. А вот в этом, кстати, мы серьёзно отстаём от западных технологий: рынок забит иностранным оборудованием с предустановленным ПО, а российского практически нет. Так что российским разработчикам лазерных сканеров и оборудования для фотограмметрии есть над чем работать.

Очевидно, что каждая технология реального строительства должна постепенно (ключевое слово) трансформироваться и пройти свой цифровой этап для того, чтобы стать автоматизированной. В этом нет ничего особо сложного, и потихонечку мы сделаем всё, что необходимо отрасли для её цифровизации. Может быть, у нас скоро каждый кирпич будет с радиометкой (гиперболизированное предположение), которая позволит автоматически подсчитать объём выполненных работ и трудозатраты на укладку этого кирпича, а также вычислить день, когда нужно заказать новую партию кирпичей. Пока такой технологии нет, мы будем наталкиваться на саботаж и нежелание строителей использовать цифровые технологии.

Но самое главное, на мой взгляд, — нам нужно на старте «большой цифровизации» отрасли договориться о терминах и базовых понятиях, на которых всё должно строиться. Сейчас такой базы нет, каждый применяет термины и понятия в силу своего понимания ситуации, а также руководствуясь зачастую противоречивыми нормативами разного уровня. Проект ГОСТа на терминологию системы ЕСИМ очень сырой, с ним ещё нужно много работать. Но без этого невозможно двигаться дальше. Нужно определить, что такое цифровизация, что такое оцифровка, что такое цифровая трансформация. Сейчас все эти термины каждый употребляет в силу своего понимания.

В ГОСТах, которые разработала Группа компаний «СиСофт» (CSoft) [см. QR-код. — Прим. ред.], эти термины очень чётко изложены. Наша совместная работа с «ОЦКС» («Росатом») позволит это сделать. Надеемся, что это будет учтено профессиональным сообществом, особенно теми лицами, которым придётся реально заниматься технологиями информационного моделирования (список ПП РФ №331).

На мой взгляд, самое главное, на что наталкиваются все «продвигатели» цифровизации и BIM, это стойкое непонимание того, зачем всё это нужно заказчикам, подрядчикам, эксплуатантам…

- Точно подмечено! Ответ простой: интересы не всегда совпадают. Одним нужно продать некий «цифровой продукт», а другим придётся работать, тратить немалые средства на хаотическую цифровизацию и нести ответственность за ненужную покупку. Но активны пока только первые, а вторые только начинают осознавать надвигающиеся проблемы и зачастую пребывают в некотором шоке, не понимая, зачем всё это. Ответ придёт сам собой, когда заказчики и подрядчики будут получать экономическую выгоду от использования ИМ. На этом пути возможны перегибы в части отрицания комплексных программно-аппаратных решений, особенно от начинающих разработчиков.

Исправить ситуацию можно двумя способами: должна быть соответствующая политика государства с определением координирующих развитие цифровизации технических критериев и должно быть сотрудничество «стартаперов» с ведущими отечественными вендорами, например, в области интероперабельности потоков данных при информационном моделировании. Повторюсь, наряду с IFC нужен общий национальный формат данных с надёжной схемой и архитектурой управления информационными потоками, отвечающими принципам российского технического регулирования и возможностям по длительному хранению данных.

Наша задача — сделать информационную модель удобной и выгодной. Ориентироваться необходимо в том числе на конечного бенефициара — эксплуатирующую организацию. И главное — мы должны модель продать, а не навязывать её как «чемодан без ручки». Эксплуатирующая организация купит информационную модель тогда, когда поймёт свою выгоду, не раньше. Сейчас организацию заставляют брать эту модель, ставить на баланс как нематериальный актив, выполнять требования и постановления. И эксплуатирующая организация, не понимая назначения модели, начинает от неё отмахиваться или требует дополнительного финансирования, обучения кадров и так далее. Если же эксплуатирующая организация поймёт, что информационная модель — это очень удобный рабочий инструмент, она сама будет настаивать на определённом уровне и качестве этой модели.

Но тогда давайте определимся, что такое эксплуатирующая организация? Кто у нас эксплуатирует ту же школу в районном центре? РОНО, где сидят три инспектора в возрасте 60+? Это они будут работать с информационной моделью?

- Давайте разберёмся, что называется, «на старте». Есть два вида эксплуатации зданий и сооружений: эксплуатация здания или сооружения по поддержанию его технически исправного состояния и эксплуатация как объекта, предназначенного для обеспечения производственного процесса в коммерческом предприятии или общественной функции общегражданского объекта. Завод необходим, чтобы производить продукцию, школа — чтобы учить детей, театр — чтобы ставить спектакли, и так далее. Это уже совершенно другой принцип организации информационных потоков и другие подходы к формированию и ведению самой информационной модели.

В первой ситуации за эксплуатацию объекта, например, школы, могут отвечать разные лица. За разбитое окно и отвалившуюся штукатурку в школе отвечает директор, и точная информация о таких «процессах» вряд ли понадобится кому-то ещё. Эта информация для РОНО будет обобщена в строках затрат бюджета школы.

Но за организацию учебного процесса отвечают уже и школа, и РОНО, за организацию питания и вывоз мусора — ещё и представители других предприятий. Все указанные процессы в виде информационных потоков данных возможно привязать к информационной модели школы или всех школ района. Есть такие примеры? Нет. А именно такие информационные модели и нужны, и именно к такому уровню цифровизации идёт Россия.

Другая сторона — квалификация персонала. По моему мнению, информационная модель для «хозяйственной» эксплуатации должна быть такой, чтобы люди, которые с ней будут работать, даже не знали, что они с ней работают. Например, уборщица в школе после того, как уберёт туалет или класс, приложит палец к планшету — и информация об уборке автоматически пойдёт в информационную модель, а далее это действие уже будет учитываться в её зарплате, а у завхоза автоматически будет формироваться расход моющего средства для полов и стен для будущего заказа. И все эти люди по факту будут работать с информационной моделью, даже не имея соответствующей квалификации. И желательно, чтобы такие технологии были на каждом шагу эксплуатации здания.

Когда мы создадим информационную модель, которая обеспечит наилучшее управление данными, тогда не будет вопроса «кому это нужно?» И у того же директора школы часть работы, которую раньше медленно и с ошибками делали секретарь, завхоз и бухгалтер, сделает машина — быстро и без ошибок. А потом машина сама проведёт тендер на закупку швабр, лампочек и моющих средств. Почему бы и нет? Тут сразу же убирается коррупционная составляющая, а школа получает швабры и лампочки в срок и по хорошей цене. И далее — этим вовсе не обязательно заниматься директору конкретной школы (особенно, например, в райцентре) или РОНО. Для этого муниципалитет может поручить трастовое ведение информационных моделей всех школ, например, одному из муниципальных учреждений. Такая мера особенно необходима на первом этапе внедрения информационного моделирования, которому свойственны и дефицит квалифицированных кадров, и огромный разброс по оплате труда между специалистами по информационному моделированию и, например, сотрудниками школы. Тогда можно организовать управление (администрирование) ИМ всех школ в руках одного «профи» и не осложнять жизнь специалистам 60+.

Заказ на состав информационной модели должен идти от эксплуатирующей организации. А там есть понимание, что это такое — информационное моделирование?

- Должен пройти какой-то период, чтобы эксплуатирующие организации узнали, что такое информационная модель, и были заинтересованы в её получении. Мы надеемся, что ущерб от набежавшей «пены» цифровизаторов этого периода будет незначительным для потребителя, а сам период осознания пользы информационного моделирования — коротким.

В этом процессе должно участвовать государство, оптимизируя процессы цифровизации на основе национального технологического суверенитета, например, поддержав инициативу национально-ориентированных вендоров по созданию национального формата данных. От этого выиграют все, и прежде всего государство. Редактируемый национальный формат для длительного, надёжного хранения данных — прямой путь к типовому проектированию, снижению затрат и упрощению интероперабельности цифровых сервисов.

Нужно вести просветительскую работу на самом низовом уровне, тем более что самый большой госзаказ на строительство социальных объектов у нас в регионах и в муниципалитетах. Да и все объекты, которые строятся даже на федеральные деньги, всё равно эксплуатируются на местах. Тут нужен в хорошем смысле государственный протекционизм, причём направленный не на какую-то отдельную компанию или продукт, а на создание и финансирование определённой технологической среды, где наши информационные модели будут естественным образом встречаться с заказчиками и с эксплуатирующими организациями. Повторюсь: в первые годы внедрения информационного моделирования в регионах желательны специальные уполномоченные муниципальные или региональные учреждения, которые в режиме трастового ведения и даже формирования информационных моделей обеспечат выполнение требований ПП РФ №1431 для организаций, перечисленных в ПП РФ №331.

Это обязательно и с минимальными затратами поможет выстраиваться и гармонизироваться процессам цифровизации. Интересные перспективы?

Да, вполне! То есть информационная модель в перспективе должна стать привычным и понятным инструментом при строительстве и эксплуатации зданий. А уже сейчас в сфере цифровизации каким глобальным достижением можно поделиться как со специалистами, так и с рядовыми обывателями?

- Дочерняя компания «Росатома» — «ОЦКС» — и ведущие вендоры, включая «СиСофт Девелопмент», договорились о сотрудничестве в области развития информационного моделирования. Сотрудничество «ОЦКС» и компании «СиСофт Девелопмент», имеющей собственные варианты ГОСТ ЕСИМ, окажет синергетический эффект на всю российскую экономику. Отечественные разработчики решили объединить усилия и гармонизировать создаваемые стандарты с накопленным на протяжении нескольких десятилетий опытом. В первую очередь следует регламентировать процессы обеспечения «бесшовной» передачи информационной модели с этапа на этап без риска потери данных с указанием роли и ответственности всех участников процесса. При этом надо понимать, что на разных этапах жизненного цикла информационного моделирования все процессы могут быть организованы по-разному, иметь различное наполнение и различные форматы данных. Кроме того, синергия обеспечит актуальность, а также простоту и удобство исполнения, отвечающие высоким требованиям и мировым тенденциям. Это несомненно скажется на основной цели цифровизации — повышении эффективности технологических и производственных процессов инвестиционного проекта.

В рамках соглашения, рассчитанного на пять лет, стороны обозначили основные направления взаимодействия, в числе которых: дальнейшее развитие национальной системы стандартов ЕСИМ; разработка стандартов ЕСИМ; построение модели данных, обеспечивающей стандартизированный обмен информацией между участниками градостроительной деятельности при применении технологий информационного моделирования; содействие в формировании программной открытой библиотеки libIM, реализующей модель данных для градостроительной деятельности. Такое сотрудничество позволит разработать эффективные стандарты на принципах законности и объективности.