Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Энергосбережение — это вопрос конкурентоспособности страны в длительной перспективе

(0) (1176)
10:32 17 January 2018

Михаил Шапиро, генеральный директор компании «Данфосс» Михаил Шапиро, генеральный директор компании «Данфосс»

Интервью Михаила Шапиро, генерального директора компании «Данфосс» по итогам 2017 года.

Михаил, как вы оцениваете итоги минувшего года для компании «Данфосс»?

В целом они значительно превзошли наши ожидания. Оживление началось буквально с первых месяцев 2017 года, по итогам которого мы добились роста производства и продаж в среднем на уровне более 10% по сравнению с 2016-м. Суммарный оборот компании в минувшем году составил более 15 млрд рублей, и мы продали свой 15-миллионный радиаторный терморегулятор с момента начала работы в России. Конечно, это не единственный наш продукт, но очень важный, и за 25 лет у отечественного потребителя он стал прочно ассоциироваться с Danfoss.

Насколько «Данфосс» сегодня российская компания?

Если говорить о тепловой автоматике, то уже очень большая ее часть выпускается на российских предприятиях компании. Например, в 2017 году мы добились почти 100-процентной локализации производства теплообменников для коммунального хозяйства, перенеся штамповку наиболее ходовых пластин на свой завод в Нижнем Новгороде. На данный момент полностью российские разборные пластинчатые теплообменники «Данфосс» уже активно отгружаются для нового жилищного строительства и модернизации котельных в разных регионах страны. Кроме того, они поставляются на экспорт в Казахстан и Беларусь, а в будущем будут экспортироваться из России в Восточную Европу. Высокая степень локализации достигнута также в производстве стальных шаровых кранов: в ближайшее время мы планируем и ее довести до уровня, близкого к 100%.

Существуют ли факторы, препятствующие локализации?

Да, это качество сырья и комплектующих для нашего производства. Для «Данфосс» вопросы качества всегда были приоритетными, здесь мы не готовы идти на компромисс. В 2015-м производство «Данфосс» в Московской области прошло аудит на соответствие стандарту менеджмента качества ISO/TS 16949. Это высшая ступень в международной «табели о рангах» в вопросах контроля качества, со значительно более жесткими требованиями, чем у базового стандарта ISO 9001, которые распространяются в том числе и на наших поставщиков. Поэтому зачастую найти соответствующую нашим требованиям отечественную продукцию очень трудно, хоть мы и предпринимаем для этого все усилия, вплоть до содействия российским партнерам в совершенствовании их собственной системы менеджмента качества. Иногда, если поиски оказываются безуспешными, мы сами налаживаем производство нужных комплектующих.

Компания «Данфосс» традиционно лидирует в производстве тепловой автоматики. Каково сегодня ее положение на этом рынке?

Доля компании сохранилась на прежнем уровне и составляет около трети российского рынка тепловой автоматики, несмотря на то что сам рынок за последние годы в значительной степени изменился, появилось множество игроков, предлагающих выигрыш в цене в ущерб качеству продукции. К сожалению, в строительстве и ЖКХ такое предложение востребовано, поскольку во главу угла здесь зачастую ставятся не эффективность и репутация, а сиюминутная экономия застройщика или подрядчика. Однако мы не имеем цели конкурировать с подобными производителями, для нас по-прежнему в приоритете остаются качество, надежность и получение эффекта энергосбережения клиентом.

Каков портрет основного потребителя тепловой автоматики «Данфосс»?

Основной объем продаж этого направления, как и прежде, приходится на новое строительство. Масштабы этого рынка все еще значительно больше, чем рынка оборудования для капитального ремонта и реконструкции старого жилого фонда. Однако с течением времени он растет. Если в 2013–2014 гг. на долю нового строительства приходилось порядка 90% всех наших продаж теплового оборудования, то сейчас — примерно 60%. Изменение баланса вызвано увеличением объема поставок блочных тепловых пунктов и автоматизированных узлов управления для проектов модернизации старой застройки. Это говорит о том, что энергоэффективность становится более востребованной.

Нет ли связи между снижением доли продаж для нового строительства с процессами внутри самой строительной отрасли?

Пока что ее потребности в целом сохраняются на прежнем уровне, хотя определенные тенденции имеют место. Мы наблюдаем некоторую стагнацию на строительном рынке, многие строительные компании теряют ликвидность. В крупных городах это не так заметно, и минувший год был неплохим для застройщиков, но объясняется это прежде всего государственной поддержкой ипотечного кредитования. В регионах картина иная, а каким будет развитие ситуации — покажет 2018 год. Налицо явные признаки перепроизводства на рынке жилья, которое для многих его участников может обернуться непростыми последствиями. Но, возможно, государственная программа ипотечных субсидий удержит строительный рынок от падения.

А как вы оцениваете состояние рынка оборудования для систем теплоснабжения в целом?

Пока что прогнозы оптимистичные. Мы видим, что во многих регионах ведется работа по модернизации сетей теплоснабжения, причем как в крупных, так и в небольших городах. Драйвером этих процессов являются крупные теплоснабжающие компании, которые видят необходимость сокращения издержек и понимают преимущества перехода к принципам регулирования, максимально приближенного к потребителю. Кроме того, модернизация сопровождается внедрением автоматизированных средств диспетчеризации и мониторинга, а это позволяет сократить расходы на содержание обслуживающего персонала.
Более широко начал применяться энергосервис. Сейчас этот механизм используется уже не только в секторе муниципальной и административной застройки, как это было в самом начале, но также довольно активно в секторе многоквартирного жилья.
Увеличилось число концессионных проектов в сфере тепло- и водоснабжения. Многие успешные компании рассматривают инвестиции в модернизацию и развитие инфраструктуры как привлекательные. Наши решения позволяют добиться высокой окупаемости таких вложений.

Какие изменения в сфере государственного регулирования рынка теплоснабжения в 2017 году вы считаете наиболее важными?

Наибольшего внимания заслуживает закон, позволяющий собственникам жилья платить за коммунальные услуги напрямую их поставщикам, минуя эксплуатирующие организации. Он был принят Госдумой в первом чтении и сейчас находится в стадии активного обсуждения. К сожалению, пока что закон очень сырой, содержит много проблемных мест и нуждается в серьезной доработке. Есть опасения, что его принятие в нынешней редакции может развернуть вспять процесс внедрения индивидуального учета тепла, в ходе которого за последние годы был достигнут прогресс. Возврат к расчетам исходя исключительно из площади занимаемого жилья, за который ратуют некоторые теплоснабжающие организации, уничтожит мотивацию собственников к энергосбережению и поставит под сомнение реализацию всех начинаний в области повышения энергоэффективности российского ЖКХ.

За последние несколько лет компания Danfoss серьезно расширила свое присутствие на рынке промышленной автоматики, в том числе и в России. Каких успехов вам удалось добиться в этой области?

На сегодняшний день мы продаем порядка 20% всех реализуемых в России низковольтных частотных приводов для электродвигателей. Если раньше существенную часть спроса на это оборудование, как и на тепловую автоматику, формировали строительная индустрия и коммунальная сфера, где частотные приводы применяются главным образом в системах вентиляции, тепло- и водоснабжения и в лифтовом хозяйстве, то в минувшем году картина несколько изменилась.
Доля строительства и коммунальной сферы по-прежнему велика и достигает примерно 50%. В основном это крупные проекты: стадионы и спортивные объекты, высотное строительство, например, небоскреб «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. Но одновременно растет спрос на частотные приводы для кранового хозяйства, судостроения и портового хозяйства, которые сегодня развиваются значительно активнее, чем раньше. Происходит обновление оборудования для нефтяной отрасли, где сейчас основные инвестиции направлены на повышение эффективности добычи. В целом можно говорить о росте рынка автоматизации промышленного производства в России.

Как вы можете охарактеризовать состояние рынка холодильного оборудования?

Сейчас он продолжает консолидироваться вокруг двух крупнейших игроков российского ретейла: сети «Магнит» и X5 Retail Group. Официальные итоги 2017 года еще не подведены, но в 2016-м доля этих компаний на розничном рынке, по нашей оценке, суммарно составила 16% — по 8% на каждого. Известно, что в минувшем году обе сети продолжили расти, в том числе за счет поглощений. Например, одним из последних приобретений стала покупка Х5 гипермаркетов «О’кей». По приблизительным оценкам, за 2017 год доля десяти крупнейших российских сетей на розничном рынке выросла с 26 до 31%. Тогда прирост «Магнита» и X5 должен составить по 3–4%, то есть по состоянию на конец 2017-го вместе они должны контролировать около 20% розничного рынка.

Как это влияет на продажи холодильного оборудования?

Получая в свое управление новые точки продаж, крупнейшие сети становятся драйвером модернизации, поскольку уделяют огромное внимание сокращению издержек и повышению эффективности. Идет постоянный процесс обновления систем управления и автоматизации магазинов и складов, поскольку в этой сфере скрыт очень большой потенциал снижения издержек. В результате рынок холодильного оборудования не испытал на себе негативного влияния кризиса и был в целом в положительной зоне.

Отразились ли на состоянии рынка контрсанкции?

Благодаря ограничениям импорта продуктов питания были в значительной степени оптимизированы внутрироссийские логистические цепочки, произошло реальное импортозамещение, многие отечественные производители сельскохозяйственной и пищевой продукции расширили свои производства, появились новые современные складские терминалы. Это способствовало росту спроса на холодильное оборудование и решения для автоматизации процессов переработки в пищевой промышленности, складов и магазинов.
Тем не менее мы считаем, что на данный момент вопросам сохранности продуктов питания уделяется недостаточно внимания. Существенный процент продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства не доходит до потребителя исключительно по причине несоблюдения условий хранения, в первую очередь температурного режима. Нереализованный потенциал эффективности здесь очень высокий, но мы не видим, чтобы этому уделялось серьезное внимание.

Какой бы вы подвели общий итог года для компании и рынков, на которых она работает?

В целом мы фиксируем переход от стагнации к небольшому росту и строим осторожные оптимистичные прогнозы. Мы видим, что в России формируется устойчивый спрос на энергосберегающие решения для различных отраслей экономики. Со своей стороны, мы стараемся сделать эти решения доступнее для потребителя, но не в ущерб качеству. Один из способов осуществить это — повышение локализации производства в России, что «Данфосс» успешно делает все последние годы, а также внедрение новых оптимальных решений для автоматизации инженерных и технологических систем у наших потребителей.
Вместе с тем определенные тенденции внушают опасения. Развитие рынка энергоэффективного оборудования во многом обусловлено государственной стратегией энергосбережения. Однако сейчас внимание правительства к этим вопросам ослабло, что во многом объясняется некоторой политизацией повестки. Это тревожный симптом, потому что вопросы эффективности экономики — это вопросы стратегического планирования, конкурентоспособности страны в длительной перспективе. Например, в России до сих пор теряется 30–40% тепловой энергии в процессе ее доставки от источников к потребителям. Это огромные потери, поэтому вопросы энергосбережения могут быть важнее сиюминутных тем, которые иногда выходят на первый план. Очень важно, чтобы интерес государства к энергоэффективности и ее законодательному обеспечению не ослабевал, иначе мы рискуем потерять в темпах экономического развития.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message