Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Ventilation market: the era of change

(0) (7426)
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2014

Вентиляционный рынок изменяется, как и всё вокруг. Однако рынок состоит из компаний, и мы решили проанализировать состояние рынка вентиляционного оборудования, апеллируя к позиции и процессам, происходящим у одного из его ведущих игроков — производственной компании «ВЕЗА». Ведь все изменения в доходах, политике и чаяниях одного из ключевых фигурантов — это, во многом, не что иное, как профессиональная реакция на трансформации коммерческой конъюнктуры.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 1

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 2

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 3

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 4

Текущая ситуация

По словам технического директора компании «ВЕЗА» Федора Андронова, сегодня виден ежегодный плавный рост бизнеса предприятия ориентировочно на 7-10 % с тенденцией торможения в 2014-м году. Перед кризисом 2008-го года оборот компании составлял 3,1 млрд рублей, в 2009-м году было падение до 2,6 млрд, что составило почти 20 %, однако с 2010-го дела пошли в гору: 2012-й год ознаменовался прохождением отметки 4 млрд, а 2013-й — 4,7 млрд рублей.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 5

Изменения на рынке по-разному отражаются в динамике продаж по определенным группам оборудования. Но есть продукты, продажи которых растут очень быстро. При этом следует понимать, что это не означает явного повышения спроса на них. Просто могли быть снижены сроки их поставок и цены -— по этой причине на «ВЕЗЕ» резко выросли объемы реализации клапанов (10 тыс. шт. в месяц) и осевых вентиляторов (900 шт. в месяц).

Для сравнения — центральные кондиционеры (ЦК) «стоят на месте», что объясняется насыщенностью данного сегмента рынка и дороговизной оборудования. Ситуация усугубляется еще и тем, что рыночный рост по данной товарной позиции замедлился вследствие значительного падения объемов строительства новых офисов, магазинов и прочих подобных объектов в стране. По рынку в целом, вероятно, происходит «перекос» в сторону жилищного строительства.

По словам Федора Андронова, все это наблюдается уже третий год. В 2012-м году компания вышла на докризисный уровень, и с тех пор значительно поднять продажи центральных кондиционеров не удается. Вместе с тем, данное «замершее» направление компенсируется наращиванием жилищного строительства такими ключевыми клиентами «ВЕЗЫ», как СУ-155, ДСК-1, -2, -3 в Москве и другими крупными застройщиками в Санкт-Петербурге, в Самаре, в Екатеринбурге.

Хотя это и сопровождается ростом конкуренции на региональных рынках, но Федор Андронов уверен, что компания всё-таки останется на первых ролях, когда основным критерием выбора оборудования является его качество.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 6

Более прогрессивная картина вырисовывается в сегменте систем автоматики для управления вентиляцией. Здесь продажи «ВЕЗЫ» выросли до рекордного уровня — 90 % от заказанных ЦК, что составляет 20-30 %-й подъем по отношению к докризисному уровню. По вентиляторам также наблюдается очень серьезный рост — компания преодолела впечатляющий рубеж порядка 26 тыс. средних и тяжелых вентиляторов в год. Рывок объясняется комплектностью поставок (ЦК + крышные, радиальные и осевые) и весомыми вложениями в разработку новых моделей «КРОС», «КРОВ», «ВОКП» и «ОСА». При этом в дальнейшем продажи, скорее всего, более не вырастут по причине объективной ограниченности потенциала спроса — строительный рынок затормозится в 2015-м году.

Хороший рост виден в сегменте радиальных вентиляторов «ВРАН» (800 шт. в месяц), объясняемый, в данном случае, постоянным обновлением модельного ряда: «ВЕЗА» старается регулярно предлагать рынку новые модификации оборудования и при этом не поднимать цены, поддерживая их на уровне лишь немного более высоком, нежели прайс «кустарных производств», при превосходном качестве своей продукции.

По словам технического директора «ВЕЗЫ», самое неприятное в текущей ситуации на рынке — это падение спроса на тяжелое оборудование для промышленного сектора, на который в первую очередь ориентирована компания (на офисные объекты сегодня, в основном, нацелены иностранные поставщики). И корень проблемы здесь, опять-таки, — это отсутствие ввода в строй новых промышленных объектов в России. При этом старые проекты закрываются. Сегодня существует много старых заводов, которые, по логике вещей, проще снести, чем реконструировать, поэтому есть надежда на то, что будут открываться новые промышленные проекты, и компания «ВЕЗА» в этом случае будет способна удовлетворить нарастающий спрос.

Имеет свою долю «ВЕЗА» и в холодильном сегменте. Специализация компании — установки мощностью 10-200 кВт холода (модели «КРАБ», «МАРК», «ВКИ» и «МАКК»). Здесь производитель ожидает свертывания поставок из Европы — в первую очередь из Италии. Производство холодильной климатической линейки началось на предприятии два года назад. Старт был довольно мощный — объемы производства удвоились к 2012-му году, к 2013-му году — стали еще в два раза больше, планы производства по итогам текущего, 2014-го года, — 500 холодильных установок.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 7

Прогрессивная картина вырисовывается в сегменте систем автоматики для управления вентиляцией. Здесь продажи компании выросли до рекордного уровня — 90 % от заказанных ЦК

В 2015-м году «ВЕЗА» поставила перед собой задачу сделать 600-700 шт. и ожидает, что все холодильные машины, закупаемые в России для «везовских» вентиляционных установок, будут иметь клеймо «ВЕЗА», то есть клиенты компании не будут использовать компрессорные блоки из Италии или из Китая.

«При всём при этом про китайский товар ничего не скажу, ни плохого, ни хорошего, по одной простой причине, — комментирует Федор Андронов нюансы производства в "Поднебесной”, — там немножко другие правила игры, в том числе другое отношение к гарантии. В Китае избыточное производство, тамошние производители будут отгружать товар ниже себестоимости лишь бы просто не закрыть фабрику. В КНР бесплатные государственные кредиты, другие налоги. У нас же таких кредитов нет, используем только свои деньги, мы растем эволюционно и сторонниками революционных скачков не являемся. Положительный момент в этомстабильность и независимость». Кстати, надежность холодильных машин от «ВЕЗА» характеризуется показателем отказов менее 0,5 %.

Благодаря активному строительству столичного метро складывается позитивная ситуация и в транспортном клиентском секторе. Компания поставляет оборудование для московского метро с 2002-го года, стараясь обеспечить поставки оборудования для инженерного обустройства и обеспечения всех станций, перегонов и ремонтных депо, а также надеется, что со временем более активно будут вкладываться в строительство подземных транспортных коммуникаций и городские власти Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Самары, куда компания ныне также поставляет технику. То же касается и ОАО «РЖД».

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 8

Валюта и ограничения

Во всяких минусах можно и нужно искать плюсы. Есть плюс и в том, что продолжается рост курса евро, что может привести к тому, что отечественные заказчики «переключатся» на отечественных поставщиков. Ведь в настоящее время мы видим в каком-то смысле ненормальную ситуацию — более половины денег, потраченных российскими заказчиками на вентиляционное оборудование, уходит на оплату иностранной продукции. И получается, что даже федеральные (бюджетные) средства, инвестируемые в инженерное обустройство детских садов, школ, больниц и прочих подобных зданий, «утекают за бугор». При этом есть внутренние производители, и они далеко не перегружены (табл. 1).

«Мы рассчитываем на “несимметричный" ответ власти, то есть на полный запрет на использование на федеральных стройках оборудования, произведенного вне Российской Федерации, — делится ожиданиями технический директор "ВЕЗЫ”. — Это будет очень большим подспорьем для нашей компании. Если это произойдет, мы получим практически удвоение рынка. Жаль будет, конечно, польских, немецких, чешских, финских, французских и прочих поставщиков, но “рынок есть рынок" и эмоции здесь неуместны».

Хочется, но не можется

Трудность входа на российский рынок вообще (не только на производственный) объясняется конкурентной расстановкой сил. По вентиляционным установкам, которые являются основным продуктом «ВЕЗЫ», количество участников рынка в России составляет от 100 ком- паний-производителей из Европы плюс около 20-ти компаний отечественных. Стоит признать, что это много. «Втиснуться» новому поставщику практически невозможно, увеличить свою долю — очень трудно. Основную часть рынка делит пять-семь компаний, причем одна часть них имеет производство в России, а другая — возит продукцию из зарубежья.

«До теперешнего момента ни одна иностранная компания вентиляционного сегмента не перенесла в Россию серьезных производств, — делится наблюдениями Федор Андронов. — Предвидя возражения, сразу оговорюсь, что фирма York не в счет. Производство у нее по современным масштабам очень маленькое, по большей части“от- верточное", причем организованное еще до появления американского концерна Johnson Controls как собственника».

«Вообще, ситуация удивляет, — рассуждает технический директор "ВЕЗЫ”. — На рынок канальной вентиляции мы вышли четыре года назад, относительно поздно, когда на нем уже работали и Korf, и Лиссант", и ещё масса компаний пытались взять свою долю. Тем не менее, по объемам по канальной вентиляции мы растем на 15-20 процентов в год, и это означает, что в будущем, когда за каждую копейку нужно будет буквально сражаться, сегмент канальной вентиля-

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 9

ции будет продолжать расти, потому что это самый бюджетный вариант оборудования, сохраняемый в закупках до последнего. А доля импортной продукции (Remak, Ostberg и Systemair) будет сокращаться».

Объясняя феномен фактически полного отсутствия локализованных в России иностранных производств, Федор Андронов основной причиной такого положения дел называет рисковость и небольшую рентабельность рынка. «Проблем несколько, — считает он. — Перваязамедление капитального строительства в Европе, а ещё очень высокая конкуренция, а также дорогая логистика и пошлины на комплектующие. Пошлины на многие готовые изделия “нулевые", а на комплектующиедо 15-ти процентов». По мнению специалиста, для того, чтобы обосноваться в России, надо «иметь очень большую веру, что всё будет хорошо». И с ним трудно не согласиться.

Какие же пути ведут к старту новых иностранных производителей на нашей земле? Видимо, один — покупка уже имеющихся на отечественном рынке мощностей. Причем обязательно вместе со сбытовым подразделением. Открыть в РФ завод «просто так», без сбыта, и пытаться растить последний самостоятельно — дело неблагодарное. Потому что он, сегмент сбыта, уже занят.

«Понимая это, в свое время фирма System- air купила сбытовую компанию Ventrade, — рассказывает Федор Андронов. — Можно, конечно, пытаться выпестовать свой собственный, “с нуля", как это сделала фирма VTS Clima. Стоит признатьданная компания имеет мощную сбытовую структуру, однако путь к сегодняшнему успеху в организации сбытовой сети занял у этого производителя, ни много ни мало, почти 20 лет, начавшись в 1995-м году».

И последнее, что мешает сегодня экспансии иностранных вендоров, — это особый российский менталитет. Европейцам понять нас сложно. На уровне продаж доверие есть, а вот на уровне производства начинаются проблемы. Им проще организовать производство там, в Европе, и, заплатив дороже, привезти товар сюда, лишь бы не объясняться с русскими, пытаясь соответствовать их мировосприятию. Они не понимают, как можно строить здание без бизнес-плана, как покупать станок, не понимая, что будет выпускаться через 10 лет, и выпускать изделие, не закончив работу над документацией...

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 10

Какие пути ведут к старту новых иностранных производителей у нас? Видимо, покупка уже имеющихся на отечественном рынке мощностей. Причем обязательно вместе со сбытовым подразделением. Открыть в РФ завод «просто так», без сбыта — дело неблагодарное

«В основе европейского мышления лежит неторопливость и фундаментальная степенность, в результате они не успевают за происходящими изменениями конъюнктуры, за изменениями “правил игры", — констатирует Федор Андронов. — Не прибавляет оптимизма и дороговизна строительства, найма людей, открытия производства: дешевле работать на существующем либо построить фабрику в Турции, Чехии, Прибалтике, и возить продукт оттуда».

Активный экспорт стал возможным для иностранных производителей, когда шесть лет назад были сняты пошлины на ввоз вентиляционного оборудования. А если она «нулевая», зачем тогда «морочиться» с локализацией?! Достаточно существующего, европейского завода, и остается только организовывать дилерскую сеть, продажи, контакты, да ещё в выставках можно поучаствовать. Зарубежные производители автомобилей были поставлены в другие условия, как и производители продуктов питания, — фактически были введены заградительные пошлины. И компании встали перед выбором — либо строй, либо — толком ничего тут не продашь. И такая политика дала соответствующий результат.

«Для государства непонятно, что такое машиностроение и производимые им продукты в целом, — с сожалением констатирует Федор Андронов. — Зато государство понимает, что такое военно-промышленный комплекс — ракеты, самолеты, танки, да ещё атомные реакторы.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 11

Поэтому жизнь климатического бизнеса происходитвопреки" государственной логике, суть которой заключается в том, что всё должно ввозиться из других стран под нулевую"пошлину. К счастью, есть энтузиасты, такие как владельцы компаний “ВЕЗА", Korf,Медведь", Лиссант", которые любят свое оборудование, производство, своих сотрудников, и хотят развиватьсяздесь, в России. Соответственно, благодаря этим людям в Российской Федерации доля импорта всё-таки сокращается, а налоговые поступления от российских производителей в государственную казну, и без того немалые, растут. Повторюсьпроизводителям нужно всего лишь немного помочь и не вводить те или иные пошлины, а полностью запретить закупки оборудования, произведенного вне страны, если речь идет о бюджетных закупках из федерального бюджета».

Одни - рождаются, другие - умирают

Сегодня «ВЕЗА» строит седьмую фабрику в России, она же — вторая в Брянске. Вложение в строительство не мешает компании выделять деньги на развитие челябинской производственной площадки — фабрики в городе Миасс — там были приобретены дополнительные площади. Развитие производства со временем окупает себя, и руководство «ВЕЗЫ» планирует в 2015-м году получить минимум 110 млн евро годового оборота по компании.

При этом не все «чувствуют себя» так же хорошо, как «ВЕЗА», — из сектора тяжелого оборудования, комплектуемого вентиляторами большого размера, которые выпускает компания, производители уходят. После закрытия в 2008-м году завода ОАО «Мовен», более 65 лет специализировавшегося на разработке и производстве промышленных вентиляторов общего и специального назначения, в 2012-м году ушел с рынка и крупнейший «Крюковский вентиляторный завод», изменив направление своей деятельности и занявшись лазерной резкой и гибом металла, а также порошковым окрашиванием. С того времени в этот сегмент оборудования пытались и пытаются войти многие компании, но у них это, мягко говоря, получается не очень хорошо. В принципе, это объяснимо — оборудование делать сложно, рентабельность недостаточно «вкусная», чтобы на нем быстро можно было много и стабильно зарабатывать.

Санкции и комплектующие

В ситуации в санкционными перипетиями обретает особую важность вопрос импортозамещения. В этом плане на «ВЕЗЕ» особого беспокойства никто не испытывает. То, что наши, отечественные «заменители» по качеству не хуже импортных, на предприятии знают не понаслышке — компания поставляет оборудование на атомные станции, на металлургические заводы, метрополитен, то есть на самые «тяжелые» и ответственные объекты.

Практически независима компания и от поставок иностранных комплектующих. Она использует приводы на воздушные заслонки производства Швейцарии и Китая. Но «ВЕЗА» могла бы в случае необходимости открыть свое производство. Воздушные клапаны полностью изготавливаются предприятием из местного сырья. Вентиляторы — также полностью свои, и рабочие колеса также собственного производства, электродвигатели — все российские, калориферы медноалюминиевые и нержавеющие — опять-таки делаются самостоятельно. Несколько неоднозначна ситуация с медной трубкой: российская продукция доступна, но на «ВЕЗЕ» ее не используют до тех пор, пока она дороже, чем немецкая. Парадокс, но факт — трубка, изготовленная в Германии, стоит дешевле, чем «уральская». То же самое — с нержавеющей трубкой. А вот российская алюминиевая фольга, например, дешевле, чем привозная. За счет внутрироссийских поставок «закрываются» также все потребности предприятия в химических компонентах для заливки панелей, в оцинкованной и черной стали. Разве что около половины порошковых красок имеют итальянское происхождение — но и тут придумать всегда что-то можно.

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 12

Практически независима компания и от поставок иностранных комплектующих. Воздушные клапаны полностью изготавливаются предприятием из местного сырья. Вентиляторы и рабочие колеса, электродвигатели и калориферы — все российские

Непростой вопрос с подшипниками. К сожалению, у нас в стране их больше не выпускают, поэтому компании «ВЕЗА» приходится использовать шведскую и японскую продукцию. Есть некоторые зарубежные комплектующие в автоматике управления, но, по словам технического директора компании, импорт деталей постепенно уменьшается, однако пока заменить можно не все.

«Ощутимой проблемой могут стать насосы с мокрым ротором и герметичные компрессоры, которые сегодня пока только импортные, но мы надеемся, что в случае возникновения сложных ситуаций с поставками эти элементы сможет сделать для нас Grundfos, — полон оптимизма Федор Андронов. — Одним словом, у нас всегда есть и второй, и третий вариант замены».

Есть еще одна проблема, которая беспокоит специалиста — кадровая. Он признает, что ныне всю фирму двигают люди, которые начали заниматься вентиляционной техникой еще при советской власти, а приходящая сегодня в компанию молодежь претендует только на позиции продавцов, но никак не на технические должности. Ни в Москве, ни в регионах не появляются хорошо обученные молодые люди, которые могут работать со сложным оборудованием. Ни в производстве, ни в продажах их просто нет, они отсутствуют «как класс».

К слову сказать, редакция журнала С.О.К. разделяет это беспокойство специалиста — кадровая проблема, которая оказывает ощутимое влияние на бизнес, сейчас стоит достаточно остро во многих сегментах сектора инженерного обустройства зданий. Поэтому нащ журнал начинает серию публикаций, посвященных профессиональному образованию. И с одной из таких статей можно ознакомиться уже в этом номере на стр. 88. •

Ventilation market: the era of change. 10/2014. Фото 13

(0) (7426)
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message