Вячеслав Беккер, директор завода «Еврорадиаторы» (город Энгельс Саратовской области)

 

О текущей ситуации на рынке

Как вы оцениваете состояние российского рынка и ваше положение на нём?

В.Б.: Рынок в этом году весьма стабильный, спрос на наши радиаторы устойчивый. Темпы строительства и ввода жилья в стране были очень высокие, и это напрямую отразилось на нас. А благодаря вступлению в силу постановления об обязательной сертификации радиаторов на рынке даже возник ажиотаж, потому что не всем производителям удалось вовремя сертифицироваться. Так что благодаря благоприятной конъюнктуре наш завод сейчас полностью загружен, мы работаем в три смены.

Как новые правила сертификации повлияли на рынок?

В.Б.: Долгие годы главной проблемой на нашем рынке была некачественная продукция, значительная доля которой шла из-за рубежа. Ассоциация производителей радиаторов (АПРО) постоянно об этом говорила. Многие производители писали в своих паспортах некорректные данные, завышали показатели. Давно надо было изменить правила игры, и вот мы, наконец, дождались. Этим летом была введена обязательная сертификация согласно ГОСТ 31311–2005.

Теперь без соответствующего сертификата некачественная продукция даже не сможет пересечь границу России. Это очень нужная мера, от которой выигрывают нормальные производители и, конечно, покупатели. На цены это повлиять не должно, поскольку в масштабах рынка расходы на сертификацию незначительны. A насытить внутренний спрос серьёзные предприятия смогут без проблем.

Каковы ваши прогнозы на 2019 год?

В.Б.: Я не жду большого роста на нашем рынке. Скорее всего, общий спрос будет стагнировать либо снижаться. Можно выделить два основных направления продаж: проектное и розничное. Первое — большие строительные проекты, многоквартирные дома. Второе — розница, мелкие партии. Оба направления одинаково важны. Проектные продажи — это большие объёмы, но и цены пониже. Розница — это более высокие цены, а также работа на имидж, узнаваемость марки Buderus.

Что мы ожидаем от каждого из этих направлений? В строительной отрасли количество объектов будет уменьшаться, что повлияет на спрос. В рознице я особого ухудшения не ожидаю. Передел рынка, возможно, будет происходить, но не фундаментально. Основные изменения уже произошли в 2018 году. А вот со стороны государства будут важные изменения. Ожидается повышение НДС, введение новых законодательных требований к продукции. К этому надо быть готовым.

Внешние факторы вряд ли повлияют на рынок. Если говорить о курсе, то его роль с точки зрения продаж не так значительна, поскольку серьёзного экспорта в ближнее и дальнее зарубежье у российских производителей нет, и доля импорта в затратах также невелика.

Завод «Еврорадиаторы» в городе Энгельс Саратовской области

 

О продукции и продажах

Что можно сказать о ваших достижениях в этом году?

В.Б.: Наше основное достижение — стабильная работа в условиях законодательной неопределённости. Сертификация коснулась всех на рынке, это факт. В этой сложной ситуации нам удалось обеспечить непрерывные поставки нашим потребителям. Не было ни одного случая срыва поставок — и я этим горжусь. Конечно, были сложные моменты, но мы успешно справились.

Мы производим в среднем около 350 тысяч радиаторов в год. Завод работает уже больше трёх лет, так что недавно мы отпраздновали выпуск миллионного радиатора! Это для нас очень важная веха и большая радость. Был праздник, мы съели вкуснейший торт в виде этого самого радиатора. И ещё мы отследили путь юбилейного радиатора до конечного потребителя и предложили ему эксклюзивное обслуживание по любым вопросам за наш счёт.

Теперь уже думаем о втором миллионе. Его мы сделаем быстрее, скорее всего, уже в 2020 году. За два года управимся, поскольку у нас планируется модернизация оборудования, мероприятия по повышению производительности. Так что мощности хватит. Но всё, конечно, решит рынок и спрос на нём.

Как формируется ваша ценовая политика? Что влияет на цену вашей продукции?

В.Б.: Наша задача — предложить рынку высококачественные радиаторы по привлекательной цене. Разместив производство в России, мы смогли нивелировать влияние большинства внешних негативных факторов ценообразования. Именно по этой причине мы одни из немногих имеем рублёвый прайс-лист на радиаторы в России. Однако мы живём не в вакууме и вынуждены реагировать на изменение цен на сталь и энергоносители.

У нас высокая степень локализации продукции, мы используем российскую сталь. В себестоимости радиатора её доля превышает 60 процентов. Если цена стали повышается, то мы с задержкой, но вынуждены повышать наши отпускные цены с завода. Иностранные комплектующие у нас есть, но их доля невелика.

Что касается затрат на оборудование, то оно у нас в основном импортное. И поэтому какие-то запасные части надо, разумеется, заказывать за рубежом. Однако и здесь мы стремимся к локализации и уже работаем с большим количеством местных компаний. В итоге у нас получается обеспечить немецкое качество продукции по российским ценам. Это наши клиенты ценят больше всего.

Какова география ваших продаж? Какие направления являются приоритетными, где вы присутствуете в меньшей степени?

В.Б.: Благодаря широкой филиальной сети компании «Бош Термотехника» мы активно работаем во всех регионах России и со всеми игроками: застройщиками, проектировщиками, сетевыми торговыми компаниями, монтажными и сервисными компаниями. Мы поставляем значительную часть продукции в европейскую часть России, особенно в СанктПетербург и Ленинградскую область. Это наш фокусный регион.

Однако в регионах Сибири и Дальнего Востока мы сталкиваемся с двумя препятствиями для развития продаж: сложности в логистике и историческая любовь местных потребителей к алюминиевым и биметаллическим радиаторам. Несмотря на это, в 2018 году продажи в этих регионах шли очень динамично. Это говорит о том, что наша политика продаж в этих регионах, стратегический выбор партнёров и мероприятия по продвижению радиаторов были сформулированы и реализованы правильно.

Сейчас наше внимание в основном приковано к внутреннему рынку. Наша первоочередная задача — справиться с внутренним спросом. С точки зрения мощностей мы могли бы выпускать больше продукции, и эта задача сейчас в процессе решения. При этом экспортные планы у нас, конечно, есть. Из направлений смотрим и на СНГ, и на дальнее зарубежье. Например, в Казахстане и Республике Беларусь мы уже продаёмся, но объёмы невелики, поскольку цены там такие же, как здесь, или даже чуть ниже. Другое дело — экспорт, продажи за евро и доллары. Это интересно и перспективно.

Планируете ли вы в ближайшем будущем расширять портфель продукции?

В.Б.: Пока ничего серьёзного не планируем. Сейчас у нас идеальный баланс между спросом и предложением различных высот и длин радиаторов. В целом доля экзотических типоразмеров в спросе очень невелика. Но и эти запросы надо отрабатывать, чтобы клиенты были довольны. Поэтому наши коллеги из «Бош Термотехника» привлекают партнёров, чтобы предлагать клиентам полную линейку продукции.

 

О производстве

Как у вас на заводе организовано производство?

В.Б.: У нас установлено хорошее оборудование, одно из лучших в своём классе. Параллельно организованы два полностью автоматизированных процесса. Первый — производство «чёрных», неокрашенных радиаторов. Второй — их доведение до конечного состояния. На этом этапе продукт передаётся на линию покраски, происходит его химическая подготовка, очищение, нанесение покрытия, затем обжиг в печи. Отгрузка готовой продукции у нас пока производится вручную, но уже есть пилотный проект по запуску автоматических погрузчиков.

В среднем мы производим один радиатор в минуту, но при необходимости можем ускориться до более 2000 радиаторов в день. У нас нет больших складов, вся продукция сразу отправляется в наш торговый дом. Каждый день это две-три машины. Процесс отстроен качественно.

Разумеется, бывают и трудности, например, перебои с поставками энергии. Иногда городские сети не выдерживают, происходят отключения электричества. Это удар по нашей производительности, поэтому на такие случаи у нас всегда есть план действий. Мы очень серьёзно подходим к защите чувствительного оборудования. Вообще, это сильная сторона нашей команды — справляться с неожиданными вещами. За три года мы много пережили вместе, и всегда получалось найти решение, которое не отражалось бы на клиенте.

Какие меры вы предпринимаете для управления качеством продукции?

В.Б.: У нас принята отлаженная многоступенчатая система. Всё начинается с выбора поставщиков и контроля качества их продукции. Затем дополнительная проверка компонентов и материалов, чтобы исключить попадание брака на производственную линию. Далее на самом производстве есть обязательные тесты. Например, 100 процентов радиаторов тестируются во время производства, проходят гидравлический тест, который проверяет механические свойства и наличие утечек. Наконец, есть служба качества, которая помогает защитить клиента от брака. Они проводят выборочные тесты продукции по расширенной схеме. Всё это даёт очень высокий уровень надёжности.

 

О сотрудниках и мотивации

Расскажите о коллективе вашего завода. Кто у вас работает?

В.Б.: Коллектив довольно молодой. Средний возраст 35–40 лет. Есть и молодёжь, и опытные специалисты. Мы стараемся создать комфортные условия работы для всех возрастов. Особенно для работников предпенсионного возраста, чтобы их опыт и знания были востребованы. Большое внимание мы уделяем безопасности и охране здоровья. Например, у нас есть собственная поликлиника, спортзалы, льготное питание и доставка для сотрудников, а служба охраны труда и промышленной безопасности по праву считается одной из самых прогрессивных в области.

Работники у нас очень квалифицированные, мы отбираем лучших. Помогает в этом наша репутация одного из крупнейших работодателей региона с развитой культурой производства. Ведь производственный кластер Bosch в Энгельсе — это четыре больших предприятия: радиаторы, бытовые и промышленные котлы, свечи зажигания и электроинструмент. Всего это более 1500 человек. В городе нас хорошо знают.

Как вы привлекаете молодых сотрудников? Какие специалисты у вас наиболее востребованы?

В.Б.: Мы используем разные каналы привлечения молодёжи, один из наиболее приоритетных — партнёрство с местным техникумом. Периодически мы отбираем наиболее талантливых ребят на двойное обучение. Теорию они получают в учебном заведении, а практический опыт — на заводе, проходя различные этапы обучения. В Германии это распространённая практика, которая даёт великолепные результаты.

Что касается спроса на сотрудников, то есть одна область, в которой мы постоянно ощущаем нехватку кадров. Это обслуживание, ремонт и модернизация оборудования. Проблема нехватки этих специалистов — общая для всех предприятий кластера. Оборудование у нас достаточно сложное, нужны люди либо с большим, либо со специфическим опытом. Такие профессионалы у нас всегда на вес золота. И это очень хорошая возможность для тех, кто сейчас выбирает профессию.

Что, на ваш взгляд, самое важное в мотивации сотрудников?

В.Б.: Зарплаты и премии у нас привлекательные, но всегда можно найти что-то более выгодное, уехать работать в Москву или Санкт-Петербург, наконец. Так что среди факторов мотивации для нас на первый план выходит возможность делать интересную творческую работу, в которой человек может себя раскрыть, реализовать как профессионал. Это мало где есть, и мы этим очень гордимся.

Я всегда старался развивать в команде самостоятельность и ответственность. Мы — часть большого международного концерна с богатыми производственными традициями, своей философией. И ответственность — это наша основа. Это очень важно, и это ценится. Сотрудники, которые живут по принципу «это мой завод», быстро продвигаются. Я стремлюсь сделать так, чтобы их предложения и улучшения были заметны, чтобы они получали материальное вознаграждение и признание в коллективе. Мне особенно дорого, что инициатива у нас проявляется на всех уровнях — среди инженеров, сотрудников линии и простых рабочих. Значит, мы всё делаем правильно.

Вячеслав Беккер, директор завода «Еврорадиаторы» (город Энгельс Саратовской области)