"ЗА" Первое. Пропан-бутан в паровой фазе при использовании в котельных и в технологических процессах в качестве топлива имеет такие же высокие потребительские свойства, как и природный газ. Альтернативу ему по потребительским свойствам могут составить только сжиженный метан и биогаз. Второе. При потребительских свойствах газа цены на пропан-бутан имеют привязку в большей степени к ценам рынка моторного топлива (нефтепродуктов) и даже относительно этих цен весьма стабильны. Это объясняется тем, что пропан-бутан - нефтяной газ, получаемый из попутного нефтяного газа или при переработке нефти, то есть фактически для большинства производителей - это побочный продукт. Третье. Единовременные затраты на строительство топливного хозяйства сопоставимы у котельных на дизельном топливе и пропан-бутане. Четвертое. При относительно скромных объемах производства пропан-бутана в стране - 5,2 млн тонн в год - существует рынок сбалансированных цен на этот вид газа. Ценообразование для конечных потребителей прозрачно и предсказуемо, у них нет страха перед монополизмом производителя или поставщика. Пятое. Пропан-бутан очень удобен как второе топливо в газовых котельных, так как большинство горелочных устройств без изменений или с минимальными техническими дополнениями могут сжигать как природный газ, так и пропан-бутан. "Против" Первое. Пропан-бутан достаточно опасен. Он в 3,2 раза тяжелее метана и тяжелее воздуха - в этом его главная опасность. Если метан, вырвавшись на свободу, стремится улетучиться, то пропан-бутан, напротив, собирается у земли. Концентрационные пределы взрываемости в процентах у пропан-бутана в 2-2,5 раза ниже, чем у метана. Второе. Пропан-бутан имеет довольно высокую температуру перехода из жидкого в газообразное состояние. Поэтому при проектировании необходимо учитывать явление конденсатообразования и необходимость использования испарителей. Это создает определенные технические особенности. Практическая реализация Эксперимент по применению пропан-бутана состоялся в котельной, принадлежащей ООО "Современные печатные технологии" (г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 62). Это предприятие собиралось строить подводящий газопровод и котельную на природном газе. Однако, не имея гарантий по срокам получения всех необходимых согласований и желая запустить производство к конкретной дате, руководство предприятия приняло единственно правильное решение строить котельную на альтернативном виде топлива и эксплуатировать ее на этом виде до окончания строительства газопровода. Для этой цели по общему анализу лучше всего подходил пропан-бутан. Предпочтение ему было отдано по ряду ценовых, сервисных характеристик. Кроме того, на пропан-бутане, имеем минимальные изменения в схеме котельной при переводе ее на природный газ в качестве основного вида топлива. При проектировании особого внимания потребовало соответствие диапазона регулировок головки емкости и газовой линейки горелки, а также рациональный выбор объема емкостей. Отдельным вопросом стал подбор специалистов по наладке работы испарителей. К сожалению, как проектировщиков, так и наладчиков подобного оборудования ввиду малочисленности подобных объектов приходится долго искать. В итоге пришлось создать группу специалистов, способных решать задачи на всех стадиях проекта - от проектирования до эксплуатации включительно. Эта группа смогла обеспечить не только квалифицированное проведение монтажных и пусконаладочных работ и их сдачу надзорным органам, но и техническое обслуживание оборудования в процессе эксплуатации объекта. Успешная эксплуатация в течение всего отопительного сезона 2001- 2002 гг. показала: o В нашей климатической зоне для данной котельной, работающей на отопление и ГВС, при указанной мощности запаса топлива в емкостях хватало на две-три недели. o Даже в самые холодные периоды (-25°C) для работы котельной хватало естественного испарения пропан-бутана и не требовалось включение испарителей. o Не было случаев перебоев с поставкой пропан-бутана. o Ни разу за отопительный сезон для потребителя не изменилась цена на пропан-бутан. o Диспетчерский персонал заказчика справился с задачей эксплуатации котельной в полностью автоматизированном режиме. Истекший отопительный период подтвердил правильность принятого решения об использовании пропан-бутана в качестве топлива для этой котельной, причем как для подрядчика, так и для заказчика. Опыт других регионов Уровень природного газа в общем потреблении топливно-энергетических ресурсов составляет более 95%. Доля же потребления пропан-бутана, если не принимать во внимание использование его в качестве моторного топлива, - менее 1%. В соседней Новгородской области, по данным отдела по координации ЖКХ и ТЭК администрации, при потреблении 2,7 млрд м3 природного газа в год потребление сжиженного углеводородного газа составляет лишь 22 тыс. тонн. Природный газ имеется в 9 из 21 района области, уровень газификации - 42,7%, вместе с тем баллонным и емкостным пропан-бутаном пользуются только квартиросъемщики и частные домовладельцы (140 тыс. человек). Из 620 котельных коммунального хозяйства 228 работают на природном газе и ни одна - на пропан-бутане. В ближайшее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области мы планируем ввести в строй несколько котельных различной мощности, использующих пропан-бутан в качестве основного и резервного топлива. Это говорит о намечающемся росте спроса в этом направлении на рынке малой энергетики. На наш взгляд, это не только экономически оправдано, но и рационально как с точки зрения сохранения запасов природного газа (которого остро не хватает, и дефицит только в Петербурге и Ленинградской области - около 3 млрд м3 в год), так и с позиции использования попутного газа, который сегодня добывается нефтяными компаниями в количестве более 30 млрд м3 в год. Разворот крупных нефтяных компаний "лицом" к пропан-бутану хорошо иллюстрирует пример "Сургутнефтегаза". Эта компания добывает вместе с нефтью около 11 млрд м3 попутного газа, что составляет 36% от общего объема попутного газа, добываемого нефтяными компаниями России. Поставив задачу не просто наращивать объемы производства, но и повысить экономическую эффективность производства газа, компания сегодня реализует проект строительства завода по извлечению жидких углеводородных фракций. Проектируемый объем производства пропан-бутановой смеси на этом предприятии должен составить 165 тыс. тонн в год. Если тенденции использования пропан-бутана получат дальнейшее развитие, можно предположить, что в ближайшей перспективе нас ждет сбалансированный бездефицитный рынок по этому виду топлива. Перспектива применения пропан-бутана интересно выглядит при анализе динамики цен на энергоносители в нашей стране и на мировых рынках. Если по природному газу мы отстаем от европейских цен как минимум в 9 (для Словакии) и как максимум в 15 раз (для Германии), то по пропан-бутану мы отстаем от среднеевропейских цен лишь в 1,5 раза. Учитывая, что программа реорганизации энергоснабжения предполагает к 2010 г. повышение цен на природный газ до 7 раз (уже в этом году официально заявлено о повышении тарифов на природный газ на 40%), можно предположить, что через несколько лет себестоимость Гкал на пропане и на природном газе сравняются. В дальнейшем потолок мировых цен "не пустит" пропан-бутан дорожать столь же интенсивно, как природный газ, и эффективность его использования резко повысится.


По материалам "Энергетика и промышленность России", 2001-2003 г., www.eprussia.ru