Алексей Павлович, ваши проекты — Форум по промышленному кондиционированию, чемпионаты профмастерства, образовательный центр, содействие трудоустройству — создают целую экосистему. Что изначально стояло за решением создать эту многоуровневую структуру?

— Всё началось с осознания парадокса. С одной стороны — технологический прогресс: новейшее оборудование, современные технологии Building Information Modeling. С другой — суровая реальность строительных площадок, где даже самые продуманные инженерные решения в процессе реализации часто «калечатся». Вносятся изменения в проект под видом «более оптимального решения», меняется оборудование без учёта технологический отличий, в конце концов монтаж производится низкоквалифицированными специалистами. Всё это закладывает бомбу замедленного действия, в дальнейшем высока вероятность дорогостоящего ремонта оборудования и эксплуатационных издержек. Захотелось это исправить.


Алексей Кравченко, руководитель «Ассоциации климата»

Так появился Форум по промышленному кондиционированию?

— Да. На самом первом Форуме в 2018 году была озвучена стратегическая цель: «Снижение экономических рисков и повышение эффективности строительства климатических инженерных систем через консолидацию всех этапов: от проектирования до ввода в эксплуатацию в единый процесс и повышение профессионального уровня специалистов». Форум позволяет создать единое информационное поле, объединив на одной площадке всех участников строительства: застройщика, генподрядчиков, проектировщиков, монтажных организаций и производителей оборудования. А также представителей образования, так как главная проблема всё же в кадрах.

Давайте сегодня поговорим как раз о кадрах. Как вы оцениваете развитие среднего профессионального образования (СПО) в 2025 году именно для нашей отрасли?

— Как вы можете заметить, последние годы государство делает мощный и абсолютно верный крен в сторону среднего профессионального образования. Инвестиции в инфраструктуру колледжей, обновление системы образования, агитация через прессу — это действительно есть. Но здесь кроется главный вызов: можно закупить современные стенды, но нельзя быстро «закупить» компетенции преподавателей. Многие мастера производственного обучения оторваны от реальной рыночной практики. Их знания застыли на уровне 10–15-летней давности.

Поэтому наша задача, как ассоциации и бизнеса, — активно участвовать в процессе становления профессионального образования. Мы не должны ждать, когда система образования сама перестроится и будет за ручку приводить нам кадры. Нужно идти в профильные колледжи и предлагать сотрудничество. Развитие СПО — это задача не только государства, это совместный труд, где бизнес-сообществу предоставлена ключевая роль.

Это подводит нас к следующей теме — роли компаний. Насколько критически важна их поддержка в вопросе вовлечения и трудоустройства молодёжи?

— Без активнейшего участия компаний все усилия восстановить базовую функцию колледжей — поставлять кадры в отрасль, будут напрасны. Речь не просто о спонсорской помощи. Речь о глубокой, осознанной интеграции.

Компании должны участвовать в профориентации — приходить в школы и колледжи, рассказывать о перспективах профессии, предоставлять компетентных специалистов для проведения мастер-классов. Организовывать экскурсии на свои объекты, с детальной демонстрацией смонтированной системы кондиционирования или вентиляции, наглядно демонстрировать работу оборудования. Для тех, кто уже обучается по специальности, создание программ стажировок и дуального образования. Компания, инвестирующая в студента, формирует себе лояльного и подготовленного специалиста. Это не благотворительность, это инвестиция в собственный кадровый резерв. Ждать «готового» специалиста — утопия. Его нужно растить самому.

И этот вопрос упирается в известную проблему дефицита кадров. Как вы предлагаете решать её системно, создавая кадровый резерв?

— Дефицит квалифицированных кадров среди монтажников и сервисников климатического оборудования — это реальная проблема. Создание кадрового резерва — это не разовая акция, а постоянный, цикличный процесс. Мы выстроили его модель, которую необходимо масштабировать на всю страну.

Первое — профессиональная ориентация и вовлечение. Мы уже начали об этом говорить. Вы знаете, что мы проводим Чемпионаты профессионального мастерства. Отраслевые чемпионаты — это мощный инструмент вовлечения. Причём речь про студентов, которые уже учатся по профессии.

Ошибочно полагать, что все студенты вовлечены в процесс и обязательно выберут профессиональный путь климатехника. Участие в чемпионате требует от участников определенного уровня знаний и навыков, в процессе подготовки и участия в чемпионате, вместе со взрослыми, студент интегрируются в специальность, другими словами, ощущает себя уже специалистом. Это важное ощущение. Если говорить про взрослых, то чемпионат работает на имидж профессии, привлекает внимание новых специалистов и мотивирует действующих повышать свой профессиональный уровень.

Второе — обучение специалистов. В 2019 году мы запустили Центр повышения квалификации «Климатехникум» — это место, где действующие монтажники и сервисники систем кондиционирования могут получить дополнительные знания и навыки. Мы делаем упор на основы: физика процессов холодильного контура, работа с комплексом монтажного инструмента и оборудования. Кажется, ерунда, но наша практика показывает, что большая часть специалистов, работающих не один год, не имеет фундаментальных знаний, так как не имеют образования по нашему профилю, а без них специалист не может развиваться, он не способен самостоятельно установить причинно-следственные связи в случае поломки или отказа оборудования.

После основ переходим к углублённым знаниям, поэтапно усложняя изучаемые технологии, показывая на практике тонкости монтажа и наладки каждой системы. Стараемся дать базу, которую выпускники курсов смогут конвертировать в навыки в процессе рабочей деятельности.

Третье — трудоустройство и адаптация. Здесь ключевую роль играют компании-партнёры. Поскольку мы ассоциация, у нас развита широкая сеть партнёров — монтажных климатических компаний. Некоторые из них проявляют активное участие, осуществляют поддержку материально-технической базы нашей лаборатории, активно взаимодействуют со студентами, взращивают лояльность и доверие. Важно своевременно «подхватить» начинающего специалиста, выстроить «коридор перехода» в компанию и не бросить его на первом же объекте, а обеспечить квалифицированным наставником, дать время адаптироваться и почувствовать уверенность.

Кстати, при приёме на работу лучшим портфолио начинающего специалиста и показателем его квалификации будут результаты его выступлений на чемпионатах. Оценку квалификации участника соревнования проводят опытные эксперты по более чем 100 критериям, поэтому можно увидеть объективную картину и при необходимости доработать слабые стороны на стажировке.

Четвёртое — это поддержка. Выпускников колледжей, продолжающих сотрудничать с нами, и выпускников «Климатехникумов» мы обеспечиваем технической поддержкой. Если необходима квалифицированная помощь, мы её оказываем. Кроме того, у нас образовался некий профессиональны клуб. Все выпускники включены в закрытые группы в мессенджере, которые модерируют наши технические специалисты и преподаватели, там они между собой обмениваются опытом, решают сложные задачи, с которыми столкнулись в работе.

Пятое — это партнёрство. Мы активно продолжаем сотрудничество с компаниями, которые занимаются развитием своего штата. Этим компаниям мы доверяем и предлагаем совместную работу на объектах. Мы приглашаем их на монтаж или ремонт оборудования на объектах различной сложности, находящихся под нашим инженерным сопровождением. Они приглашают нас на объекты, где необходимо разработать сложное инженерное решение. Это полезное и взаимовыгодное сотрудничество. Иногда это даёт возможности компаниям перекрыть спады и разрывы и сохранить наработанные кадры. Но чаще квалифицированные компании активно развиваются и постоянно нуждаются в притоке новых кадров. Таким образом, цикл замыкается.

Алексей Павлович, вы затронули глубокие проблемы обучения. На климатическом рынке бытует мнение, что семь из десяти поломок — следствие неквалифицированного монтажа. Почему эта ситуация стала системной?

— Честно сказать, я не знаю, как эту статистику получили, но, действительно, на сегодняшний день оборудование даже «неименитых» производителей достигло качества с очень низким показателем рекламаций. Бóльшая часть выхода из строя оборудования — это проблема монтажа и эксплуатации. За последние пять лет мы наблюдаем отток специалистов старой школы, ещё советской закалки, с параллельным уменьшение количества техникумов в стране, а именно там холодильщики могут получить фундаментальные знания. Долгое время техническое образование было в упадке, и сегодня мы видим последствия этой катастрофы.

Каковы главные причины такого количества ошибок?

— Если исключить случаи, когда монтажники допускают массу оплошностей по невнимательности или в спешке (торопятся на следующий объект, поскольку от этого зависит их доход), то могу назвать несколько очевидных.

Первое, как мы уже отметили, — монтажник не понимает физики процессов. Не понимает и начинает экспериментировать, и такие эксперименты часто приводят в поломкам. Делается многократный запуск оборудования, игнорируя ошибки, что убивает кондиционер. А устранение симптомов без устранения причин незаметно убивает оборудование впоследствии.

Второе — игнорирование технической документации — это национальная беда. Смотрим в инструкцию по монтажу только тогда, когда всё сломали, хотя начинать надо было именно с неё. Там же — ответы на 90 процентов возникающих вопросов. Когда к нам обращаются за технической поддержкой, первый вопрос нашего специалиста звучит так: «Вы читали инструкцию по монтажу?»

Третье — несоблюдение технологии. На крупных объектах монтажники часто игнорирует рабочую документацию, на ходу внося самовольные правки в схемы прокладке трасс, меняя диаметр труб, увеличивая участки веток фреонопроводов и т. д., в результате оборудование работает некорректно или вообще не запускается. В лучшем случае система сразу уходит в ошибку, и тогда недочёты можно обнаружить и исправить, пока трассы не замурованы в стены.

К слову, это не всегда проблема монтажа, бывает и проектная документация выдана с ошибками, без адаптации под технологические параметры и особенности устанавливаемого оборудования. Бывают и более простые примеры, когда бытовые кондиционеры монтируют с нарушением допустимых длин трасс, вакуумирование системы делают наспех, давления не проверяют и т. д.

Вы ранее говорили об оценке квалификации. Ваш чемпионат использует методику, принимающую во внимание более 100 критериев. Может ли это стать отраслевым стандартом?

— Мы к этому идём. По сути, это и есть стандарт. На сегодняшний день мы разработали и аттестовали в Институте развития профессионального образования (ИРПО) компетенцию «Вентиляция и климатические системы». Там как раз содержится перечень того, что должен уметь специалист и как проверить его квалификацию. На чемпионате специалист выполняет все этапы монтажа, наладки и демонтажа системы кондиционирования на стенде, а эксперт оценивает каждый его шаг более чем по ста критериям. По итогам выдаётся диплом и детальный оценочный лист. Это аудит навыков специалиста и персональный план работы над собой.

И последний вопрос: престиж профессии. Почему монтажник до сих пор не в почёте, и как это изменить?

— Это комплекс исторических и культурных проблем. В 1990-е годы уничтожили техническую базу среднего профессионального образования. Вместо холодильщиков и электромехаников начали готовить менеджеров и бухгалтеров. В техникумы шли те, кто «не дотягивал» до института. «Высшее образование» стало именем нарицательным, признаком образованности, но при этом сами профессии ушли на второй план. В итоге сегодня сложно найти человека в возрасте 35–50 лет, работающего по своей специальности. Рабочие профессии перестали быть престижными.

Мы боремся с этим через чемпионаты, создание позитивных примеров для подражания, публичное признание. Мы показываем, что современный монтажник — это не «гаечник», а инженерный специалист, работающий с высокотехнологичным оборудованием, способный зарабатывать своей головой неплохие деньги. У кого-то получается масштабировать свои компетенции и построить на этом успешный бизнес, нередко встречаются династии: отцы работают с сыновьями.

К слову, наш руководитель «Климатехникума» — Урванцев Алексей Викторович — очень гордится тем, что он «потомственный» холодильщик-кондиционерщик, и с каждой новой группой делится воспоминаниями. Это тяжёлый труд — но труд, достойный уважения. И лучшая награда для нас — когда выпускник остаётся в специальности и становится профессионалом, заметным на климатическом рынке.

Алексей Павлович, благодарим вас за столь откровенный и глубокий разговор о важной и наболевшей проблеме. Ваш опыт — это готовое руководство к действию для всей отрасли.

— Спасибо и вам. Мы открыты к диалогу и сотрудничеству, потому что только вместе мы сможем преодолеть кадровый голод в нашей стране, поднять престиж профессии и вывести отрасль на качественно новый уровень.