Представленные на диаграмме рис. 1 объемы включают в себя как строительную, так и техническую изоляцию. С точки зрения структуры рынка по видам материалов в рамках проводимого анализа принято, что 100 % объема составляют два крупных сегмента: материалы на основе каменной ваты и стекловолокна, объединяемые общим понятием «минеральная вата»; все виды вспененных полимеров (пенополистирол, пенополиуретан, пенополиэтилен и т.д.). Цель настоящей статьи — показать произошедшие на протяжении последнего пятилетия (2003–2007 гг.) изменения в соотношениях между объемами потребления теплоизоляционных материалов различных видов и их тенденции на ближайшее будущее.Укрупненно структурная ретроспектива рынка за указанный период времени характеризуется данными табл. 1.Для дополнительного анализа несколько детализируем предмет рассмотрения, сегментировав все виды материалов на четыре группы: материалы на основе каменной ваты; материалы на основе стекловолокна; вспененный полистирол; прочие вспененные полимеры (пенополиуретан, пенополиэтилен, вспененный каучук). Изменение в течение 2003–2007 гг. соотношений объемов потребления материалов, соответствующих этим группам, представлено на диаграмме рис. 2.Как следует из диаграммы, доля в структуре потребления теплоизоляционных материалов каменной ваты на протяжении анализируемого периода сокращалась фактически монотонно, составив в 2007 г. 32,3 % (или 45,3 % в структуре потребления минеральной ваты). Прогнозирование этого показателя на ближайшую перспективу показывает, что к 2012 г. он должен стабилизироваться на уровне 30–31 %, что приблизительно соответствует структуре зарубежных рынков. Доля стекловаты на протяжении того же периода характеризовалась колебаниями в диапазоне от 37,3 до 44 %, причем наибольшее значение этого показателя пришлось на 2004 г. В дальнейшем он снизился до 39 %. Причины колебаний достаточно очевидны: как на спрос, так и на объем реального потребления стекловаты все последние годы сильное влияние оказывала динамика предложения этого продукта на рынке, которое, в свою очередь, определялось вводом новых производственных мощностей на территории России. Именно на 2004–2005 гг. пришелся пуск новых высокопроизводительных линий на заводах компаний URSA и SaintGobain. Последовавший за этим значительный рост поставок стекловаты стимулировал существенное увеличение потребления теплоизоляционных материалов на рынке России в целом, однако не до такой степени, чтобы не сказаться на структуре рынка. Имеется в виду, что рост объема производства стекловаты на российских предприятиях оказал заметное конкурентное давление на рынки материалованалогов и заменителей: отчасти на рынок каменной ваты и в значительно большей степени на рынок вспененных полимеров, вызвав в 2004 г. снижение их доли в общей структуре потребления по сравнению с 2003 г. с 22,9 до 19,3 %.В 2005–2007 гг. наращивание производственной базы стекловаты продолжалось, однако аналогичные процессы в производстве пенополимеров оказались более стремительными, что не могло не сказаться на структурных показателях: в 2007 г. совокупная доля пенополимеров всех видов составила 28,7 %, в т.ч. пенополистирола 23,9 %, прочих вспененных полимеров 4,8 %. Абсолютный объем потребления вспененных полимеров увеличился с 2003 по 2007 гг. в 3,14 раза и достиг 9,5 млн м3, в т.ч. пенополистирола 7,9 млн м3 (из этого количества произведено на российских предприятиях 7,7 млн м3).Рассмотрим более подробно рыночную ситуацию, сложившуюся в 2007 г., с точки зрения возможных дальнейших структурных изменений. Сегмент каменной ваты В советский период производство каменной (в терминологии того времени — минеральной) ваты составляло основу промышленности теплоизоляционных материалов в РФ. Следует отметить, что в то время это был по существу другой продукт, технология изготовления которого была ориентирована преимущественно на техногенное сырье (доменные шлаки и т.п.). Значительно изменившись по своим физикотехническим свойствам (теплопроводность, влагопоглощение), каменная вата, однако, оказалась значительно потесненной на рынке другими материалами, производство которых было по существу создано с «нуля» за последние 10–15 лет. Тем не менее, сохранив за собой всего около 1/3 рынка теплоизоляционных материалов, каменная вата продолжает оставаться его основой, т.к. является материалом, который в состоянии заменить аналоги практически во всех сферах применения, но, с другой стороны, не имеющий аналогов в некоторых из этих сфер (например, огнезащита).В настоящее время установленные производственные мощности позволяют производить 12–14 млн м3 каменноватной изоляции, реально производится (2007 г.) около 9,5 млн м3. Общее число производителей — около 70.Лидерами рынка являются компании RockwoolRussia (заводы в г. Железнодорожном Московской обл. и г. Выборге плюс поставки по импорту), «ТехноНиколь» (заводы в Челябинской области, Рязани, Татарстане и в Хабаровске), «Изорок» (завод в г. Тамбове).На российских предприятиях производятся преимущественно материалы в виде плит, матов и холстов, в незначительных количествах — трубная изоляция и крайне ограниченно — специальные виды изоляции (например, судовая).Производственная база продолжает интенсивно развиваться: ведущими игроками рынка объявлено о планах строительства новых предприятий и модернизации существующих на общую мощность более 500 тыс. т. Однако, испытывая действие естественных ограничителей (тенденции спроса, конкурентное давление со стороны аналогов и т.д.), рынок каменной ваты является достаточно хорошо прогнозируемым. Расчеты, выполненные экспертами ИКФ «ИТКОР» в рамках целевых исследований, показывают, что в 2012 г. объем потребления каменной ваты составит около 21 млн м3, что будет соответствовать 30,3 % рынка теплоизоляционных материалов в целом. Сегмент стекловаты В конце 90х гг. в России существовало всего три предприятия по производству теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна (стекловаты) с общим объемом производства менее 400 тыс. м3 в год. В 2007 г. было произведено 12,5 млн м3 таких материалов, т.е. эта подотрасль практически была заново воссоздана за последние несколько лет, главным образом за счет иностранных инвестиций. Крупнейшими игроками рынка являются компании URSA и SaintGobain, на долю которых приходится более 80 % общероссийского объема производства. В 2007 г. попытку присоединиться к группе лидеров предприняла компания KNAUF, которой в III квартале был пущен завод мощностью 65 тыс. т (около 5 млн м3) в г. Ступино Московской обл. До конца года завод произвел 1380 тыс. м3 продукции, однако в настоящее время работает со значительной недогрузкой производственной мощности. В этой связи следует отметить, что на протяжении II полугодия 2007 г. — начала 2008 г. почти все производители стекловаты (как, впрочем, и каменной ваты) в той или иной мере столкнулись со сбытовыми трудностями. Эксперты ИКФ «ИТКОР» полагают, что эти трудности не являются признаком насыщения спроса. Скорее это противоречие между быстро прогрессирующей производственной базой и возможностями отстающей от нее в своем развитии сбытовой инфраструктуры. Естественно, что в зависимости от времени и опыта пребывания на российском рынке, трудности, с которыми столкнулись производители, имели различную степень остроты для каждой компании. Однако, как бы там ни было, произошедшее является предвестником того, что дальнейший рост спроса на материалы (что не подвергается сомнению) будет происходить с отставанием от роста предложения. Прогноз рыночной доли материалов из стекловолокна исходит из того, что сложившееся к 2007 г. соотношение между объемами потребления двух видов минеральной ваты в ближайшем будущем претерпит незначительное изменение с возможным ростом доли стекловолокна. К 2012 г. этот показатель прогнозируется на уровне 39,7 %, при этом суммарная доля стекловолокна и каменой ваты составит около 70 %. Сегмент пенополистирола На текущий момент Россия располагает значительным потенциалом изготовления материалов и изделий из пенополистирола: на начало 2008 г. суммарные производственные мощности составляли около 9 млн м3 продукции в год (включая всю номенклатуру, в том числе не теплоизоляционного назначения), фактический выпуск за 2007 г. превысил 7,7 млн м3. Показатели 2006 г. превышены в 1,6 раза. Наиболее быстрыми темпами развивается производство материалов на основе экструзионной (XPS) технологии. Лидерами рынка экструзионного пенополистирола являются «ПеноплэксХолдинг» (заводы в гг. Кириши, Пермь, Новосибирск, Таганрог), корпорация «ТехноНиколь» (ТМ «Техноплэкс», заводы в гг. Рязань и Учалы) и нижегородская компания «Теплекс» (помимо завода в Н. Новгороде открыла еще одно производство в Новосибирской области). Общий объем производства экструзионного пенополистирола в 2007 г. — 3150 тыс. м3.Сегмент имеющего более давнюю историю в России беспрессового (EPS) пенополистирола также продолжает динамично развиваться, прочно удерживая свою нишу за счет относительно более низких цен. Крупнейшие производители этого вида материалов — компании «Мосстрой31», «ЕТПласт», «Новопласт». В 2007 г. было произведено 4600 тыс. м3 беспрессового пенополистирола. Крупнейшими игроками рынка объявлено о дальнейшем наращивании производственной базы, несмотря на неординарную ситуацию, сложившуюся в 2007 г. Суть этой ситуации в том, что чрезвычайно динамичный рост производственных мощностей привел к опережающему росту предложения по отношению к спросу. По оценкам ряда экспертов, на конец года производственные мощности превышали потребность рынка примерно в 1,5 раза. Рынок (особенно рынок XPS) стал «рынком покупателя». Наблюдалось сильное, временами скачкообразное движение цен с общей понижательной тенденцией. Тем не менее, поскольку спрос, хотя и отставая от предложения, продолжает расти, говорить о стагнировании рынка нет оснований. Экстраполирование развития рынка в последнее время на ближайшую перспективу позволяет предположить, что, продолжая весьма динамично увеличиваться в размерах, сегмент пенополистирола в долевом выражении сохранит за собой примерно те позиции, которые характеризуют его состояние в 2007 г., т.е. ≈24 % рынка теплоизоляционных материалов в целом. К 2012 г. это будет эквивалентно 16,5 млн м3 потребления с абсолютным доминированием (свыше 95 %) продукции, произведенной в России. Сегмент прочих вспененных полимеров Часть пенополимеров, отнесенных к разряду «прочих», известна в России достаточно давно, при этом соответствующий рынок получил наиболее интенсивное развитие именно в последние годы. Другая часть имеет совсем короткую историю, но также с хорошей динамикой. К первой категории следует отнести в первую очередь пенополиуретан, потребление которого стремительно увеличивается за счет бурного развития производства сэндвичпанелей, а также изолированных в заводских условиях труб (так называемая предустановленная трубная изоляция). Другой пенополимер, переживающий фазу быстрого роста потребления в качестве технической теплоизоляции — пенополиэтилен. Известен достаточно давно, но больше как упаковочный материал (в первую очередь для пищевых продуктов).Вторая категория представлена вспененным каучуком, производство которого в России до последнего времени вообще отсутствовало, а импорт был исчезающее мал. Общий объем производства «прочих» вспененных полимеров всех видов в 2007 г. составил 1564 тыс. м3, импорт 33 тыс. м3.Учитывая динамику, с которой происходило развитие этого рынка в последние два-три года, к 2012 г. можно прогнозировать его объем на уровне 4,1 млн м3, что будет соответствовать рыночной доле 6 % (в 2007 г. — 4,8 %).Подводя итог сказанному, следует отметить, что представленные в настоящей статье оценки и прогнозы основываются на анализе реально сложившейся ситуации. Это, однако, не исключает того, что развитие технологий строительства, теплоэнергетики, перерабатывающих отраслей приведет к необходимости создания теплоизоляционных материалов с новыми физико-техническими свойствами, и, появившись, такие материалы в течение короткого времени займут свою нишу в структуре рынка.