АВТОР: Феликс Борисов, Управляющий партнёр ГК «ФИЗИКА ТЕПЛА»

До недавнего времени отечественные производители пеллет, по разным оценкам, занимали от 5 до 7% мирового рынка ежегодно производя более 3 млн. тонн топлива, из которых 95-97% экспортировали в Европу, Южную Корею и Японию, а оставшихся 3-5% вполне хватало для удовлетворения внутреннего спроса. Подобный дисбаланс между экспортом и внутренним потреблением обусловлен крайне низким развитием отечественного рынка технологий пеллетной теплогенерации. Отечественная индустрия пеллетного отопления, так и не смогла толком состояться за свою более чем двадцатилетнюю историю. Оно и не мудрено, поскольку во всех развитых странах основным драйвером развития рынка производства тепла из биомассы выступало в первую очередь государство, всячески поощряя не только производителей оборудования, но и конечных потребителей. Где-то субсидировали покупку соответствующего котельного оборудования, где-то предоставляли льготные кредиты и налоговые преференции и причиной тому была не столько пресловутая «зелёная» повестка, а банальный прагматизм.

Российское государство же, имея у себя на балансе десятки тысяч угольных, дизельных, мазутных и прочих крайне дорогих, неэффективных, с колоссальной степенью износа котельных, категорически отказывалось признавать пеллетное топливо – как класс, поощряя лишь его тотальный экспорт и абсолютно не развивая внутренний потребительский рынок даже в регионах, где пеллетное производство очень хорошо развито. А ведь у нас в стране, по состоянию на 2022г., насчитывалось более трёхсот предприятий-производителей этого типа топлива.

В 80-х годах прошлого столетия, а именно тогда, сорок лет назад, в Европе начали набирать популярность пеллетные технологии, никаких разговоров про энергопереход, углеродный след, декарбонизацию и прочие «беды» человечества в таких истеричных масштабах уж точно не велось. Зато, умение считать, извлекать прямую и косвенную выгоду из всего возможного и невозможного, привели к созданию целой индустрии в теплогенерации, эффективность и мультипликативность которой тяжело переоценить.

Посудите сами, пеллетная отрасль решает проблемы с переработкой древесных и сельскохозяйственных отходов, развивает металлообработку и котлостроение, за счет полной автоматизации процессов значительно повышает качество выработки тепловой и, в некоторых случаях, электрической энергии, а равно – повышает качество жизни, при этом само топливо, древесные и агропеллеты, в отличие от ископаемых ресурсов, являются возобновляемым (!) и экологически чистым источником энергии! Даже в средней полосе России, стоимость 1 кВт/ч тепловой энергии из пеллетного топлива минимум в два раза дешевле угольной и более чем в четыре раза дешевле дизельно-мазутной генерации, я уж молчу про электричество. Существует ли твёрдое топливо и технологии его сжигания, сочетающее в себе столько преимуществ?

8 июня 2022г. у Вице-премьера Российской Федерации Виктории Абрамченко прошло очередное совещание, посвященное переводу муниципальных мазутных и угольных котельных на пеллетное топливо. Особо интересно, что Протокол совещания помимо поручений всевозможным министерствам и ведомствам, включая Минстрой, Минэнерго и Минпром, содержит прямую директиву выдать к концу августа не просто план перевода угольных и мазутных котельных ЖКХ, находящихся в муниципальном ведомстве, на принципиально новое пеллетное топливо, а уже предоставить конкретные адреса объектов теплогенерации подлежащих целесообразному перевооружению.

Казалось бы, стоит порадоваться за отечественных производителей котельного оборудования и конечных потребителей тепла, ведь они должны получить не просто принципиально новые прогрессивные технологии и качество теплоснабжения, но и значительно улучшить экологическую обстановку как минимум в ореоле вечно смердящей угольной или мазутной котельной. Однако, при более глубоком рассмотрении оказывается, что формирующаяся подотрасль теплоэнергетики Российского ЖКХ абсолютно и критически к этому не готова. 

Так сложилось, что наш скромный по объёмам потребительский рынок пеллетных технологий, так и не смог сформировать профессиональную межотраслевую кооперацию. В России нет производителей пеллетных котлов необходимой единичной мощности, полностью отсутствуют профильные компетенции у проектировщиков, строителей и, что самое страшное, у организаций, которым на смену условной угольной «печке – буржуйке», в эксплуатацию «приедет» пеллетная котельная, которую можно смело сравнить с атомной электростанцией. И я не утрирую. Именно такая пропасть между старыми и новыми технологиями не только котельных установок, но и необходимой инженерной инфраструктурой пеллетных котельных, которые призваны в кратчайшие сроки заменить неэффективные муниципальные угольные и мазутные котельные.

Самое опасное в этой ситуации то, что служащие министерств и ведомств, понятия не имеют с какой технологией сталкиваются. Они строчат запросы производителям котельного оборудования и услуг, формулировка которых отражает их абсолютную некомпетентность. Производители, в свою очередь, отвечают им на запрос ровно так, как их спросили. После чего эта «кривая и косая» информация обрабатывается чиновником и превращается в некий аналитический министерский отчёт, на основании которого создаётся основа государственных тактик и стратегий формирующих новую подотрасль теплоэнергетики. Кроме того, если посмотреть на состав участников этого совещания, там не присутствовало ни одного представителя бизнес-сообщества хоть сколько-нибудь погруженного в проблематику именно потребительского рынка пеллетных технологий отопления (а ведь только он, в каком-то виде, у нас и существует), что лишь подтверждает министерскую зашоренность.

Справедливости ради, стоит отметить, явный позитивный сдвиг со стороны государства в сторону технологичности и эффективности в отоплении и распределенной генерации как таковой. Если раньше чиновники в муниципалитетах, районных и даже региональных администрациях ссылались на мифическую дороговизну пеллет и, якобы, нежеланием местных производителей заключать долгосрочные контракты на поставку топлива, что само по себе - полная чушь, говорящая больше о коррумпированности, а не о здравом смысле, то теперь, хоть и из под палки Правительства, их заставляют пересмотреть свою позицию по организации схем теплоснабжения в сторону настоящей эффективности, заключающейся и в технологичности, и в экономичности, и в пресловутой экологичности пеллетной котельной.

И всё же, на сегодняшний день, очевидная правильность и своевременность предлагаемых мер по переводу устаревших и неэффективных государственных и муниципальных котельных на пеллеты, необходимо крайне взвешенно подходить к их реализации. При всей видимости простоты и, казалось бы, состоятельности идеи очевидно, что без системных изменений практически во всех ответственных направлениях формирующейся подотрасли ЖКХ (производство, проектирование, строительство, эксплуатация), планируемая программа уже через 2-3 года после запуска начнёт демонстрировать крайне негативные показатели эффективности.

В первую очередь, это коснётся проблем с эксплуатацией. В лучшем случае мы увидим повышенный расход топлива и увеличение эксплуатационных затрат, а в худшем – колоссальную аварийность в разгар отопительного сезона. И если первое влияет лишь на «эффективное» расходование бюджетных средств (наших с вами налогов и платежей за ЖКУ), то второе не просто подорвёт доверие к программе перевода котельных, но и, что самое страшное, к разрушению и без того скромного розничного рынка пеллетного отопления в целом.

Ретрансляция негативного опыта новоиспеченных операторов пеллетных котельных запроектированных и запущенных в эксплуатацию так, как это делается сейчас (при полном отсутствии компетенций на каждом этапе создания и эксплуатации пеллетной котельной), затмит собой все колоссальные преимущества, которые возможно получить при разработке и реализации действительно верных решений организации инженерной инфраструктуры современных пеллетных систем генерации тепловой энергии. В то же время, правильная комплексная реализация поставленных программой задач по переводу муниципальных котельных на биомассу, окажет колоссальный положительный мультипликативный межотраслевой эффект, нивелирует риски острых социальных проблем, связанных с ростом тарифов ЖКХ, безработицей, повышением качества теплоснабжения, экологией и многих других, но и в целом существенно повлияет на развитие экономики России.

О группе компаний «Физика тепла»

Крупнейшая в Европе инжиниринговоая группа по созданию, интеграции, гарантийному и сервисному обслуживанию котельных на биомассе (пеллеты, щепа). В портфеле компании более 50-ти производителей пеллетных котлов и горелок, свыше 3000 исправленных чужих ошибок и более двухсот реализованных проектов от 20 кВт до 5 МВт мощности.