— Господин Броссе, это Ваш первый приезд в Россию? — С деловой поездкой в России я первый раз, а частным образом — уже третий. — Чем объясняется Ваш интерес к нашей стране: только ли ростом инвестиционной привлекательности, или у компании Vaillant есть стратегические планы по развитию бизнеса в России? — Vaillant — самый крупный в мире производитель настенных отопительных котлов, и, естественно, мы хотим в будущем сохранить за собой это первенство. Сегодня мы работаем на рынках трех категорий: во-первых, это совокупность развитых рынков, во-вторых, новые рынки, которые растут быстрыми темпами, и, в-третьих, так называемые рынки будущего — это Россия и Китай. На доходы, полученные на рынках первой категории, мы живем; наш рост обеспечивают новые рынки, а рынки будущего обеспечивают наше будущее. Бизнес, который мы ведем в России и Китае, для нас очень важен. Он активно развивается, и нас радует, что в 2003 году ваша страна достигла хороших экономических результатов. — Нам известно, что в стратегии развития компании Vaillant заложено создание завода в одной из стран Восточной Европы. Можете ли Вы назвать эту страну? Россия это или нет, и не является ли вопрос организации в России завода Vaillant главной причиной Вашего визита? — Во-первых, надо отметить, что производство в Восточной Европе у нас уже есть — это фабрика фирмы Protherm в г. Скалица, Словакия. Эту фабрику мы получили вместе с покупкой группы Hepworth и сейчас активно занимаемся ее развитием, совершенствованием. Мы планируем производить в Словакии почти все напольные котлы нашей группы. Вопрос о том, входит ли в наши планы строительство завода в России, мне задавали на протяжении всей недели, что я нахожусь в Москве, и уже только то, что задается этот вопрос, само по себе очень интересно. Вчера я посетил производство стальных напольных котлов в Москве, и там мне тоже задавали этот вопрос. Ответ следующий: мы думаем, что должны все делать в правильном порядке. Мы уже больше 10 лет представлены на российском рынке. Сначала было сделано очень много подготовительных работ, мы должны были найти надежных партнеров, сделать нашу марку известной, добиться доверия и построить весь наш бизнес. Сейчас, по прошествии времени, я убедился, что мы выбрали правильный путь. Но, поскольку Россия — страна огромная, тот бизнес, который мы сейчас ведем, до сих пор слишком мал. В коммерческом плане это означает, что нам еще очень многое предстоит сделать. Это я обсуждал с клиентами, у которых тоже есть совершенно конкретные представления на счет того, какие приоритеты должны быть сейчас в нашем деле. Нам надо сделать нашу продукцию, нашу марку еще более известной, поэтому мы сейчас, например, планируем запустить рекламу на вашем региональном телевидении. Мы получили рекомендацию делать световую рекламу в Москве, а также рекомендации активнее проводить обучение специалистов в России, развивать сервис и обеспечение запасными частями. Над всем этим мы сейчас работаем, все это — наш первый приоритет. Когда-нибудь мы станем очень «большими». Россия — самая крупная страна в мире, и по мере нашего роста мы все чаще будем задаваться вопросом: а почему бы нам не производить здесь свою продукцию? Ведь для этого есть все предпосылки: россияне покупают нашу технику, обеспечивая наш оборот, и они тоже должны получать прибыль от того, что мы создадим здесь рабочие места. — Как Вы оцениваете успехи Vaillant на российском рынке? Довольны ли Вы развитием бизнеса в нашей стране? Стала ли сегодня Россия более привлекательной для Вас не только с точки зрения инвестиций, но и с точки зрения ведения бизнеса — в экономическом, политическом аспектах? — Я не могу сказать, что вести дела стало намного проще, но, безусловно, лучше, чем во времена Советского Союза. Однако и сейчас есть определенные трудности. Например, мы представлены в России не как юридическое лицо, а как представительство, и не имеем здесь достаточных прав. Кроме того, при планировании работы в России нужно учитывать и ряд других факторов: ее географические размеры, особенности климата, имеющуюся инфраструктуру, например систему центрального отопления. Мы очень рады, что в России у нас есть надежные коллеги, которые работают в нашем представительстве уже около 10 лет. Они стараются максимально соответствовать требованиям фирмы Vaillant, будучи ее представителями в России. Да, конечно, работать в России стало легче. И очень многие мои партнеры по бизнесу разделяют эту точку зрения. Именно сейчас наступило время для инвестиций в вашу страну, именно сейчас будет разделен рынок. Это очень важно для меня. Я уверен, что со временем положение в стране улучшится, и тому есть очень хорошие примеры в странах Центральной Европы. — Какова доля Вашей компании на российском рынке настенных отопительных котлов в сравнении с другими германскими производителями этого сегмента? — Рынок отопительных приборов России очень велик — более 2 млн приборов, но если мы рассмотрим именно рынок настенных газовых котлов, а его емкость примерно 30 тыс., то здесь мы имеем долю около 27%. Надо также сказать, что для нас очень важен сегмент водонагревателей, и здесь мы тоже собираемся сделать серьезные шаги. Кроме того, в России есть слой населения, который может себе позволить строить восхитительные дома. И нам очень повезло, что у нас на этом рынке есть партнеры, с помощью которых нам удается размещать наше оборудование на огромных объектах, где построено множество элитных домов, и тем самым создавать базу для дальнейшего развития. Может быть, это странно прозвучит, но сегодня я уезжаю из России с совершенно четким убеждением, что и напольные котлы — это тоже очень важно, и в этом секторе мы должны многое сделать. Россия — самый большой поставщик газа во всем мире. В настоящее время идет газификация страны, строятся трубопроводы, соответственно, все большая часть населения будет обеспечена газом, и в стране наверняка будет решена проблема с давлением газа в трубопроводах. Я уверен, что у настенных газовых котлов в России есть позитивное будущее. — Если это не секрет, назовите цифры по обороту. Какое место по обороту занимает Россия в общем объеме продаж компании Vaillant? — В 2003 году общий оборот группы компаний Vaillant по отопительной технике составил 1,5 млрд евро, оборот в России — 14 млн евро, т.е. чуть менее 1%. Фирма Vaillant была образована 130 лет назад и в самом начале работала только в Германии. Сейчас же 3/4 нашего оборота мы делаем вне Германии. К этому мы долго шли. Я абсолютно уверен, что доля продукции Vaillant на российском рынке существенно увеличится. — Что Вы можете сказать о емкости российского и европейского рынка? Насколько более емки европейские рынки, например, рынок Германии по сравнению с российским? Грандиозна ли разделяющая их «пропасть»? — Да, конечно. Различие между европейскими рынками очень существенно. К примеру, немецкий рынок настенных котлов — менее 500 тыс. приборов в год, а итальянский — около миллиона приборов. Это связано, прежде всего, с тем, что в Германии используется большое количество электроводонагревателей. Таким образом, рынок настенных котлов Германии по сравнению с рынком Италии мал. Соответственно, российский рынок по сравнению с немецким — небольшой. Но я уверен, что это вопрос времени, и рано или поздно наступят времена, когда в России будет продаваться более 1 млн настенных газовых приборов в год. — Скажите, пожалуйста, насколько адаптируется оборудование Vaillant для российского рынка, ведь оно не поставляется к нам точно таким же, которое реализуется в Германии? Насколько оборудование для поставок в Россию отличается по экологическим параметрам от европейского варианта? И как сильно это сказывается на различии в стоимости оборудования? — Адаптация приборов — для нас очень важный этап подготовки к продажам в России, т.к. приборы должны работать при разном давлении газа, например, при давлении природного газа 13 мбар. Поэтому наши приборы адаптированы к российским условиям для безупречного функционирования. По сравнению с теми приборами, которые мы видели во время этого визита в Россию, — стальными котлами местного производства — наши, конечно же, более эффективны, они наносят существенно меньший вред окружающей среде и, в связи с этим, дороже стоят. В конечном счете, разница в стоимости окупает себя, т.к. эффективность приборов обеспечивает гораздо меньше эксплуатационных расходов. Для большинства российского населения европейские варианты нашего оборудования попросту недоступны. Но это должно и будет со временем меняться. — Некоторые производители, такие как Viеssmann, Wilo, Grundfos, Grohe, пошли путем открытия в России фирм, импортирующих продукцию и осуществляющих ее дальнейшую дистрибуцию. Есть ли такая схема развития в планах Vaillant? Будет ли в России открыт склад компании? — Когда-нибудь у нас здесь обязательно будет дочернее предприятие, а вот будет ли здесь склад, должно быть решено с практической точки зрения. Мы работаем на рынке вместе с российскими партнерами из других компаний, которые очень хорошо занимаются управлением, профессионально решают проблемы с импортом. Мы совершенно уверены, что для хорошего развития бизнеса нужны не только свои ответственные люди, но и хорошие партнеры во всех звеньях сбытовой цепи. С самого начала все наши партнеры поддерживали нас, и было бы глупо проигнорировать наше прошлое: взять и разрушить их интересы. Напротив, мы должны учитывать их интересы при планировании нашего дальнейшего развития. — Какие новые технологии для Вас являются приоритетными сегодня? Какие новинки вы готовите для российского рынка? — Наша продукция — это, главным образом, газовые проточные водонагреватели, настенные и напольные котлы. Сейчас мы делаем значительные инвестиции в развитие тепловых насосов и технику, работающую на солнечной энергии. Настенные приборы мы выпускаем все большей и большей мощности — в данный момент до 65 кВт; предлагаем все более комфортное оборудование для обеспечения горячей воды, например, интегрированные бойлеры, и все это в комбинации с высокоэффективными конденсационными котлами. Сегодня мы разрабатываем и выпускаем комфортабельное оборудование, которое еще более экологично. Например, мы инвестируем в технологию топливных элементов. Это отопительное оборудование последнего поколения, которое идет вслед за тепловыми насосами и когенераторами. Оно работает следующим образом: природный газ преобразуется в водород и углерод, на мембране топливного элемента водород реагирует с кислородом и в результате получается, с одной стороны, тепло, с другой — электроэнергия. Внедрение топливных элементов позволяет нашей фирме обеспечивать высшие требования комфорта, т.е. вырабатывать кроме тепла еще и электричество. Кроме того, топливные элементы — это наивысшее достижение в области защиты окружающей среды. Здесь вопрос заключается лишь в том, когда рынок примет это оборудование. Более того, сейчас в нашей производственной программе уже есть прибор, способный добывать электричество и тепло при помощи мотора, работающего на газе. В настоящее время во многих странах действуют мегаэлектростанции с огромными линиями электропередач для обеспечения электроэнергией больших регионов. Придет время, и в домах (или группах домов) топливный элемент будет комбинироваться с элементом, накапливающим энергию — для децентрализованного обеспечения электроэнергией. Это стало особенно актуальным после случаев сбоя в централизованных системах элек-троснабжения США и Италии. Все лучшие условия создаются для децентрализованного производства электроэнергии. Кроме того, эти приборы могут работать в режиме слежения за электрической нагрузкой. Это значит, что электроэнергия, получаемая совместно с отоплением, для покрытия пиковых нагрузок подается в электросеть, и ее можно будет продавать. Два месяца назад мы соединили между собой в Европе 35 таких приборов, создав тем самым впервые в мире «виртуальную электростанцию». Первую в своем роде. Мы считаем, что подобные системы имеют большое будущее, поэтому делаем немалые инвестиции в эту инновационную отрасль.