К счастью, мультипликативный эффект от стремительного роста производства отопительных приборов в России привёл к появлению инвестиционных проектов по выпуску комплектующих для радиаторов. Первая ласточка на этом растущем рынке — компания «ВАТИ-АВТО», имеющая производственную площадку в городе Волжский Волгоградской области, одном из крупнейших промышленных городов Нижнего Поволжья.

Давно хотел посетить это предприятие. Впервые услышал о нём ещё в конце 2019 года. Ряд отечественных заводов, представленных в Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО), неоднократно рассказывали об этом российско-итальянском проекте по импортозамещению комплектующих для производства отопительных приборов.

И, наконец, в марте 2021 года мне удалось лично посетить «ВАТИ-АВТО», познакомиться с технологией производства закладных элементов, фитингов и прокладок для секционных радиаторов.

После посещения завода у меня появился ряд вопросов, на который подробно и компетентно ответил директор по маркетингу «ВАТИ-АВТО» Сергей Катков.

Первый вопрос, Сергей. Как расшифровывается аббревиатура ВАТИ?

С. К.: «Волжские асбестотехнические изделия». Это историческое название предприятия. Мы начинали с производства асбестовых изделий.

Является ли производство компонентной базы для отопительных приборов основным бизнесом «ВАТИ-АВТО»?

С. К.: Нет, не является. Для нас это поддержка отрасли производства отопительных приборов, которая появилась в Российской Федерации за последние годы. С целью уменьшения импортозависимости и снижения себестоимости. Меньше транспортные расходы и не надо платить ввозные пошлины.

А что ещё вы производите на заводе, помимо компонентов для радиаторов?

С. К.: Мы производим прокладочные материалы для промышленности. Не только для производства радиаторов отопления, но и для компрессоров, арматуры, автомобильных двигателей, систем охлаждения, систем вентиляции. Также мы выпускаем промышленный текстиль, теплоизолирующий, огнестойкий.

А ещё — фрикционные изделия для легковых и грузовых автомобилей: тормозные колодки, барабанные системы торможения, диски сцепления.

Что из комплектующих для отопительных приборов вы производите на сегодняшний день?

С. К.: В нашем ассортименте — межсекционные прокладка и ниппель, а также стальная вставка для производства биметаллических радиаторов.

Сколько в настоящее время линий для производства закладных элементов для биметаллических радиаторов уже запущено?

С. К.: Сейчас функционирует одна линия, которая позволяет производить 180 тысяч вставок в месяц.

Насколько мне известно, вы запускали этот проект по производству закладных элементов совместно с итальянской стороной?

С. К.: Да. Этот проект развивается совместно с итальянской компанией MECCLAN, на базе технологий которой мы локализовали данное производство. Мы выбрали эту компанию как современного производителя, обладающего возможностями максимальной автоматизации, что позволяет обеспечить самую низкую себестоимость. Потребителям это важно.

А с кем запускали линию по производству межсекционных ниппелей и какова её мощность?

С. К.: Линия производства ниппелей позволяет уже сейчас полностью обеспечить потребности российского рынка. Это пятьдесят миллионов ниппелей в год. Мы запустили это производство также совместно с компанией MECC-LAN.

Мы также были в цехе по производству прокладок. Какая там производительность?

С. К.: Прокладки мы можем производить, я бы сказал, в неограниченном количестве. Покрывать потребности внутреннего рынка отопительных приборов с большим запасом. Потому что у нас прокладочный бизнес — как раз основной. В год мы можем выпускать, например, пятьдесят миллионов штук. Но и 100, и 200 миллионов — тоже реальные цифры. Зависит от спроса…

Мы поставляем прокладки на все автоконвейерные предприятия России и ближнего зарубежья. Плюс промышленные прокладки для различных отраслей промышленности. В том числе нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей.

Планируется ли запуск дополнительных линий для производства компонентной базы для радиаторов?

С. К.: Всё зависит от отечественного рынка и от нашей конкурентоспособности на нём. Потому что уже сейчас турецкие и китайские конкуренты снизили цены для российских потребителей, увидев, что в России появился соперник. И уже одно это — большой плюс для российских производителей радиаторов отопления. Ценовая ситуация изменилась.

Но в то же время мы зависимы от фактора поставки сырья. Если в России не появится достаточно конкурентоспособная сырьевая база, мы будем проигрывать (Китайской и турецкой продукции. — Прим. ред.). Если всё будет хорошо, мы готовы расширяться. Основные задачи уже решены. Это наличие производственных площадей, оборудования, технологий и, самое главное, квалифицированного персонала.

Кто является поставщиком трубы для производства стальных закладных элементов?

С. К.: Основной поставщик — это наши волжские партнёры. Компания, которая здесь, у нас в городе находится, — Волжский трубопрофильный завод.

Каков, по вашим оценкам, объём поставок закладных элементов в Россию из Китая?

С. К.: Полмиллиона в месяц.

Поставляются ли закладные элементы на отечественные предприятия по производству биметаллических радиаторов из каких-то других стран?

С. К.: Нет.

То есть только Китай и Россия?

С. К.: Я бы даже сказал — только Китай. Потому что Россия производит очень маленький объём закладных элементов. Десять процентов примерно в общем объёме поставок.

В чём же преимущество закладных элементов из Китая относительно российских аналогов? Почему на сегодняшний день российские производители биметаллических радиаторов предпочитают поставлять стальные закладные из Китая?

С. К.: Массовое производство стальных вставок в Китае запущено более десяти лет назад, и среди китайских предприятий очень высокая степень кооперации. Основа в таком производстве это доступ в качественному и дешёвому сырью — трубе. И в этом Китай имеет значительное преимущество. Однако мы тоже активно работаем с российскими производителями труб и добились успехов в локальной кооперации. И сегодня уже по цене соревнуемся с китайской вставкой.

Сколько вам известно китайских производителей закладных элементов?

С. К.: Я знаю трёх производителей. И все они находятся в одном городе.

Чем отличается оборудование для производства закладных элементов у «ВАТИ-АВТО» и у других производителей?

С. К.: У нас оно высокопроизводительное с высокой степенью автоматизации. Оборудование позволяет оперативно вносить изменения в чертежи изделий и удовлетворять все потребности заказчиков в широком ассортименте размеров.

А китайские линии чем от ваших отличаются?

С. К.: Они требуют бóльшего количества обслуживающего персонала и по-прежнему много ручного труда. Более низкий уровень контроля качества выпускаемых изделий.

По поводу качества. С какой периодичностью и каким образом осуществляется контроль качества изготавливаемых закладных элементов для биметалла и межсекционных фитингов?

С. К.: Периодичность контроля закладных элементов устанавливается заказчиком. И на основании этого формируется стоимость изделия. Если заказчик хочет, чтобы мы контролировали каждое десятое изделие, — мы будем контролировать каждое десятое. Хочет контролировать каждое изделие — мы будем именно так и делать. Желает, чтобы мы контролировали качество изделия раз в смену, — пожалуйста. Это что касается контроля геометрических параметров. Его периодичность определяет исключительно заказчик. Но на герметичность мы обязательно проверяем каждое изделие, то есть проверяется сто процентов выпускаемой продукции.

Какими инструментами на предприятии осуществляется контроль соответствия изготавливаемой резьбы требованиям ГОСТ 6357–81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая»?

С. К.: Данный контроль осуществляется поверенными резьбовыми калибрами.

В чём, на ваш взгляд, основные трудности производства закладных элементов с резьбой класса B?

С. К.: Правильный подбор сырья. Неукоснительное соблюдение персоналом технологий. Качественный и соответствующий задаче режущий инструмент. Трудности, как и в любом производстве, это наличие человеческого фактора. Необходимо, чтобы персонал выполнял инструкции на все сто процентов.

Как я понял из сегодняшнего визита, наши российские допуски на трубы очень сильно мешают контролировать качество изготовления резьбы?

С. К.: Действующие параметры ГОСТов на стальные трубы с допусками до десяти процентов существенно усложняют процесс изготовления комплектующих для радиаторов, в частности, нарезку резьбы.

Вы производите стальные закладные элементы из хладнокатаного и горячекатаного проката?

С. К.: Мы можем производить и из хладнокатаного, и из горячекатаного. Всё зависит от требований заказчика.

Вы сказали — зависит от требований заказчика?

С. К.: Да, именно. От требований заказчика. Это он «диктует», из какой трубы производить закладные элементы.

Какова, на сегодняшний день (На март 2021 года. — Прим. ред.), ориентировочная отпускная цена одного закладного элемента с резьбой класса B?

С. К.: Так как сто процентов сырья для изготовления закладных — это металл, то стоимость изделия колеблется вместе с ценой на это сырьё. На данный момент — в районе ста рублей за готовое изделие.

За последнее время отпускная цена на закладные элементы для биметалла значительно выросла?

С. К.: За последние четыре месяца на семьдесят процентов.

За счёт резкого роста стоимости металлургического сырья?

С. К.: Да. Металл «вырос» на мировом рынке на восемьдесят процентов.

И даже то, что у вас поставщик трубы находится в шаговой доступности, буквально за забором, не сильно помогает?

С. К.: Металл — живой товар. И металлургические комбинаты обновляют прайслисты вслед за биржей, постоянно. Насколько наша индустрия производства отопительных приборов интересна для производителей трубы с учё- том объёмов потребляемого сырья? С. К.: Для них это — одна десятая процента.

При таких объёмах можно ли вести речь, например, о долгосрочных контрактах поставки трубы?

С. К.: Да. Конечно, можно. Требуются очень большие инвестиции в оборудование для запуска собственного производства трубы. Покупать его экономически неэффективно. Как только ты закладываешь в цену готового изделия амортизацию такого оборудования, ты уже неконкурентоспособен по цене относительно китайских аналогов. У них действительно низкая цена и приемлемое качество.

В каком объёме предприятие готово обеспечить потребности российских производителей биметаллических радиаторов в закладных элементах? На сегодня и в перспективе. По вашим оценкам.

С. К.: На сегодня мы готовы отгружать три миллиона закладных элементов в год. А расширяться можем до ста процентов потребностей рынка, если это рынку потребуется.

Чем Ассоциация производителей радиаторов отопления может быть полезна для российских производителей компонентной базы для отопительных приборов?

С. К.: Во-первых, это просветительская деятельность. Важно информировать участников рынка, что такие производства в России есть и им можно доверять. Мы открыты к сотрудничеству, к совместным испытаниям, предоставлению бесплатных образцов, промышленных партий. К конструированию новых моделей радиаторов, если это требуется. С привлечением родоначальников данного производства — наших итальянских коллег из компании MECC-LAN.

Я правильно понимаю, что на сегодняшний день вы в работе больше отталкиваетесь от требований заказчика, нежели от действующих стандартов?

С. К.: Да. Каждый заказчик требует какие-то свои нюансы.

То есть нельзя сказать, что все закладные элементы на российском рынке одинаковы и выполнены по единым стандартам?

С. К.: Они все разные.

С какими российскими производителями вы уже работаете?

С. К.: Мы работаем со всеми. В плане испытаний и согласования чертежей, по крайней мере. Но ещё не со всеми удалось выйти на промышленные поставки. Особенно это касается крупных производителей, у которых контракты формируются на год вперёд. И та продукция, которая поступает на завод весной, зачастую заказывалась ещё осенью предыдущего года. Большие объёмы диктуют низкие цены. И те поставщики, которые из Китая или Турции, очень сильно за таких крупных российских производителей держатся. И они готовы какое-то время поставлять даже себе в убыток, лишь бы не упустить клиента.

То есть логистика здесь не главный фактор?

С. К.: Нет. Это происходит из-за того, что в Турции металл дешевле, чем на российском рынке. То есть российский металл в Турции дешевле, чем в самой России. Понятно. В Турции более дешёвый металл.

А в Китайской Народной Республике? В чём их преимущество?

С. К.: Если в Китае компания поставляет что-то на экспорт, она вообще освобождена от налогов. В Поднебесной есть масса государственных программ по поддержке экспортёров. И зачастую они продают компоненты для производства радиаторов, по сути, по стоимости металла, из которого они изготовлены. Таким образом, на российский рынок поставляются готовые металлические изделия из Китая по цене металла в России.

Поставляете ли вы компонентную базу для отопительных приборов непосредственно на экспорт?

С. К.: Да. В сотрудничестве с коллегами из MECC-LАN мы локализовали выпуск для итальянских заводов, производящих секционные алюминиевые и биметаллические радиаторы. Мы можем конкурировать с Европой по ценам на металл, и это открывает перспективы для экспорта компонентной базы.

Уже сейчас?

С. К.: Конечно. Это как вставки, так и ниппели. И это, пожалуй, главная причина, по которой в России есть смысл заниматься производством комплектующих для отопительных приборов. Конкурировать с китайскими и с турецкими производителями на внутреннем российском рынке очень сложно.

Сколько компонентной базы поставляете на внутренний рынок и сколько на внешний?

С. К.: Примерно пятьдесят на пятьдесят процентов. Сегодня вы производите компонентную базу для производителей алюминиевых и биметаллических радиаторов.

Есть ли в планах что-то производить из компонентной базы для производителей стальных панельных радиаторов?

С. К.: Наша специализация — это производство компонентов. На данный момент мы рассматриваем разные варианты и всегда открыты к сотрудничеству с производителями всех типов отопительных приборов.

Абсолютное большинство российских производителей биметаллических и алюминиевых радиаторов уже перешли на отечественные комплектующие. Да, китайские и турецкие аналоги всё ещё пользуются спросом, но говорить об их монополии, как это было пять-десять лет назад, уже не приходится. Чем выше локализация производства, чем теснее деловая кооперация между производителями в нашей стране. Чем стабильнее условия на поставку металлургического сырья, тем выше конкурентоспособность радиатора, маркированного Made in Russia.

Тепла вашему дому!