* Термин «устойчивый» (англ. sustainable — устойчивый, жизнеспособный, допустимый), упоминаемый в статье, подразумевает значение «экологически приемлемый», то есть не наносящий ущерба окружающей среде. Таким образом, «устойчивое развитие» (sustainable development) — это гармоничное, сбалансированное развитие инфраструктуры человеческой цивилизации, подразумевающее сохранение окружающей среды (environmental sustainability), при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для каких-либо возможностей поколений будущего.

 

Россия

Строго регламентированные нормы по обеспечению теплоизоляции объектов недвижимости были разработаны ещё во времена СССР. В последние годы Россия присоединилась к мировой тенденции поддержания «зелёного» строительства, энергоэффективности и стимулирования развития возобновляемых источников энергии, начинается развитие рынка «зелёных» облигаций.

Классификация энергоэффективных объектов

Существует Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 года №600-ПП «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» [1]. В соответствии с ним к объектам с высокой энергетической эффективностью относятся котлыутилизаторы, солнечные коллекторы, тепловые насосы, газовые турбины, солнечные батареи и т. д. Товары, для которых обязательно определение класса энергетической эффективности, — это холодильники и морозильники, стиральные машины, бытовые кондиционеры, посудомоечные машины, телевизоры, духовки и пр.

Что касается недвижимости, то, согласно ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», класс энергетической эффективности определяется лишь в отношении многоквартирных домов (МКД). Для иных зданий, строений и сооружений класс энергоэффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника. Сами правила установления требований к энергетической эффективности МКД представлены в Постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 года №18-ПП (с изменениями от 1 января 2018 года). Минстроем России 6 июня 2016 года был подписан Приказ №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

В этом документе утверждены базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов в жилых зданиях.

Класс энергоэффективности обозначается буквами (самый высокий — А++, низкий — G). Определение классов энергосбережения общественных и жилых зданий ведётся по СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (рис. 1).

При вводе в эксплуатацию класс энергоэффективности определяется Госстройнадзором на основании энергетического паспорта — рис. 2 (обоснование необходимости проведения энергетического обследования здания и подготовки данного паспорта прописано в ст. 15 гл. 4 №261-ФЗ). Для эксплуатируемых зданий класс энергоэффективности присваивается Госжилинспекцией на основании энергодекларации.

Существующие налоговые льготы для энергоэффективных объектов

1. Освобождение от налога на имущество на три года (в соответствии с п. 21 ст. 381 Налогового Кодекса РФ).

2. Инвестиционный налоговый кредит — ст. 66 и ст. 67 НК РФ (изменение срока уплаты налога на прибыль).

3. Снижение налога на прибыль — в соответствии с п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 2,0) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам с высокой энергетической эффективностью. Повышение коэффициента в два раза даёт увеличение амортизации в два раза, что приводит к снижению налога на прибыль.

Стимулирование использования возобновляемых источников энергии

Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 года №47-ПП нацелено на усовершенствование механизма поддержки генерирующих объектов, функционирующих от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также стимулирование производства ими электрической энергии.

Постановление вносит изменение в другие пять нормативных актов, покрывающих вопросы стимулирования возобновляемых источников энергии.

Постановлением определяются порядок долгосрочного тарифного регулирования и предельные значения долгосрочных параметров тарифного регулирования таких генерирующих объектов.

Механизмы поддержки на розничных рынках распространяются на объекты «зелёной» энергетики, использующие биогаз, биомассу, свалочный газ и другие возобновляемые источники энергии.

Целью стимулирования является в том числе эффективное использование в изолированных регионах местных видов топлива и энергии для производства тепловой и электроэнергии, решения экологических и социальных проблем.

Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями на 27 декабря 2018 года, в редакции, действующей с 1 января 2019 года) предусмотрен механизм поддержки использования ВИЭ, в соответствии с которым сетевые компании в целях компенсации потерь обязаны покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов. Механизм поддержки энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии, на розничных рынках предусматривает, что на этапе квалификации объекта ВИЭ устанавливается требование по обязательному включению его в схему перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ.

Государственная программа по созданию «умных городов»

В марте 2019 года заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, руководитель проекта «Умный город» Андрей Чибис утвердил стандарт «умного города» [2].

Цели проекта: перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид; создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития; рост доли управляющих компаний и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации; увеличение числа многоквартирных домов, подключённых к автоматизированным системам учёта коммунальных ресурсов [3].

Высокий уровень оснащённости зданий автоматикой и интеллектуальное управление городской инфраструктурой позволит снизить энергопотребление и оперативно устранять недостатки в работе инженерных систем.

«Зелёные» облигации

Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает механизмы государственной поддержки, в частности, в 2019 году в России будет запущен механизм субсидирования «зелёных» облигаций, в рамках которого предусмотрена компенсация 0,7% базовой ставки по купонному доходу. В Минпромторге России на эти цели выделено порядка 9,3 млрд руб. на трёхлетний период [4]. Специализированный сектор «зелёных» облигаций планируется создать и на Московской бирже в 2019 году.

В декабре 2018 года ООО «Ресурсосбережение ХМАО» разместило на Московской бирже информацию о выпуске «зелёных» облигаций. Компания стала первым эмитентом «зелёных» облигаций в России на основе «Принципов «зелёных» облигаций» (Green Bond Principles), разработанных Международной ассоциацией рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), и получила заключение внешних экспертных организаций (second opinion) от авторитетного европейского кредитного рейтингового агентства Rating-Agentur Expert RA GmbH [5].

Цель выпуска облигаций — реализация строительства и эксплуатации в Нефтеюганском районе комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твёрдых коммунальных отходов [6].

Минэкономразвития России в рамках плана мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики также планирует поддержку развития рынка «зелёных» облигаций. Бюджетом РФ на шесть лет предусмотрено порядка 27,5 млрд руб. на эти цели.

В качестве мер поддержки инструментов «зелёного» финансирования разрабатываются предложения по: полному или частичному освобождению от налога на прибыль институциональных инвесторов в части полученного дохода по «зелёным» облигациям; применению налоговой ставки 0% к доходу от реализации таких ценных бумаг; обеспечению специального подхода по нагрузке на капитал банков, инвестирующих в «зелёные» облигации.

 

США

Федеральное правительство США является крупнейшим потребителем энергии в стране, оно владеет более чем 350 тыс. зданий и сооружений и 600 тыс. автомобилей. Энергия, потребляемая правительственными объектами, составляет около 38% от общего объёма использования энергии U. S. Government, остальная часть (62%) приходится на потребление энергии государственными автотранспортными средствами и оборудованием.

Федеральная программа управления энергопотреблением

В Соединённых Штатах существует Федеральная программа управления энергопотреблением (Federal Energy Management Program, FEMP), основная цель которой состоит в обеспечении экономии энергии и воды при функционировании американского правительства. В реализации программы участвуют (рис. 3):

  • Белый дом (поддержка внедрения программы и сбора данных и показателей);
  • различные федеральные агентства (техническая помощь и оценка прогресса внедрения программы);
  • Конгресс (законодательная поддержка);
  • промышленность (информирование властей о современных технологиях);
  • различные национальные лаборатории (разработка тренингов и методов оценки для агентств).

Эта программа позволила правительству США добиться 49%-го сокращения энергоёмкости с 1975 года и экономии средств в размере $ 50 млрд.

В рамках федеральной программы по управлению энергопотреблением разработан «Контрольный список руководящих принципов» 2016 года (приказ №13693) [7] для нового строительства и модернизации существующих зданий. Принципы являются обязательными для государственных объектов.

Приказ президента «Эффективные правительственные процедуры»

17 мая 2018 года был подписан приказ президента США №13834 «Эффективные правительственные процедуры» (Efficient Federal Operations). Цель приказа — организовать процедуры управления в соответствии с лучшими практиками «устойчивого развития», улучшить энергоэффективность зданий, оптимизировать потребление материалов и сократить воздействие на окружающую среду от строительства зданий и их эксплуатации. Президентский приказ включает в себя следующие разделы:

  • «Энергоэффективность объектов» (достижение сокращения энергопотребления зданий и снижение затрат на энергопотребление);
  • «Возобновляемая энергия и электричество» (выполнение законодательных требований по потреблению энергии, вырабатываемой ВИЭ);
  • «Управление водопотреблением» (сокращение потребления питьевой и технической воды, соблюдение требований к управлению ливневыми стоками);
  • «Заключение контрактов» (модернизация зданий и инфраструктурных объектов с целью достижения большей водои энергоэффективности);
  • «Высокоэффективные здания»;
  • «Управление отходами»;
  • «Организация и приобретение электротоваров»;
  • «Отслеживание производительности и отчётность» (управление и отчётность по водои энергопотреблению, выбросам парниковых газов);
  • «Управление автопарком» (требования по приобретению альтернативных топливных и малотоксичных транспортных средств).

В списке [8] представлены детальные требования и ссылки на нормативные документы по каждому разделу. Руководящие принципы применяются к федеральным зданиям площадью более 5000 квадратных футов (464 м²). Для существующих зданий должно быть достигнуто соответствие принципам для 15% объектов до 2025 года, после чего будет разработан план по достижению 100%. Список информационных ресурсов и нормативных указаний, требуемых для выполнения приказа №13834, приведён в [9].

Рейтинг энергоэффективности

Департамента по энергетике США Департамент по энергетике США (U. S. Department of Energy) в 2012 году выпустил национальный рейтинг энергоэффективности домов Home Energy Score (HES) [10]. По нему оценено уже более 90 тыс. строений. Оценка по HES (рис. 4) показывает энергоэффективность дома, рассчитанную на основе характеристик конструктива здания, ограждающих конструкций, систем отопления, охлаждения и горячего водоснабжения. Результаты оценки содержат подробную информацию о текущей структуре и системах и рекомендации по повышению энергоэффективности дома для достижения более высокого балла и экономии денег.

Детальные рекомендации представлены по разделам (изоляция, обогрев, охлаждение, бытовая техника, нагрев воды, окна, двери, «пассивные» элементы дизайна). Они дают возможность проанализировать экономию, получаемую при внедрении определённых решений.

Энергоэффективные и экологические программы Управления делами Администрации США

Управление делами Администрации США (General Services Administration, GSA) [11] представляет информацию о государственных программах, помогающих соблюдать природоохранные законы и применять «наилучшие доступные технологии» в целях поддержки принципов защиты окружающей среды. GSA разработало и поддерживает интернет-ресурс «Инструмент устойчивых объектов строительства» (The Sustainable Facilities Tool) [12], который помогает строить более «зелёные» объекты и организовывать экологические закупки.

Информация представлена по разным разделам, например, по разделу «Энергия и атмосфера»: исследования и статистические данные по энергопотреблению зданий; рекомендации по оптимизации энергопотребления; информация о некоммерческой организации, которая создаёт стандарты по качеству воздуха в помещениях, тепловому комфорту и энергоэффективности; ссылки на федеральные нормативные документы, связанные с требованиями к энергоэффективности; описание процедур приёмки инженерного оборудования; основные термины и определения; программы сертификации оборудования.

Деятельность GSA включает в себя следующие направления:

1. Энергои водосбережение.

2. Федеральная программа «Налоговые вычеты для энергоэффективных коммерческих зданий» даёт право на получение льгот. Поддержка зависит от стоимости энергоэффективной собственности, максимальная льгота составляет $ 1,8 за квадратный фут здания, информация по расчёту льгот представлена на сайте Министерства энергетики США [13].

3. Государственные программы по оптимизации в энергетике:

  • Программа доступных коммунальных услуг связывает получение и распространение энергии с усовершенствованием закупок электричества, природного газа, воды и канализации по самой низкой цене для налогоплательщика;
  • Программа «Природный газ» — управление поставками природного газа, по которой специалисты ЖКХ отслеживают потребности в энергоресурсах от лица своих федеральных заказчиков и организуют: переговоры по наилучшей транспортной ставке с местными поставщиками газа; администрирование закупок энергоресурсов; проверку счетов от местных газораспределительных компаний и поставщиков газа.

4. Распространение информации по энергосбережению и энергоэффективности. Отдел энергетики GSA помогает клиентам администрации получить наибольшую ценность при наименьших расходах на закупку энергии, учитывая показатели энергоэффективности, применение ВИЭ, условия закупок и поставок коммунальных услуг.

5. Национальный закон об экологической политике (Natural Environmental Policy Act), по которому государственные организации обязаны систематически оценивать воздействие предлагаемых ими действий на окружающую среду и рассматривать альтернативные пути выполнения своих задач.

6. Администрирование использования изделий из асбеста, который является минералом, имеющим хорошие теплоизоляционные характеристики, но может вызвать серьёзные болезни лёгких.

7. Администрирование использования опасных материалов (Pipeline and Hazardous Materials Safety Administration) устанавливает требования к управлению опасными отходами, к хладагентам, их утилизации и переработке. Например, применять определённые методы эксплуатации и технического обслуживания систем охлаждения и кондиционирования воздуха с целью сокращения выбросов хлорфторуглеродов (HFC). Разрешённые хладагенты представлены в [14].

8. Управление по применению пестицидов (Office of Pesticide Programs), являющихся токсичными загрязнителями.

9. Сокращение отходов. В целях минимизации отходов в США, как и в Европе, внедрён план «Зелёные государственные закупки» (Green Public Procurement), требованием которого является в том числе выбор при закупках не озоноразрушающих, энергоэффективных и водоэффективных товаров.

Применение добровольной системы «зелёной» сертификации LEED государственными органами

GSA провело анализ добровольной рейтинговой системы сертификации зданий по стандартам «зелёного» строительства «Руководство по энергетическому и экологическому проектированию» (The Leadership in Energy & Environmental Design, LEED), и пришло к выводу — учёт рекомендаций LEED помогает ускорить принятие федеральному и частному секторам лучших и ведущих стратегий в области «зелёного» строительства.

Многие федеральные агентства применяют LEED в качестве инструмента для оценки своих объектов. Например, здание американского Казначейства (Министерства финансов США), расположенное в городе Вашингтоне на Пенсильванияавеню, сертифицировано на LEED Gold и экономит более миллиона долларов средств американских налогоплательщиков в год благодаря «умным» и интегрированным стратегиям по сокращению потребления энергии и воды [15].

 

Нидерланды

Государственное стимулирование инвестиций в экобезопасные проекты

Министерство инфраструктуры и водных ресурсов Нидерландов совместно с Министерством финансов разработало программы, позволяющие снижать амортизацию и получать налоговые льготы на инвестиции для проектов, подтверждающих свою энергоэффективность и экологичность. При годовом бюджете Нидерландов на 2018 год, составляющем € 277 млрд, в бюджете на каждую из программ отведены следующие суммы:

  • € 40 млн — ускоренная амортизация для экологических инвестиций (Vamil);
  • € 99 млн — субсидии на инвестиции для проектов, учитывающих заботу об окружающей среде (MIA).

Для того чтобы определить, насколько экологичен и энергоэффективен актив, в который осуществляется инвестирование, подготовлен специальный «Экологический список» (Milieulijst tool), который ежегодно обновляется. «Экологический список 2018» включает группы проектов:

1. Предотвращение загрязнения и сокращение использования невозобновляемых ресурсов, внедрение решений ВИЭ, переработка отходов.

2. Строительство — внедрение разнообразных мероприятий по «устойчивому развитию», энергоэффективности и «зелёному» строительству.

3. Сельскохозяйственная культура, оборудование для переработки продукции.

4. Внедрение экологически безопасных транспортных средств, применение альтернативных видов топлива.

5. Контроль загрязнения воздуха — выбросы парниковых газов, кислоты, твёрдые частицы, летучие органические соединения, другие загрязнители воздуха.

6. Экосистемы — поддержка биоразнообразия, поверхностные и грунтовые воды, почвы.

Программа повышения энергоэффективности Energiesprong и ассоциация Stroomversnelling

Ассоциация Stroomversnelling, занимающаяся улучшением среды для объектов недвижимости, состоит из подрядчиков, поставщиков компонентов, поставщиков жилья, местных органов власти, финансовых организаций, управляющих компаний и других сторон. Цель ассоциации — снизить затраты на реконструкцию новостроек, повысить восприятие жильцами модернизаций и ускорить темпы роста жилья с сокращённым потреблением энергии.

Ассоциация возникла в рамках финансируемой правительством Нидерландов инновационной программы Energiesprong («Энергетический скачок»), целью которой было создание «зданий с нулевым потреблением энергии» (Net Zero Energy, NZE). В 2013 году между голландскими строительными подрядчиками и жилищными ассоциациями было заключено соглашение Stroomversnelling о реконструкции 111 тыс. домов. Затем Stroomversnelling превратилась в рыночную инициативу Energiesprong, призванную вывести возведение NZE-зданий на новый уровень. Реконструкция существующих зданий по этой программе осуществляется с 30-летней гарантией производительности, как для внутреннего климата, так и для энергетических характеристик.

Таким образом, финансовые средства, образовавшиеся при снижении затрат на электроэнергию и техническое обслуживание, направляются на модернизацию зданий и оборудования.

Команда Energiesprong работает с представителями власти, организуя государственное финансирование. Миссия Energiesprong Int. — распространить аналогичный подход на другие рынки. Участниками программы являются такие страны, как Франция, Великобритания, Германия, а также штат Нью-Йорк и не только.

В Нидерландах к настоящему времени осуществлено около 2000 проектов модернизации и возведено примерно 2000 объектов нового строительства (рис. 5). Подробнее об этих проектах можно узнать в [16]. Запланировано ещё 15 тыс. новых зданий и реконструкций. За последние годы 12 поставщиков разработали и усовершенствовали концепцию NZE для многоквартирных домов, и уже завершается первый этап реализации принципов Net Zero Energy для домов высотой более пяти этажей. Большая этажность остаётся проблемой, частично из-за ограниченной поверхности кровли в таких домах, и, как следствие, меньших возможностей по установке солнечных панелей или коллекторов, для таких зданий необходимо дальнейшее совершенствование технологий использования энергии Солнца.

Инновационные партнёры, способные работать в промышленных масштабах, также необходимы для снижения затрат на модернизацию и повышения качества. Одним из инновационных партнёров в Нидерландах является Factory Zero — стартап и инкубатор, созданный в рамках проекта The Interreg North-West Europe Programme. Завод работает в тесном сотрудничестве с инновационными игроками в отрасли строительных материалов для разработки, производства и поставки комплексных систем Net Zero Energy.

Команды Energiesprong и ассоциация Stroomversnelling получают финансовую поддержку от участников Stroomversnelling, Министерства внутренних дел и по делам королевства, программы Horizon 2020 / Transition Zero [17], участников проекта North-West Europe E=0 [18].

Распространение знаний об устойчивом развитии через опыт добровольной сертификации

В Нидерландах сертификация зданий по добровольному стандарту «зелёного» строительства — наиболее широко применяемому методу оценки экологической эффективности зданий Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM) — осуществляется через локального оператора.

Используются схемы BREEAM, адаптированные под местный рынок и переведённые на голландский язык. Местный оператор The Dutch Green Building Council за прошедшие годы разработал несколько инновационных проектов, в том числе «Голландский сканер «зелёных» зданий» (Dutch Green Building Scan). Это метод оценки, разработанный на основе версии BREEAM-NL In-Use 2016 [19], позволяет в кратчайшие сроки получить представление об «устойчивости функционирования» здания [20]. Сканер оценивает здание по более девяти различным параметрам, в том числе «здоровье», «энергия» и «использование материалов».

По результатам получается ориентировочная оценка, которую можно использовать, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы здания и улучшить показатели «устойчивости». Результаты оценки с показателями «устойчивости» принимаются некоторыми международными банками для обсуждения условий финансирования программ, связанных с ремонтом, эксплуатацией или проживанием в подобном здании.

Пример использования «зелёных» облигаций

В Нидерландах, как и во многих других европейских странах, развит рынок «зелёных» облигаций. Так, например, голландская компания по управлению активами PGGM (активы под управлением более € 215 млрд) инвестировала € 10 млн в «зелёные» облигации, выпущенные оператором аэропорта Схипхол — Royal Schiphol Group. Кроме того, пенсионный фонд PFZW (активы под управлением более € 206 млрд) совместно с другими клиентами инвестировали в данные облигации € 500 млн. Таким образом государственная транспортная группа собрала средства для обеспечения к 2040 году её «энергетической нейтральности» [21].

 

Великобритания

Мероприятия, реализуемые министерствами Великобритании

Министерство юстиции Великобритании (Ministry of Justice) совместно с Министерством окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (The Department for Environment, Food & Rural Affairs) 26 марта 2018 года опубликовало руководство по реализации целей устойчивого развития для правительственных объектов. Поставлены цели по снижению воздействия на окружающую среду до 2020 года [22]:

1. Сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 43% по сравнению с базовым уровнем 2009–2010 годов. Разработаны целевые показатели по правительственным департаментам, представлены рекомендации по используемым типам транспорта, покупке «зелёной» продукции, целевые показатели по организации отходов, сокращению водопотребления [22].

2. «Устойчивое строительство» — разработаны требования к реализации объектов недвижимости, в частности, применение метода оценки зданий по системе BREEAM.

Стимулирование сокращения воздействия на окружающую среду

В качестве действенных инструментов стимулирования сокращения негативного воздействия на окружающую среду в Великобритании используются как рыночные инструменты, так и налоговая диверсификация и обязательные законодательные требования [23]:

1. Налог на изменение климата (Climate Change Levy, CCL) — налог на энергию, поставляемую Великобританией на экспорт внешним пользователям. Его цель — создать стимул для повышения энергоэффективности и сокращения выбросов углерода [24].

Существует два вида тарификации:

  • основные тарифы, которые применяются к энергии, поставленной конечному пользователю;
  • тарифы на поддержание цен на углерод (Carbon Price Support, CPS) — применяются, когда налогооблагаемые поставки ископаемого топлива предназначаются для производства электроэнергии.

Основные тарифы представлены в [25] (табл. 1). К основным тарифам применяются скидки для участников соглашения об изменении климата (Climate Change Agreement) [26]. Участники соглашений внедряют решения по сокращению воздействия на окружающую среду в своей деятельности. Заключать соглашения об изменении климата могут участники энергоёмких отраслей. Тарифы на поддержание цен на углерод (CPS) определяются на трёхлетний период (табл. 2). CPS-тарифы выше основных, их цель — стимулировать использование низкоуглеродных технологий для производства энергии.

2. Налог на различные отходы, отправляемые на свалку.

3. Инструмент регулирования выбросов парниковых газов.

4. Обязательства по сокращению выбросов углекислого газа — альтернатива торговли квотами на выброс различных парниковых газов.

5. Субсидирование для энергоэффективной продукции [24].

Есть также пособия на первый год для приобретаемого актива (можно вычесть полный размер прибыли до налогообложения). К таким активам относятся энергои водоэффективное оборудование: автомобили с низким уровнем выбросов CO2 [27]; энергосберегающее оборудование [24]; различное водосберегающее оборудование и технологии (в соответствии со списком [29]); установки и оборудование для газозаправочных станций; газовое, биогазовое и водородное заправочное оборудование; новые транспортные средства с нулевой эмиссией вредных выбросов (Zero-Emissions Vehicle, ZEV).

 

Япония

Потребность Японии в сокращении энергопотребления очень высока (рис. 6). Она связана как с нефтяным кризисом 1970 года, так и c землетрясением 2011-го, которое явилось причиной веерных отключений энергии (с целью сокращения потребления) и установления ограничений на пиковые нагрузки. «Центр энергосбережения Японии» (Energy Conservation Center of Japan) был создан ещё в 1978 году, а в 1979-м в стране приняли закон об энергосбережении.

В соответствии с данным законом об энергосбережении, в Японии существуют нормативы энергопотребления для разных секторов экономики, все предприятия ежегодно готовят отчёты о мероприятиях. Требованием правительства является ежегодное снижение электропотребления на 1%.

Оценка энергоэффективности зданий

В 2015 году был обнародован Акт по энергоэффективности зданий. В соответствии со ст. 7 Акта, организации, чья деятельность связана с продажей и арендой зданий, должны разрабатывать мероприятия по улучшению энергоэффективности своих объектов:

1. Соблюдение организациями обязательных мероприятий по стандартам энергоэффективности.

2. Реализация добровольных мероприятий для любых зданий — нового строительства, расширения, реконструкции, ремонта, обновления систем охлаждения и пр. Возможна сертификация решений по улучшениям, которая даёт возможность получить преимущество для части здания (но не более 10%).

Текущая цель «найкаку» — Кабинета министров Японии — к 2030 году сократить потребление электроэнергии на 13%, для этого потребуется увеличить энергоэффективность зданий на 35%.

Налоговые вычеты

Существует программа Министерства экономики, торговли и промышленности «Снижение налога по «зелёным» инвестициям» (Green Investment Tax Reduction, GITR) [30]. Данная программа принята в 2012 году после прекращения действия ранее действовавших программ по энергоэффективности. В соответствии с программой GITR, при определённых условиях существует возможность применения специальных условий амортизации или налогового вычета (7% для малых и средних предприятий).

Оборудование, которое соответствует требованиям программ: семь типов оборудования, сокращающего выбросы CO2; оборудование, контролирующее потребление энергии (включает шесть типов оборудования).

Гранты

Агентство по энергосбережению, возобновляемым источникам энергии, природным ресурсам и энергетике (Agency for Natural Resources and Energy, ANRE) Министерства экономики, торговли и промышленности Японии предоставляет гранты для энергоэффективных проектов. Общий бюджет грантов ANRE — примерно 7 млрд японских иен (около $ 61 млн) [31]. Гранты выдаются по следующим направлениям:

  • сокращение выбросов парниковых газов в домах, распространение технологий снижения выбросов CO2;
  • дома с нулевым энергопотреблением (для средних и малых объектов);
  • энергоэффективная реконструкция (энергопотребление зданий сокращается на 15% и более, внедряются решения безбарьерной среды);
  • обеспечение длительного срока жизни проекта после реконструкции.

Субсидии и стимулирование строительства «зданий с нулевым энергопотреблением»

Нулевое энергопотребление достигается комбинацией технологий производства энергии, в том числе применением возобновляемых источников энергии и энергоэффективных решений и технологий. В Японии «Базовым планом энергоэффективности 2014 года» [32] заданы следующие целевые показатели:

1. К 2020 году все заново возводимые здания общественного назначения должны быть с нулевым энергопотреблением.

2. К 2030 году 50% всех заново возводимых коммерческих зданий должны иметь нулевое энергопотребление.

3. К 2020 году необходимо достигнуть нулевого энергопотребления для всех заново возводимых типовых жилых домов.

4. К 2030 году необходимо достигнуть нулевого энергопотребления для всех заново возводимых жилых домов.

Для реализации вышеуказанных целей японское правительство в декабре 2015 года выпустило «дорожную карту».

В 2016 году Министерство экономики, торговли и промышленности приступило к созданию «Системы регистрации застройщиков зданий с нулевым энергопотреблением». Они могут получить грант на строительство такого здания, но должны соблюдать некоторые обязательства:

1. Установить годовой план по количеству возводимых домов с нулевым энергопотреблением, при этом более половины всех вновь построенных домов должны будут соответствовать критериям нулевого энергопотребления к 2020 году.

2. Публиковать ежегодные отчёты о реализованных мероприятиях и построенных домах.

Государственные субсидии предоставляются, когда возводимые здания соответствуют определениям Zero Energy Buildings (ZEB) и Zero Energy House (ZEH) на этапе проектирования.

В «дорожной карте» также введены понятия Nearly ZEB и ZEH и Ready ZEB:

  • ZEB — чистая экономия энергии 100% или более по сравнению с эталонным зданием;
  • Neary ZEB — чистая экономия энергии 75% или более по сравнению с эталонным зданием;
  • Ready ZEB — экономия энергии 50% или более по сравнению с эталонным зданием;
  • ZEH — чистая экономия энергии 100% или более по сравнению с эталонным зданием (экономия энергии 100% или более по сравнению с эталонным зданием, соответствие требованиям стандарта для ZEH по ограждающим конструкциям);
  • Neary ZEH — чистая экономия энергии 75% или более по сравнению с эталонным зданием (экономия энергии 100% или более по сравнению с эталонным зданием, соответствие требованиям стандарта для ZEH по ограждающим конструкциям).

Подразумевается, что «чистая» энергия включает энергию от возобновляемых источников энергии.

Японская политика «устойчивого развития» городов

В Японии, как и в многих других активно развивающихся странах, вопросы стимулирования «устойчивого развития» и энергоэффективного строительства выходят на уровень городского планирования. В сентябре 2018 года была выпущена «Стратегия устойчивого развития Токио» [33], в которой правительство города прописало чёткие показатели и мероприятия для внедрения в япоской столице до 2020 и 2030 годов (рис. 7).

Укрупнённо цели «токио-то-чо» — Токийского столичного правительства, которое именуется также мэрией и муниципалитетом, — представлены так:

1. К 2020 году планируется внедрение светодиодного освещения для 100% инфраструктурных решений города и снижение использования пластиковых пакетов и упаковки.

2. К 2030 году должно быть достигнуто: снижение выбросов парниковых газов на 30% относительно уровня 2000 года; снижение энергопотребления на 38% относительно уровня 2000-го (в 2016 году имеется сокращение в размере 20,8%); использование возобновляемых источников энергии для вырабатываемого электричества — 30% относительно базового 2000-го (к 2016 году — 12,1%); использование энергии водорода (200 тыс. автомобилей с двигателем на водородном топливе); увеличение уровня переработки городских отходов до 37%; сокращение объёма образуемых отходов — достижение 25% относительно уровня 2012 года; увеличение участия в программах «устойчивого развития» города — до 58 тыс. человек; достижение концентрации фотохимического оксиданта (городской смог) ниже 0,007 ppm по всем станциям мониторинга японской столицы.

 

Китай

Энергетическая политика Китая представляет собой поэтапную реализацию намеченных целей по сокращению энергопотребления. Строительные нормы требуют постепенного увеличения энергоэффективности здания — начиная с 30%, затем до 50% и далее и до 65% сокращения энергопотребления по сравнению с базовыми параметрами, установленными ещё в 1980-х годах [34]. Требования некоторых городов и поселений ещё более строгие и ставят целью сокращение энергопотребления на 75%.

В Пекине, столице КНР, проходили XXIX летние Олимпийские игры 2008 года. Для целей проектирования и строительства олимпийских объектов ещё в 2002 году была запущена первая детально проработанная система оценки «зелёного» строительства [35]. С тех пор Китай постоянно совершенствует систему стандартов «зелёного» строительства и ставит перед собой новые цели по сбережению энергии и ресурсов.

План повышения энергоэффективности и развития «зелёного» строительства

Государственный совет КНР ещё 1 января 2013 года выпустил общий план развития «зелёного» строительства. После этого 31 провинция выпустили свои планы действий по созданию «зелёных» зданий. Пересмотренное издание вступило в действие с 2015 года.

В 2015 году общее потребление энергии в Китае составило 857 млн тонн угля, что соответствует 20% от общемирового потребления энергии на основе данных статистических исследований, опубликованных Китайской ассоциацией повышения энергоэффективности в зданиях (China Association of Building Energy Efficiency, CABEE) в ноябре 2017 года [36].

В 13-м пятилетнем плане повышения энергоэффективности и развития «зелёного» строительства, выпущенном Министерством строительства и городского развития КНР в феврале 2017 года, Поднебесная империя определила чёткие цели для достижения развития «зелёного» строительства к 2020 году [37]. Например, энергоэффективность объектов нового строительства в городах должна быть повышена на 20% по сравнению с 2015 годом, общая площадь строящихся «зелёных» зданий по всей стране должна достичь 2 млрд м².

Государственные и муниципальные цели по реализации «зданий с низким потреблением энергии»

Более десяти провинций Китая, включая Пекин, Хэбэй, Шаньдун, Фуцзянь, Цинхай, Хунань, Цзянсу, Ляонин, Внутреннюю Монголию, Хэйлунцзян и Сычуань, установили «План действий» для ускорения внедрения технологий строительства зданий с низким потреблением энергии (Nearly Zero Energy Building, NZEB). Местные органы власти применяют финансовые стимулы для развития зданий с низким энергопотреблением [35], например, предоставление субсидий за каждый квадратный метр зданий NZEB. Следует отметить, что непосредственно в Китае реализация целей ультранизкого потребления энергии относится к жилым зданиям и коммерческим объектам, промышленным паркам и различным тематическим проектам.