Соответственно и разработка такой документации называется проектированием. Сегодня в российской системе экологического управления (экоменеджмента) жизненный цикл объекта можно представить как ряд организационных мероприятий: 1) исследование; 2) обоснование; 3) проектирование; 4) экспертиза; 5) строительство и приемка; 6) эксплуатация объекта; 7) модернизация (реконструкция); 8) ликвидация. Фактически на каждом из указанных этапов необходимо проводить экологическую оценку (или анализ). Презумпция потенциальной экологической опасности означает, что в частности, в предпроектной и проектной документации должна содержаться комплексная оценка воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной деятельности (ОВОС) путем расчетов на основе параметров технологических процессов. Без материалов, документирующих процедуру ОВОС, проектная документация не может быть принята на государственную экологическую экспертизу. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности существенно зависит от вида намечаемой деятельности и разрабатываемой документации, хотя в любом случае главной задачей является нахождение оптимального варианта. Процедурные моменты экологической экспертизы и ОВОС регулируются документами Госкомэкологии России, руководствами по проведению ГЭЭ и ОВОС, а также другими постепенно создаваемыми и вводимыми документами. Всего используется более 50-ти нормативных, инструктивно-методических документов, материалов и типовых форм, разработанных Госкомэкологией России. Закон "Об экологической экспертизе" устанавливает перечень рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении ОВОС документов. Этот перечень обязывает разработчиков ОВОС учитывать нормы, правила и требования, содержащиеся еще в более чем сотне нормативно-технических документов: около 100 Государственных (ГОСТ) и отраслевых (ОСТ) стандартов, более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС), около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН), Предельно-допустимых (ПДК) и Ориентировочно-допустимых (ОДК) концентраций, Ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ. А также должны учитываться несколько сотен различного рода методических указаний (МУ), норм безопасности, порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств организаций и учреждений. Основным нормативным документом, регламентирующим проведение работ по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, является "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ" № 372 от 16.05.2000 г. (далее "Положение..."). Этот документ был подготовлен с целью упорядочивания требований законодательных актов, касающихся оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и отражения современных принципов в этой области. В методических указаниях определяется структура создаваемой документации. Степень детализации и полнота проведения работ определяется исходя из особенностей намечаемой деятельности. При выполнении отдельных этапов ОВОС должна соблюдаться определенная последовательность. Так оценка воздействия начинается со сбора информации о районе расположения проектируемого объекта. На этом этапе приводиться выбор картографических материалов, содержащих природные и антропогенные ландшафты, сбор информации о климатических характеристиках региона, его хозяйственной ценности и др. Определение вероятности возникновения экологических последствий производится экспертным путем, на основе моделирования гипотетических ситуаций, используя проекты-аналоги. Выбор таких проектов должен основываться как на схожести принимаемых технических решений, так и на схожести характеристик экосистем. После определения возможных экологических последствий определяются мероприятия (технические решения) уменьшающие или предотвращающие негативные последствия хозяйственной деятельности. После чего проводится оценка их эффективности. Выбор оптимального, с точки зрения воздействия на окружающую среду, варианта реализации проекта производится сравнением различных вариантов организации деятельности, применяемых при этом технологий. Причем, обязательным для рассмотрения является вариант отказа от деятельности (т.н. "нулевой вариант"). При этом происходит анализ существующего состояния природной среды и прогноз развития территории без реализации данного проекта. Заключительной частью создания раздела ОВОС является разработка программы экологического мониторинга, которая создается на основе анализа остаточных воздействий на природную окружающую среду. На основе программы экологического мониторинга, после принятия решения о строительстве объекта разрабатывается регламент проведения мониторинга действующего объекта. Данные, получаемые при экологическом мониторинге, используются для проведения послепроектного анализа действующего объекта, который необходим для подтверждения его экологической безопасности. Результатами оценки воздействия является не только информация о характере и масштабе воздействий, анализ возможных альтернатив деятельности, оценки значимых для общества экологических и других связанных с ними последствий, возможность их минимизации, но также выявление и учет общественных предпочтений относительно намечаемой деятельности и решения заказчика о возможности реализации этой деятельности. В заключение сделаем вывод: выполнение экологической оценки хозяйственной и иной деятельности зачастую является сложным по структуре проектом и поэтому требует четкой организации и применения специализированных средств и способов для своей реализации. От адекватности решений, принимаемых на каждом из этапов выполнения экологической оценки хозяйственной деятельности, зависит успешность реализации рассматриваемого проекта в целом.