Введение

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) отражает соотношение объёмов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), поступающих от производства или импорта и уменьшающихся за счёт потребления или экспорта, для некоторой территории или экономического объекта.

Построение топливно-энергетического баланса источника теплоснабжения и города в целом является актуальной задачей, которая включает в себя анализ влияния на топливно-энергетический баланс различных факторов, таких как изменения электрических и тепловых нагрузок, развитие возобновляемых и распределённых источников энергии, ущерб здоровью человека и окружающей среде от выбросов вредных веществ и т. д. Также без создания ТЭБ исчезает возможность правильного планирования развития топливно-энергетического комплекса.

Системным вопросам совершенствования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и создания топливно-энергетических балансов предприятий и систем энергоснабжения городов посвящено значительное количество работ учёных как советского, так и современного периодов российской истории [1, 2].

Работы советских учёных, такие как [1], заложили основы составления и анализа топливно-энергетических балансов. Но во время написания данных работ отсутствовали современные средства обработки данных, что накладывало некоторые ограничения. Работа по развитию предыдущих исследований с учётом современных возможностей является актуальной задачей. Статья [2] посвящена созданию ТЭБ для города Москвы на основе данных за 2018 год. В этом исследовании топливно-энергетический комплекс представлен графически, что является важным условием его интуитивного понимания, оценки структуры энергопотребления, а также энергоёмкости валового регионального продукта. Однако в данной статье не рассматривается ТЭБ с точки зрения его оптимизации, а также стоит отметить, что баланс строится вручную, без использования программного обеспечения.

Согласно официальной статистической методологии, для представления энергетических балансов используются следующие определения:

  • однопродуктовый энергетический баланс представляет собой таблицу, отражающую формирование каждого конкретного вида энергетических ресурсов или их разнородных групп (например, нефтепродуктов) и их использование в процессах преобразования, транспортировки и конечного потребления;
  • сводный топливно-энергетический баланс представляет собой таблицу, объединяющую все энергетические балансы отдельных продуктов в один.

Однако существующая в настоящий момент табличная форма энергетического баланса весьма неудобна для использования неспециалистами. Для повышения наглядности и улучшения понимания предлагается создать графическую форму энергетического баланса на основе имеющейся таблицы.

Целью данной работы является разработка методологии стратегического планирования развития системы энергоснабжения города. Для этого необходимо разработать программу моделирования и оптимизации топливно-энергетического баланса в соответствии с заданными критериями: минимум потребления ТЭР и минимум вредных выбросов, включая парниковые газы.

Построение топливно-энергетического баланса и данная работа позволят решить следующие важные задачи:

  • оптимизация потребления топливно-энергетических ресурсов;
  • предварительная оценка целесообразности внедрения различных энергосберегающих мероприятий в рамках топливно-энергетического комплекса отдельных стран, регионов, городов и т. д.;
  • оценка возможности перераспределения топливно-энергетических ресурсов между различными секторами энергопотребления (население/ промышленность/ транспорт и т. д.).

Топливно-энергетический баланс города Москвы

В качестве пилотного объекта для рассмотрения в программу «ОптиТЭБ» были заложены характеристики топливно-энергетического комплекса города Москвы.

Теплоснабжение Москвы осуществляется от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) и котельных. ПАО «Мосэнерго» эксплуатирует 13 ТЭЦ и 34 котельные общей установленной тепловой мощностью 42380 Гкал/ч, ПАО «МОЭК» эксплуатирует 142 источника теплоснабжения общей установленной тепловой мощностью 4410 Гкал/ч. Другие ТСО эксплуатируют десять источников когенерации, в том числе ТЭЦ Московского энергетического института (НИУ «МЭИ»), и 914 источников теплоснабжения общей установленной тепловой мощностью 12328 Гкал/ч.

Конечная общая установленная тепловая мощность составляет 59118 Гкал/ч, а фактическая тепловая нагрузка равна 33466 Гкал/ч.

Общее потребление конечной энергии в Московской области составляет 28,2 млн тонн условного топлива (у.т.) в год [3]. Топливно-энергетический баланс крупных городов обладает значительным потенциалом для экономии топливно-энергетических ресурсов.

ТЭБ описывается системой балансовых уравнений, которые представляются в табличном или графическом виде [3] и составляют суть математической модели. На рис. 1 показана графическая схема системы энергоснабжения Москвы. Из данных ТЭБ Москвы видно, что основным энергетическим ресурсом является природный газ — 24,1 млн тонн у.т. в год. Почти всё количество природного газа сжигается в энергетических и технологических установках с образованием углекислого газа, который является одним из основных парниковых газов.


Рис. 1. Топливно-энергетический баланс города Москвы

Кроме того, на московской территории расположен нефтеперерабатывающий завод ОАО «Газпромнефть МНПЗ», где нефть перерабатывается в моторные топлива (бензин, дизельное топливо и т. д.), бóльшая часть которых поступает в ТЭБ Москвы и сжигается в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) частных автомобилей населения, а также автобусов общественного транспорта и грузовых автомобилей автотранспортных предприятий. В то же время в атмосферу города выбрасывается углекислый газ с продуктами сгорания моторных топлив.

Также в ТЭБ Москвы используются уголь, биогаз, твёрдые бытовые отходы для сжигания на электростанциях (паровые и водогрейные котлы).

Крупнейшим потребителем конечной энергии является население (отопление зданий) — 13,6 млн тонн у.т. в год. Для обеспечения населения энергией используются различные виды ископаемого топлива. Соответственно, этот сектор имеет самые высокие выбросы парниковых газов и, следовательно, максимальный потенциал для сокращения их выбросов.

Для энергоснабжения жилых зданий в системе жилищно-коммунального хозяйства потребляется 49,9 млн. Гкал/год (7,1 млн тонн у.т. в год) тепловой энергии, 12,7 млн МВт·ч электроэнергии (1,6 млн тонн у.т. в год), природный газ — более 1 млн тонн у.т. в год. Бóльшая часть тепловой энергии используется для отопления и горячего водоснабжения жилых зданий.

Поэтому необходимо проанализировать энергопотребление зданий и разработать комплекс мер по его снижению (дополнительная теплоизоляция, вентиляционные системы с рекуперацией тепла и т. д.) в соответствии с российскими стандартами и на основе анализа зарубежных стандартов. Также, что касается жилых зданий, необходимо проанализировать энергопотребление общественных и административных зданий, поскольку московская сфера услуг, которая включает теплоснабжение этих зданий (3,5 млн тонн у.т. в год), потребляет в общей сложности 6,4 млн тонн у.т. в год.

Из анализа ТЭБ Москвы видно, что частные автомобили населения, общественный и грузовой транспорт потребляют около 9,4 млн тонн у.т. в год. В то же время в атмосферу выбрасывается 95% всех вредных выбросов Москвы (CO, NOx, мелкодисперсная пыль до 2,5 мкм) и огромное количество парниковых газов.

Необходимо исследовать систему городского транспорта и разработать соответствующий комплекс мер по сокращению выбросов парниковых газов в этом секторе. Промышленность, включая строительство, производство и распределение электроэнергии, транспортировку газа и воды, потребляет 2,5 млн тонн у.т. конечной энергии в год. Также необходимо проанализировать потребление энергии в этих секторах и определить потенциал сокращения выбросов парниковых газов.

Синтезируя вышеописанные элементы системы, которые описываются своими математическими зависимостями, можно проводить исследования на основе системного подхода. Важность системного исследования энергетических систем доказана и подтверждена практикой ещё в XX веке [1]. Принимая во внимание тенденцию развития децентрализации, основанной на применении ВИЭ, необходимо найти пути интегрирования этих систем в единую за счёт технологий накопления энергии, сбалансированного перераспределения генерирующих мощностей, сглаживания пиковых нагрузок. Добавляя новые элементы и связывая их с имеющимися, можно принимать обоснованные решения по развитию городского топливно-энергетического комплекса.

Например, развитие электротранспорта привносит существенную неопределённость в прогнозные модели и не учитывается при разработке сценариев [5].

Методология стратегического планирования развития системы энергоснабжения города с применением «ОптиТЭБ»

Программа «ОптиТЭБ»

ТЭБ крупных городов представляет из себя сложную многокомпонентную систему, включающую в себя различные сферы жизнедеятельности человека. Для получения достоверных данных об эффективности применения различных энергосберегающих мероприятий необходимо рассматривать всю систему в комплексе, так как различные элементы могут оказывать влияние друг на друга. Поскольку для анализа ТЭБ города необходимо обработать большое количество данных, с целью исключения возможности ошибки было принято решение о создании программы по расчёту и оптимизации ТЭБ городов — «ОптиТЭБ» [6, 7].

Программное обеспечение «ОптиТЭБ» разработано в среде программирования Microsoft Visual Studio Community на языке программирования C# в соответствии с методологией объектно-ориентированного программирования и реализовано в виде веб-приложения ASP. NET на платформе. NET Core [7].

Данное программное обеспечение позволяет моделировать топливно-энергетические балансы городов, а также производить оптимизацию по энергетическим и экологическим критериям при варьировании задаваемых параметров [степень утепления здания, перераспределение тепловых нагрузок между котельными, парогазовыми установками (ПГУ) и паротурбинными установками (ПТУ), степень электрификации транспорта в различных секторах и т. п.]. Более подробное описание алгоритма работы программы «ОптиТЭБ» дано в статье [7].


Рис. 2. Расчётный ТЭБ Москвы, построенный в программе «ОптиТЭБ»

В процессе выполнения данной работы были сформированы основные направления по развитию ТЭБ городов в перспективе до 2060 года (рис. 2). Рассмотрим предлагаемые мероприятия подробнее.

Ключевые энергосберегающие мероприятия для оптимизации ТЭБ

В основе работы по оптимизации ТЭБ города Москвы лежат следующие ключевые энергосберегающие мероприятия:

  • повышение тепловой защиты зданий;
  • перераспределение тепловых нагрузок между котельными, ПГУ и ПТУ;
  • строительство ПГУ на основе современных силовых установок взамен ПТУ;
  • модернизация ТЭЦ с использованием абсорбционных трансформаторов теплоты (АТТ);
  • увеличение доли использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе города;
  • увеличение доли электротранспорта;
  • использование технологии Vehicle-to-grid (V2G) передачи электроэнергии от электромобиля в сеть.

Рассмотрим каждое из предложенных направлений оптимизации энергобалансов подробнее.

Повышение тепловой защиты зданий

Основными потребителями тепловой энергии в России являются промышленное производство (46%) и население (35%) [8]. Отставание в реализации законодательных актов в области энергоэффективности и деградация в нормировании показателей теплозащиты и энергопотребления на отопление и вентиляцию зданий [9,10] обуславливает значительный потенциал энергосбережения в сфере теплопотребления бытового сектора.

В странах северной части Европы идёт повышение требований к энергоэффективности зданий и повышение теплозащитных характеристик производится по принципам концепции пассивного дома, за счёт чего появляется возможность строить всё больше как индивидуальных, так и общественных зданий [11] с нулевым или положительным годовым энергобалансом. Строительство и исследования зданий с низким энергопотреблением в России проводятся и показывают, что можно достигать нулевого годового энергобаланса, однако эта практика не имеет массового характера. Результаты энергомоделирования здания научно-технической библиотеки МЭИ [12] показывают, что за счёт повышения термического сопротивления стен и окон можно снизить теплопотери в семь раз и соответственно уменьшить потребление энергии на отопление (рис. 3).


Рис. 3. Зависимость энергопотребления здания от термического сопротивления стен и окон

Существенное снижение теплового потребления со 179 до 101 кВт·ч/( м²·год) может быть достигнуто за счёт применения современных теплоизоляционных материалов [минеральной ваты, экструдированного пенополистирола, вспененного полиизоцианурата (PIR) и др.] при увеличении коэффициента термического сопротивления стен с 1,18 до 7 м²·К/Вт.

При увеличении коэффициента термического сопротивления окон с 0,357 до 2 м²·К/Вт тепловое потребление здания уменьшается до 68 кВт·ч/( м²·год) за счёт применения тройного остекления, энергосберегающих и мультифункциональных напылений на стёклах, инертных газов в межкамерных пространствах, утеплённых профилей рам и т. д. При одновременном утеплении стен и окон может быть достигнут синергетический эффект уменьшения теплопотребления здания до 25 кВт·ч/( м²·год).

В масштабах города Москвы при снижении тепловой нагрузки зданий в два раза можно сократить потребление ТЭР на 3,077 млн тонн у.т. (8,1% от общего) за счёт применения современных технологий в строительстве.

Перераспределение тепловых нагрузок между котельными, ПГУ и ПТУ

Перераспределение тепловых нагрузок между котельными, ПГУ и ПТУ позволяет оптимизировать генерацию энергии на источниках. В настоящее время в Москве наблюдается тенденция по переключению тепловых нагрузок с котельных ПАО «МОЭК» на ТЭЦ ПАО «Мосэнерго» с получением значительных топливных эффектов и, как следствие, повышением энергетической эффективности всего топливно-энергетического комплекса.

Максимизация производства электроэнергии на тепловом потреблении и использования тепла топлива является залогом повышения эффективности работы ТЭК [13]. При этом в первую очередь необходимо переключать нагрузку на ПГУ, так как данные блоки зачастую являются более современными, чем ПТУ, а также имеют более высокий КПД. После максимально возможной загрузки ПГУ нагрузка переключается на ПТУ — в первую очередь на наиболее современные и эффективные турбины, такие как Т-250/300–240 и Т-295/335–23.

Строительство ПГУ на основе современных силовых установок взамен ПТУ

Замещение ПТУ современными ПГУ обосновано изменением характера спроса на энергетические ресурсы, а именно сокращением спроса на тепло вследствие вывода из эксплуатации многих теплоёмких производств и реализации энергосберегающих технологий. Вместе со снижением спроса на тепловую энергию увеличивается спрос на электроэнергию, в том числе за счёт распространения электротранспорта.

Данный пункт подразумевает переоснащение ТЭЦ с применением отечественных турбин средней и большой мощности — ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Эти газовые турбины являются наиболее передовыми разработками в области отечественного турбостроения и имеют характеристики, сопоставимые с аналогичными турбинами, применяемыми за рубежом. Приоритетом для применения вышеуказанных газовых турбин является необходимость повышения энергобезопасности страны за счёт импортозамещения в области энергоснабжения.


Московская ТЭЦ-21 (1765 МВт, 4918 Гкал/ч) введена в эксплуатацию в 1963 году

Модернизация ТЭЦ с использованием АТТ

Модернизация ТЭЦ с использованием абсорбционных трансформаторов теплоты (АТТ) [14] позволяет решить сразу несколько задач, а именно повысить энергетическую эффективность работы паротурбинного цикла, а также снизить выбросы тепла (тепловое загрязнение) в атмосферу через градирни, которые достигают 45–50%. На сегодняшний день данная технология модернизации широко применяется в Китае [15].

В основе подобной модернизации лежит установка абсорбционных трансформаторов теплоты на ТЭЦ и на ЦТП у потребителей. АТТ на ТЭЦ используется для передачи низкопотенциальной тепловой энергии контура охлаждения конденсатора в тепловую сеть.

АТТ на ЦТП позволяет изменить температурный график тепловых сетей. При этом для магистральных сетей температурный график составит 120/20°C, а для разводящих тепловых сетей — 60/40°C. Данная модернизация позволит сэкономить порядка 7% от сжигаемого топлива на ТЭЦ.

Увеличение доли использования ВИЭ в энергобалансе города

Увеличение доли использования ВИЭ в энергобалансе города (применение солнечных панелей и навесов) позволит существенно увеличить генерацию электроэнергии без дополнительной загрузки оборудования существующих источников электрогенерации.

В настоящее время проводятся исследования, показывающие перспективность использования солнечных панелей в фасадах зданий с целью генерации электроэнергии [16]. Данное мероприятие становится особенно актуальным при повсеместном переходе на электротранспорт — как способ не только обеспечить дополнительный прирост мощности, но и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. При этом также необходимо обратить внимание, что во многих странах вводится запрет на постройку домов без наличия микрогенерации, основанной на ВИЭ [17]. Однако в России на данный момент такая практика отсутствует, и закон о микрогенерации не подразумевает строительство жилых многоквартирных домов с солнечными электростанциями.

Увеличение доли электротранспорта

Увеличение доли электротранспорта является общемировой тенденцией. В отчёте Международного энергетического агентства (IEA) по электромобилям за 2020 год [18] рассмотрены сценарии увеличения доли электротранспорта, а также даются рекомендации по оптимизации энергохозяйства с целью снижения нагрузки на электрические сети в пиковые часы с учётом современных технологий (например, Vehicle-to-grid). Россия также развивает данное направление. Однако увеличение доли электротранспорта должно быть взаимоувязано с увеличением доли ВИЭ. Совместное их развитие обусловлено особенностью выбросов загрязняющих веществ от электромобилей. При эксплуатации электромобилей без постройки ВИЭ в системе нет снижения выбросов, так как электроэнергия будет производиться на традиционных источниках — ТЭЦ, КЭС и т. п., и в общем балансе будет происходить только «перенос» выбросов «с улиц» на дымовые трубы источников электрогенерации.

В статье [19] говорится: «Сложившаяся инфраструктура генерации электроэнергии при большой доле электростанций, работающих на ископаемых (угле, нефти и газе), не дадут положительного экологического эффекта от перехода на электромобили». Что также подчёркивает необходимость развития ВИЭ совместно с переходом на электромобили для реального снижения выбросов от транспорта.

Передача электроэнергии от электромобиля в сеть

Использование технологии Vehicle-to-grid позволяет применять электромобили как элементы аккумуляции в энергосистеме городов. В основе V2G лежит возможность разряжать аккумуляторы электромобилей, подключённых к зарядным станциям, с выдачей их мощности в сеть.

Преимущества данной технологии [20]:

  • выравнивание пиковых нагрузок энергопотребления в течение суток;
  • владельцы электротранспорта получат финансовую выгоду (зарядка по ночному тарифу, отпуск в сеть — по дневному);
  • электромобили могут использоваться для хранения избыточной энергию от источников возобновляемой энергии;
  • электромобили могут выступать в качестве резервного источника питания при перебоях с поставками электроэнергии;
  • снижение капитальных затрат на строительство новых электростанций для покрытия пиковых нагрузок в периоды одновременной зарядки большого количества электромобилей.

Эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий

Применение вышеописанных направлений развития энергосистемы при стратегическом планировании позволит оптимизировать ТЭБ и добиться снижения потребления ТЭР.

В табл. 1 приведены сводные данные по сокращению потребления ТЭР и сокращению выбросов CO2 за счёт применения предложенных мероприятий. Как видно из табл. 1, наиболее эффективными с точки зрения снижения потребления топливно-энергетических ресурсов являются мероприятия по перераспределению тепловых нагрузок между котельными, ПГУ и ПТУ, а также по утеплению зданий — сокращение потребления ТЭР на 8,9 и 8,1%, соответственно.

Совершенствование ТЭБ с внедрением вышеописанных мероприятий может позволить существенно сэкономить ТЭР, при этом такая модернизация топливно-энергетического комплекса также даст возможность снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Важно отметить, что эффект от реализации представлен для каждого мероприятия в отдельности.

Совместная реализация мероприятий в процессе оптимизации рассмотрена в пункте 5.

Оценка воздействия вредных выбросов на отрасли экономики города

Как видно из табл. 1, предложенные мероприятия оказывают существенное влияние не только на снижение потребления ТЭР, но и на сокращение вредных выбросов в атмосферу.

В данной работе при проведении оценки воздействия вредных выбросов учитываются выбросы парниковых газов, а также CO, NOx, SO2, пыли и других вредных веществ. В табл. 2 представлена оценка выбросов парниковых газов, основанная на анализе ТЭБ Москвы. При сжигании различных видов топлива образуется углекислый газ в количестве 62,5 млн тонн в год, которые примерно соответствуют отчётным данным за 2015 год (63,1 млн тонн в год) [21].

Основными источниками вредных выбросов в энергетическом секторе являются ТЭЦ и котельные. Для оценки воздействия вредных выбросов на население Москвы был проведён расчёт рассеивания вредных выбросов ТЭЦ с использованием методологии Impact Pathway и программного обеспечения ISC Manager [22]. Исходные данные [23] и результаты расчёта приведены в табл. 3, на рис. 4 показано рассеивание выбросов оксида азота.


Рис. 4. Рассеивание оксидов азота от ТЭЦ ПАО «Мосэнерго»

Оптимизация ТЭБ

В результате проведения данного исследования была сформулирована методология оптимизации ТЭБ с использованием современных энергоэффективных технологий, а также произведено исследование по оптимизации ТЭБ города Москвы при помощи программного обеспечения «ОптиТЭБ» [6, 7].

Для моделирования вышеуказанных энергосберегающих мероприятий используются оптимизируемые параметры и пределы их варьирования, представленные в табл. 4. Начальные значения параметров были определены по исходным данным ТЭБ (рис. 1). В качестве критерия оптимизации было рассмотрено минимальное потребление ТЭР.

При проведении оптимизационных расчётов получены оптимальные значения варьируемых параметров, также представленные в табл. 4. С учётом взаимного влияния этих переменных получен результат (рис. 5) от совместного внедрения энергосберегающих мероприятий (37,7–29,0 = 8,7 млн тонн у.т.), отличный от суммарного эффекта в табл. 1 (10,6 млн тонн у.т.).


Рис. 5. ТЭБ Москвы, построенный в программе «ОптиТЭБ» после оптимизации

Доли выработки энергии источниками рассчитываются от суммы потребляемых энергоресурсов. В зависимости от приоритета источника его доля в покрытии общей нагрузки определяется как остаток в пределах своего минимума и максимума для покрытия оставшейся потребности в энергоресурсах.

Таким образом, суммарное снижение расхода топливно-энергетических ресурсов в балансе Москвы от совместной реализации предложенных мероприятий в процессе оптимизации должно составить 8,7 млн тонн у.т. в год. Данные мероприятия также должны оказать существенное положительное влияние на экологические показатели системы и снизить выбросы парниковых газов на запланированную величину 15,2 млн тонн CO2 в год.


Котлотурбинное отделение №2 ТЭЦ-20

На основе вышеприведённых данных можно сделать вывод, что оптимизация ТЭБ городов является важной задачей. При применении современных технологий достигается не только сокращение потребления ТЭР, но и существенное снижение вредных выбросов и их воздействия на здоровье населения. В 2015 году 94% (919 тыс. тонн) выбросов вредных веществ были связаны со сжиганием моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания автомобилей (ДВС). Важную роль в сокращении вредных выбросов играет прежде всего городской переход на электротранспорт.

Если при увеличении доли электротранспорта вся потребляемая им электроэнергия будет вырабатываться на традиционных источниках (ТЭЦ, ТЭС и т. д.), то это неизбежно приведёт к переносу выбросов с городских улиц на трубы источников. Для получения положительного экологического эффекта необходимо увеличивать выработку энергии за счёт ВИЭ, чтобы исключить вредные выбросы, в том числе парниковые газы, как от ДВС автомобилей, так и от тепловых электростанций.


Московская ТЭЦ-23 (1420 МВт, 4530 Гкал/ч) введена в эксплуатацию в 1966 году

Заключение

Стратегическое планирование развития города на основе моделирования и оптимизации топливно-энергетического баланса является наиболее актуальной в текущих условиях задачей. При этом использование современных программных средств позволяет существенно повысить эффективность работы и снизить вероятность ошибки из-за «человеческого» фактора. Программное обеспечение «ОптиТЭБ» является эффективным средством для построения и оптимизации топливно-энергетических балансов.

В статье рассмотрены следующие энергосберегающие мероприятия: повышение тепловой защиты зданий; перераспределение тепловых нагрузок между котельными, ПГУ и ПТУ; строительство ПГУ на основе современных силовых установок взамен ПТУ; модернизация ТЭЦ с использованием абсорбционных трансформаторов теплоты (АТТ); увеличение доли использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе города; увеличение доли электротранспорта; использование технологии Vehicle-to-grid (V2G) передачи электроэнергии от электромобиля в сеть. По результатам проведённого исследования выявлено, что для использования энергосберегающего потенциала в первую очередь необходимо переводить тепловые нагрузки с котельных на ПГУи ПТУ-ТЭЦ, что будет соответствовать снижению потребления ТЭР на 8,9%. Одновременно должен проводиться процесс снижения тепловой нагрузки зданий, что даёт 8,1% уменьшения потребляемых энергоресурсов.

В результате проведения оптимизационного расчёта, с учётом взаимного влияния мероприятий друг на друга, эффект от совместной реализации должен составить 8,7 млн тонн у.т. в год (23%). Также данные мероприятия должны привести к существенному снижению выбросов парниковых газов на 15,2 млн тонн CO2 в год.

Результатами данной работы является разработка методологии стратегического планирования развития города с применением современного программного обеспечения «ОптиТЭБ». Она поможет систематизировать и улучшить процесс разработки стратегий развития топливно-энергетических комплексов городов, что является необходимым условием для устойчивого повышения уровня жизни.