Итак, рассмотрим рынки климатического оборудования трех «братских» славянских республик: России, Украины и Белоруссии. Прежде чем сравнивать их по каким бы то ни было параметрам, необходимо оценить климатические условия, в которых они сформировались. Практика показывает, что климат влияет на продажи кондиционеров намного сильнее, чем экономическая ситуация. Португалия, например, — небогатая страна (относительно Европы), но душевое потребление сплитсистем там на порядок выше, чем в Германии, Англии или Франции, что обусловлено более жарким климатом. Такую же ситуацию мы наблюдаем и в нашей стране, когда анализируем душевое потребление кондиционеров в регионах России: благополучные в экономическом плане Екатеринбург, Тюмень и Казань существенно отстают от более бедных, но жарких Ростова и Краснодара (рис. 1 ~1~). Причем исследования показывают, что принципиальный скачок в потреблении климатического оборудования происходит в тех регионах, где средняя дневная изотерма июля выше +24°С. (Средняя дневная температура июля фигурирует в СНиПах как параметр «А» для теплого времени года.) Это вполне логично, поскольку по тем же СНиПам граница комфортной температуры при нормальной влажности — 23–25°С. На рис. 2 ~2~ представлена диаграмма распределения населения в рассматриваемых нами странах по температурным зонам. Мы видим, что львиная доля населения России (порядка 100 млн человек) проживает в поясе между изотермами +20–24°С, который принято называть средней полосой. В тех же климатических условиях находиться и население Белоруссии. Такой климат в целом не способствует активному спросу на кондиционеры. Основные продажи оборудования в средней полосе приходятся на крупные промышленные центры, в которых загазованный воздух и отсутствие зелени усиливают ощущение жары. Причем главным потребителем кондиционеров выступает офисный сегмент — на его долю приходится более 70 % продаж. Какие тенденции характеризуют рынок климатического оборудования при пересечении изотермы +24°С? Во-первых, появляется устойчивый спрос со стороны частных заказчиков. В этом поясе практически все «элитное» жилье кондиционировано. В сегменте типового жилья спрос на климатическое оборудование сдерживается лишь невысоким материальным достатком его обладателей, а сомнений в необходимости иметь кондиционер дома не испытывает практически никто. Во-вторых, возникает устойчивый спрос на оконные моноблоки. Именно их приобретают, когда кондиционер нужен как воздух, а средств на покупку сплит-системы не хватает. Тенденции «среднеполосного» рынка в сторону «южного» изменяются не скачкообразно, а постепенно, и южнее изотермы +26°С выражены очень ярко. В этом поясе четко прослеживается главный признак «южного» рынка — преобладание частного заказчика. Т.е. большая часть оборудования попадает в жилой сектор, и это притом, что офисы частных фирм, магазины, кафе и рестораны кондиционированы практически на 100 %. По этой причине ситуация в Украине сильно отличается от российской: 2/3 ее населения (или 31 млн человек) проживает ниже температурной изотермы +24°С. На большей части страны кондиционер необходим. Украину корректно сравнивать с югом России, где южнее приниципиально важного рубежа —+24°С проживает 41 млн человек (рис. 2 ~2~). Получается, что даже в абсолютном выражении цифры сопоставимы. Душевое потребление сплит-систем в зависимости от климатического пояса для трех славянских республик наглядно представлено на рис 3 ~3~. Стоит отметить, что при его составлении не учитывались продажи оборудования в столицах. Москва, Питер, Киев и отчасти Минск не вписываются в тенденции своих климатических поясов. Почему? Причина наглядно видна зимой. Когда в пригородах лежит белый снежок, в центре Москвы, Киева или Питера — слякоть. Да и летом реальная температура в центре большого города (от 3 млн жителей) на 2–3 градуса выше, чем в пригороде. На практике это означает, что для центра Москвы характерны климатические условия Саратова или Харькова. Похожая ситуация в Питере и Киеве. А если учесть еще и более высокий материальный статус столиц, то очевидно, что потребление кондиционеров в мегаполисах подчинено особым законам. Итак, из рис. 3 мы видим, что по мере продвижения на юг спрос на кондиционеры растет. Здесь мы как раз наблюдаем тот самый скачок душевого потребления климатического оборудования южнее изотермы +24°С. Сравним графики для трех рассматриваемых нами стран. Душевое потребление климатехники в средней полосе России в 2–4 раза выше, чем для аналогичной температурной зоны Украины и Белоруссии. Это вполне логично. Западная Украина — самая бедная часть страны, уровень жизни в Белоруссии не намного выше, в то время как на среднюю климатическую зону России приходятся наиболее благополучные регионы страны. Если сравнить показатели душевого потребления кондиционеров Белоруссии и Украины с аналогичными данными в отстающих регионах центральной России, то они будут практически идентичными. Совершенно иная картина в южных регионах (изотерма +24°С). Показатели душевого потребления климатотехники в России и Украине практически выравниваются. Это объясняется тем, что юг России не относится к числу богатых регионов, а юг Украины наоборот — прибыль металлургических предприятий составляет основную часть экспортной выручки. Поэтому уровень жизни населения Одессы, Днепропетровска, Харькова, Донецка и Запорожья сопоставим с аналогичным показателем для Ростова, Краснодара, Волгограда и Ставрополя. Отличия российского, украинского и белорусского рынков климатической техники наиболее ярко проявляются в сегменте оконных и мобильных кондиционеров (рис.4 ~4~). В России большая часть оконных кондиционеров оседает в сельской местности и частных домах на юге страны. Доходы же большинства сельских жителей Украины не позволяют приобрести даже самый дешевый кондиционер. Именно этим объясняется тот факт, что севернее изотермы +24°С ситуация абсолютно аналогична сложившейся на рынке сплитов, а южнее — принципиально иная. Климат оказывает решающее влияние и на ценовую структуру рынка. Чем прохладнее регион, тем больше доля дорогого оборудования и выше общий уровень розничных цен. Это объяснимо: в регионах с умеренным климатом наличие кондиционера не является острой необходимостью, и их покупают только богатые бизнес-структуры или состоятельные граждане. А именно эти категории заказчиков склонны к приобретению более качественной, а, следовательно, и более дорогой техники. Это наглядно демонстрирует рис. 5 ~5~, на котором отражены доли стран-производителей климатической техники в рынках России, Украины и Белоруссии. Самый высокий показатель продаж дорогого японского оборудования (чуть меньше 60 %) мы наблюдаем на белорусском рынке. Это притом, что Белоруссия явно беднее своих соседей. А в наиболее теплой Украине доля японской техники всего 25 %. Россия занимает в этом разрезе промежуточное положение. Причем если разделить страну на изотермы согласно изотерме +24°С, то получим закономерный результат: на севере структура рынка аналогична белорусской, а на юге — похожа на украинскую. Климат играет решающее значение и на формирование структуры рынка по типам оборудования. Чем севернее, тем выше доля сложной техники: полупромышленных сплит-систем, центральных систем кондиционирования, вентиляции. Соответственно, чем южнее, тем больше доля сплитсистем малой мощности и оконных кондиционеров. Такая особенность юга объясняется влиянием на структуру продаж частных заказчиков, которые сдвигают спрос в сторону бытовых систем кондиционирования воздуха. Если же рассматривать только рынок корпоративных заказчиков, то и на юге и на севере структура спроса на то или иное оборудование будет схожей, а различия в большей мере определяются экономической ситуацией в том или ином регионе. Рынок кондиционирования в мировом масштабе: тенденции и прогнозы По оценкам экспертов, в 2004 г. во всем мире будет продано около 56 млн установок для кондиционирования помещений. Это соответствует увеличению объемов продаж на 6% по сравнению с предыдущим годом. Основные рынки сбыта этого вида техники ранжируются следующим образом: 1. Китай — 20 млн кондиционеров; 2. США — 13 млн; 3. Япония — 7 млн. В Европе в 2003 г. было продано около 3,8 млн сплит-кондиционеров и 350 тыс. мобильных кондиционеров. С существенным отрывом от других стран на первое место на европейском рынке сбыта данного вида оборудования вышла Италия — 1,1 млн сплиткондиционеров и 200 тыс. мобильных кондиционеров. В Германии в прошлом году было продано 52 тыс. сплит-кондиционеров (в том числе 45 тыс. одиночных сплит-кондиционеров), 47 тыс. мобильных кондиционеров, а также 14 тыс. оконных кондиционеров. Позитивно продолжает развиваться в Германии и рынок установок централизованного кондиционирования: ежегодно здесь продается около 50 тыс. установок данного типа. Так как в среднем они рассчитаны приблизительно на 20 лет пользования, то общее количество подобных кондиционеров в Германии в настоящее время оценивается в 1 млн. Существенные изменения произошли на рынке охлаждающих потолков. Если в предыдущие годы ежегодно устанавливалось около 1 млн м2 подвесных охлаждающих потолков, то в последнее время это число сократилось почти наполовину. Это уменьшение классического сегмента охлаждающих потолков связано с тем, что все более популярными становятся массивные потолки с внутренним водяным охлаждением. Наряду с многочисленными техническими и экономическими аспектами своей деятельности, производители техники кондиционирования и вентиляции в настоящее время особенно большое внимание уделяют вопросам европейского законодательства, ведь этот вид техники попадает как под действие директивы, регулирующей утилизацию электронного и электрического оборудования, так и директивы, ограничивающей максимально допустимый уровень фреоновых эмиссий. Огромную роль для нашей отрасли без сомнения, сыграет и директива ЕС, направленная на повышение энергоэффективности зданий. Говоря об энергоэффективности, хотелось бы отметить все возрастающую роль проведения санации зданий: так, например, применение энергосберегающих установок централизованного кондиционирования позволяет в среднем добиваться ежегодного снижения потребления электроэнергии на 25%. Это количество электроэнергии приблизительно соответствует мощности одной атомной электростанции. Гюнтер МУРЦ, директор Специализированного института техники кондиционирования зданий (Fachinstitut Geboude-Klima e.V.)