Есть процедура — поверка счётчика, с которой граждане мало знакомы, и вокруг которой ходят всякие слухи и домыслы. Первое, что следует знать о поверке, — это то, что её не надо путать с проверкой. Поверка — это узаконенная нашим государством процедура (Федеральный закон от 26 июня 2008 года №102-ФЗ в ред. от 13.07.2015 «Об обеспечении единства измерений») для средств измерений (СИ), на основании которой мы верим (доверяем) показаниям счётчика, а счётчик является средством измерения. Срок такого доверия ограничен во времени и называется «межповерочным интервалом». У разных типов счётчиков и разных производителей межповерочный интервал может отличаться — от четырёх-шести лет на счётчики тепла и воды до 16 лет на счётчики газа и электричества.

Многие помнят знаменитый мультфильм про Левшу и крылатую фразу: «Передайте государю, что англичане ружья кирпичом не чистят»… давайте рассмотрим, а как сертифицируют и поверяют счётчики у «них»?

Практика сертификации и поверки счётчиков ресурсов в мире удивительна, и начинается с полного невмешательства государства в США: не нужен государственный сертификат, не требуется государственная поверка, а возникающие споры, связанные с использованием счётчиков, разрешаются в суде. И, если производитель сделал счётчик с характеристиками, не соответствующими заявленным в паспорте, то американский судья найдёт возможность объяснить такому производителю, что так делать не надо. Или поставщик ресурса решил злоупотребить своим монопольным положением, или потребитель надумал экономить путём скручивания счётчика… все злоупотребления останавливает американский судья, а не чиновник из Министерства ЖКХ.

Вопрос периодических испытаний для подтверждения метрологических характеристик счётчика — аналог рассматриваемой нами поверки — решают сами пользователи счётчика (поставщик и потребитель ресурса) с учётом рекомендации производителя данного устройства.

Другой подход к вопросам сертификации наблюдается в странах Европейского союза: нужен сертификат и необходима периодическая поверка.

Выглядит это примерно так же, как и в России, только работы по сертификации и поверки в гораздо меньшей степени, чем у нас, зависят от метрологических чиновников. Ну и, разумеется, по вопросам установки и эксплуатации счётчиков мнение чиновников от ЖКХ тоже не учитывается. Есть нюансы и по поверке — в процессе эксплуатации требования к погрешности счётчиков снижаются по сравнению с требованиями, предъявляемыми к новым счётчикам. А возникающие споры тоже решаются в суде.

На мой взгляд, в целях улучшения ситуации в вопросах сертификации, поверки и эксплуатации счётчиков (снижение стоимости владения счётчиками и минимизация чиновничьего надзора), стоило бы законодательно поправить нормы, действующие в России сегодня:

1. Разрешить сторонам ресурсоснабжения (поставщик и покупатель) пропускать по согласию сторон один очередной срок поверки. Если срок поверки счётчика шесть лет, и стороны не видят нужды выполнять поверку (показания счётчика ожидаемые), то они могут составить акт, на основании которого пропускается очередная поверка, о чём делается соответствующая запись в паспорт счётчика.

2. При поверке счётчика в процессе эксплуатации снизить метрологические требования в полтора или даже два раза по сравнению с требованиями, предъявляемыми к новым счётчикам.

3. Увеличить срок действия сертификата/ свидетельства на счётчик (право на производство счётчиков утверждённого типа) с сегодняшних пяти до хотя бы восьми лет.

4. Предоставить сторонам ресурсоснабжения право устанавливать последовательно свой счётчик. Снизить количество споров о правильности работы счётчика.

5. Экспертным органом по установке и эксплуатации счётчиков должен быть один орган — Росстандарт России (скорее всего, в виде лиц, аккредитованных на право проведения таких экспертиз). Необходимо «вооружить» российские суды инструментом в лице Росстандарта для принятия спорных решений на основе квалифицированных экспертиз.

Следует обратить внимание пользователей счётчиков на то, что сертификат (точнее — свидетельство об утверждении типа средств измерений) определяет только срок, в течение которого разрешается производить счётчики. Эксплуатировать счётчик можно до тех пор, пока счётчик проходит поверку или законодатель примет решение ограничить срок эксплуатации конкретных типов счётчиков.

В паспортах на средства измерения, как правило, есть запись — средний срок службы счётчика. История появления такой записи обоснована необходимостью иметь эту цифру для амортизации счётчика в бухгалтерии. Данный срок никоим образом не может служить основанием для ограничения срока эксплуатации счётчика.

Поверку в России имеет право осуществлять любая организация, аккредитованная на право поверки при Росстандарте РФ и имеющая соответствующий сертификат с указанием области аккредитации (типов средств измерения, которые она имеет право поверять).

Необходимо законодательно разделить понятия «учёт» и «измерение» ресурса. Счётчики, являясь средством измерения, выполняют именно измерение количества потребляемого ресурса, а учётом следует называть процедуру, которая обеспечивает подготовку платёжных требований на основе измеренного счётчиком количества ресурсов. В процедуре учёта в целях получения баланса зачастую требуется начислить дополнительное количество ресурса (небаланс), например, ресурса, потреблённого на общедомовые нужды (ОДН) и распределённого пропорционально общедолевой собственности.

Ещё один важный момент. Для всех средств измерения в процессе утверждения типа обязательно описывается процедура инсталляции (монтажа) прибора и его эксплуатации. Все проекты в конечном итоге сводятся к переписыванию соответствующего раздела руководства по эксплуатации (РЭ) счётчика и привязкой к месту на объекте, при этом зачастую с ошибками. То есть на самом деле никакого проекта установки (монтажа) счётчика по большому счёту не требуется, это примерно то же самое, как требовать проект установки смесителя, манометра или унитаза. Миллионы выполненных проектов узлов учёта тепловой энергии (установка теплосчётчиков) по стране — по факту профанация и потраченные на ненужную работу деньги.

В заключение ещё раз напомню цели приборного учёта:

1. Создание условий для выполнения требований российского законодательства к совершению товарно-денежных операций при продаже-покупке ресурсов (товаров). Обязательным условием продажи товара является объективная информация о его количестве.

2. Создание условий для оптимального потребления ресурса (так называемая «экономия»). Стимулирование более рационального использования ресурсов.

3. Создание условий социальной справедливости. Каждый платит только за то, что он потребил (малообеспеченный гражданин благодаря счётчику может в разы снизить плату за ресурсы).