Предприятия из ситуации недостатка специалистов выходят по-разному. Крупные компании могут позволить себе и корпоративные университеты, и целевой набор, и специальные программы для выпускников вузов. Например, Danfoss приглашает молодых специалистов на двухгодичную послевузовскую стажировку, включающую в себя участие в четырёх крупных проектах. Однако что же делать среднему и малому бизнесу, не располагающему такими ресурсами, как гиганты рынка? Где искать специалистов и каким образом поддерживать актуальность их квалификации? В сегменте современного высокотехнологичного и, кстати, недешёвого оборудования, эти тенденции проявляются наиболее ярко. Например, где взять специалистов по подбору и установке тепловых насосов, если далеко не каждый инженер-теплотехник вообще знает, что это за агрегат? Ответ здесь простой: вырастить таковых самостоятельно.

Проектирование и монтаж систем отопления, кондиционирования и ГВС на базе тепловых насосов и солнечных коллекторов требует не только глубоких знаний в области теплотехники, но и детального знакомства с современным высокотехнологичным оборудованием. По нашему опыту обучение лучше всего строить по модульной схеме. Вначале слушатели должны ознакомиться с базовыми знаниями, получить возможность познакомится с принципом действия тепловых насосов, изучить его типы основные характеристики. Эти вводные занятия необходимы и тем, кто собирается продвигать энергосберегающие технологии на рынок, и специалистам по монтажу, желающим освоить новое современное направление. При серьёзном отношении к учёбе после базового курса «продавец» уже будет готов к успешной работе с клиентами и сможет грамотно объяснить преимущества теплового насоса, помочь рассчитать технические параметры, согласовать этапы работ по установке оборудования. Для того чтобы убедиться в глубине полученных знаний, обучающий курс должен быть завершён подробным тестированием. И только по его результатам слушателям допустимо выдавать сертификаты, подтверждающий их компетентность и дающий право работать с оборудованием, которое лежало в основе курса.

Что делать среднему и малому бизнесу, не располагающему >есурсами гигантов рынка, для >ешения кадрового вопроса? 'де искать специалистов и каким образом поддерживать актуальность их квалификации? В сегменте современного высокотехнологичного (и недешёвого) оборудования, эти тенденции проявляются наиболее ярко

Каждый проект на базе энергосберегающих технологий уникален. Начав развивать новое направление, и «продажники», и специалисты по монтажу, как правило, сталкиваются с незнакомыми задачами, выходят на качественно новый уровень работы. Тех, кто достиг определённых высот в работе с энергосберегающим оборудованием и задался более глубокими вопросами, имеет смысл пригласить на второй модуль обучения, представляющий собой углублённый курс по энергосберегающему оборудованию. На этом этапе уже можно отдельно разбирать особенности монтажа и эксплуатации грунтовых тепловых насосов и аппаратов «воздух/вода». Слушатели должны освоить огромный объём информации — материал в данном случае объективно очень сложный, поэтому в рамках углублённого курса имеет смысл проводить несколько семинаров по разным направлениям. Независимо от тематики, на «продвинутом» курсе лучше всего делать основной акцент на практику и обязательно давать обучающимся возможность самостоятельной работы с оборудованием. Для того чтобы достойно стимулировать «отличников», можно организовывать для них туры по ознакомлению с оборудованием непосредственно на заводе-производителе. Например, наша компания особо отличившимся «студентам» предоставляет возможность съездить в Швецию на завод-изготовитель энергосберегающего оборудования Nibe.

Предела совершенству нет, и квалификация специалистов должна непрерывно расти. Для крутых профи, обладателей сертификатов обоих этапов, прошедших спецкурсы и сдавших в эксплуатацию не один объект, логично проводить интенсивный тренинг по стыковке различных интерфейсов нескольких приборов, определению и устранению ошибок и использованию всех возможностей дистанционного управления подобной системой.

Россия — огромная страна, и специалистам, например, из Забайкалья или с Сахалина трудно выбраться в учебные центры, расположенные в Москве или Санкт-Петербурге. Для таких случаев хорошо подходит выездной формат обучения. Наш опыт обучения на базе партнёрских компаний говорит о высокой эффективности таких встреч. Кроме того, именно в отдалённых регионах, где слабо развита инфраструктура, где ощущается дефицит энергомощностей, реализуются нестандартные проекты. Это бесценный материал для обучения, для понимания особенностей монтажа и эксплуатации оборудования, а реализация сложных проектов вдохновляет специалистов на внедрение энергосберегающих технологий в России.