Опыт создания информационной модели общеобразовательной школы для эксперимента по прохождению экспертизы. 6/2020. Фото 1

Летом 2019 года в рамках реализации поручения Правительства РФ о переводе строительной отрасли на BIM-проектирование и рекомендации использовать для этого отечественное программное обеспечение, Минстрой России поставил перед «ФЦС» задачу изучить возможность проведения госэкспертизы напрямую по информационной модели, созданной в российском программном продукте, без использования проектной документации.

Для реализации поставленной задачи ФАУ «ФЦС» организовала рабочую группу для реализации экспериментального пилотного проекта. В его состав вошли: Главгосэкспертиза России, Московская государственная экспертиза, СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы», ГАУ СО «Управление государственной экспертизы». Участники от групп разработчиков — специалисты компаний «Неолант», «СиСофт Девелопмент» и Renga Software.

Опыт создания информационной модели общеобразовательной школы для эксперимента по прохождению экспертизы. 6/2020. Фото 2

В качестве объекта для пилотного проекта была выбрана общеобразовательная школа на 1000 мест, строящаяся в Чкаловском районе города Екатеринбурга.

Проектная документация школы уже прошла экспертизу, и теперь в рамках эксперимента нужно было провести экспертизу повторно, но уже по BIM-модели, чтобы разобраться с нюансами работы экспертизы с информационными моделями и понять, какие параметры необходимо заложить в нормативно-технические документы.

Компания Renga Software приступила к работе над проектом осенью. На основании полученной проектной документации общеобразовательной школы была создана её информационная модель в BIM-системе Renga.

Первым к созданию информационной модели школы приступил архитектор. В качестве исходных данных ему была предоставлена рабочая и проектная документация и BIM-модель, сделанная в системе Revit. Изначально планировалось использовать эту модель в качестве основы для дальнейшей работы над проектом школы, ведь Renga позволяет взаимодействовать с моделями, выполненными в других BIM-системах. Но после сверки с проектной документацией обнаружилось, что в модели отсутствуют последние изменения, которые были внесены по итогам прохождения экспертизы. Поэтому было принято решение создавать BIM-модель полностью заново инструментами системы Renga. Однако модель из системы Revit всё же была использована в процессе работы над проектом, но на следующем этапе, когда к моделированию приступил конструктор и стал прорабатывать армирование несущих железобетонных конструкций. Армирование ростверков было импортировано из Revit.

Опыт создания информационной модели общеобразовательной школы для эксперимента по прохождению экспертизы. 6/2020. Фото 3

При импорте в систему Renga через формат IFC вся арматура была прочитана корректно и преобразована в арматурные стержни. А армирование плит и стен уже делалось инструментом Renga «Автоматическое армирование».

Моделирование в Renga началось с создания архитектором сетки координационных осей. Далее, чтобы ускорить процесс создания модели, к работе был подключён конструктор. На тот момент одновременная совместная работа в системе Renga была ещё не реализована, поэтому архитектор и конструктор работали независимо в своих моделях. И создание модели началось параллельно по блокам с несущего каркаса и фундамента.

Общая модель собиралась в отдельном файле, в который копировались готовые этажи блоков из модели архитектора и конструктора. После того как был «собран» несущий каркас школы, конструктор смог приступить к его детализации, а архитектор продолжил дорабатывать модель, наполняя её стенами и перегородками, для того, чтобы передать в разработку инженерам по внутренним инженерным системам.

Опыт создания информационной модели общеобразовательной школы для эксперимента по прохождению экспертизы. 6/2020. Фото 4

После создания 3D-модели начался этап непосредственно информационного моделирования, то есть наполнения её атрибутивной информацией. Предполагалось, что BIM-модель должна была быть выполнена в соответствии с требованиями «Мосгосэкспертизы». Согласно этим требованиям, BIM-модель должна быть предоставлена в формате IFC и иметь заданный набор пользовательских свойств, по которым и производится её автоматическая проверка. Пользовательские свойства, которые требует экспертиза, были добавлены в модель школы Renga. И начался этап по назначению свойствам необходимых значений. Кроме расчётных геометрических характеристик, каждому объекту необходимо было назначить пользовательские свойства и коды из Московского строительного классификатора (МССК 4.0). Это трудоёмкая работа, но в Renga удалось справиться с ней достаточно быстро.

Получив от архитектора архитектурную модель школы, группа инженеров начала работу по моделированию внутренних систем жизнеобеспечения здания.

Изначально на каждый инженерный раздел было выделено по одному специалисту, для того чтобы оценить возможную скорость работы и выявить самые трудоёмкие зоны. Уже при первом взгляде на общеобразовательную школу для 1000 учащихся у специалистов сложилось понимание, что создание информационной модели внутренних инженерных систем данного здания будет задачей непростой и трудоёмкой. Высокая протяжённость трасс, наличие на них большого количества элементов могли потребовать привлечения дополнительных участников проекта, а также вызвать сложности при увязке сетей между собой и с объектами смежных разделов.

При анализе планировок было выявлено большое количество ограждающих конструкций, выступающих колонн, балок, оконных и дверных проёмов, что не могло не создать определённые сложности при прокладке внутренних систем, требуя значительной концентрации и внимания каждого инженера. На помощь специалистам пришёл инструмент Renga «Автоматическая трассировка», который по логике программы самостоятельно выполняет построение трубопроводов, воздуховодов и электрических линий, а также подключение оборудования в соответствии с правилами, которые задаёт проектировщик (высота расположения инженерной трассы от уровня пола, смещение от стены, материал и др.).

Опыт создания информационной модели общеобразовательной школы для эксперимента по прохождению экспертизы. 6/2020. Фото 5

В специальном режиме, который называется «Конструктор систем», специалисты указывали последовательность соединения объектов, а параллельно их действиям в модели строились внутренние сети. Была отмечена минимизация действий инженера и высокая скорость работы над моделью. При этом не было необходимости следить за согласованностью принятых решений с архитектурой и конструктивной частью здания, так как программа по умолчанию учитывала такие объекты как стена, фундамент, балка, колонна, оконные и дверные проёмы, корректно обходя их. Сложность возникла с созданием электрических сетей в Renga. Они создавались в версии Renga, которая ещё не была доступна пользователям, ведь на момент реализации проекта версия программы с функционалом «Электрические сети» ещё только разрабатывалась. По сути, на проекте школы произошло масштабное тестирование функционала «Электрические сети» в BIM-системе Renga.

Приятной неожиданностью стал тот факт, что состав участников проекта не пришлось увеличивать. В результате по одному профильному специалисту на каждый инженерных раздел хватило, чтобы воссоздать полноценную модель сетей жизнеобеспечения за календарный месяц.

В завершение работы над проектом в информационную модель школы была импортирована мебель.

Цифровая модель местности, геологическая модель и генплан были созданы в программных продуктах российского разработчика «Кредо-Диалог».

Таким образом, итоговая цифровая информационная модель содержала в себе следующие разделы: архитектура, конструкции, вентиляция, отопление, водоснабжение и водоотведение, электрические сети и технологические решения. Готовая модель через формат IFC была загружена в систему управления инженерными данными «Неосинтез». Эта система выступала в качестве рабочего места эксперта, в котором он мог просматривать сводную модель и настраивать правила проверки. Именно модель в формате IFC проходила проверку соответствия требованиям «Мосгосэкспертизы».

Над проектом работали восемь специалистов, которым удалось воссоздать информационную модель школы на 1000 учащихся за несколько месяцев.

Пилотный проект позволил специалистам Renga Software плотно провзаимодействовать с разными подразделениями госэкспертизы и собрать их требования к системе, которые были учтены при реализации нового функционала. В вышедшем в начале июня новом релизе Rеnga начала поддерживать актуальную версию международного формата обмена данными IFC4. Пилотный проект продемонстрировал, что Renga готова к использованию в проектах комплексного проектирования зданий с высокой концентрацией инженерных систем и взаимодействию с программами для проверки цифровых информационных моделей.

 

Видеозапись и описание конференции