Не случайно уже на заре цивилизации эту живительную силу человек попытался приручить. Причем, решая вполне утилитарные задачи — добыть, доставить на поля, сделать запасы воды, наши предки огромное (иногда даже решающее) значение придавали красоте источников. Мраморные и бронзовые чаши, обрамляющие родники, скульптуры и мозаики, поражающие воображение ажурные акведуки и вершина художественной и инженерной мысли — фонтаны. От начала времен до наших дней именно они становились предметом гордости и зависти, похищались, уничтожались врагами и вновь восстанавливались, становясь общепризнанными чудесами света. О них мы и поведем речь дальше. Царицино и его новый уникум «…Все общество подошло к беседке, известной под именем Миловидовой, и остановилось, чтобы полюбоваться зрелищем Царицынских прудов… Мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда, придавала самой воде необыкновенно яркий, изумрудный цвет … …Проходя мимо прудов, все остановились, чтобы в последний раз полюбоваться Царицыным. Везде горели яркие, передвечерние краски; небо рдело, листья переливчато блистали, возмущенные поднявшимся ветерком; растопленным золотом струились отдаленные воды; резко отделялись от темной зелени деревьев красноватые башенки и беседки, кое-где разбросанные по саду…» . (И. Тургенев «Накануне») Царицынские пруды, несмотря на богатую историю этих мест, ранее никогда не были связаны с фонтанным делом. Лишь романтические руины недостроенного Екатерининского дворца более 200 лет привлекали к себе праздную публику; парк был и остается любимым для многих поколений москвичей. Красоту здешних окрестностей ценили издревле. Первые поселения в районе речек Городенки (Городни) и Беляевки появились еще во времена неолита, более 6000 лет назад. Жили здесь и славяне-вятичи, долгие годы деревня под названием Черная Грязь была вотчиной славных русских родов — Стрешневых и Голицыных. В 1680-х гг., при Василии Голицыне, была сооружена запруда, перегородившая речки Городенку и Беляевку и образовавшая Шипиловский пруд — первый из целого каскада. Плотина, впоследствии перестроенная, тогда состояла из двух частей — каменной и земляной, каменная имела в длину «23 сажени и 1 аршин». После ссылки князя в 1689 г. Черная Грязь была отписана в казну, а в 1711 г. Петр Первый подарил ее князю Кантемиру, соратнику по русско-турецкой войне. В этой усадьбе провел свои детские годы великий русский поэт Антиох Кантемир. Кто знает, может быть, именно царицынскими видами было навеяно его стихотворение «О жизни спокойной»: …Еще обращу очи на вещи приятны, Которыми зрение мое веселится, И чем место здешнее отвсюду красится. Малы пригорки зрятся, а при них долины; Различных трав множество, благовонны крины Там с прочими цветами растут под ногами… (Антиох Кантемир, «О жизни спокойной») В 1775 г. усадьбу приобрела Екатерина Вторая, и в том же году началось строительство, порученное великому русскому архитектору Василию Баженову. Увы, через 10 лет венценосная заказчица повелела сровнять с землей практически готовый ансамбль. По преданию, увидев дворец, она воскликнула: «Это острог, а не дворец!», и тут же приказала сломать его и построить новый… Увы, преемник Баженова, его гениальный ученик Матвей Казаков, также потерпел неудачу. После смерти Фелицы недостроенный дворец был заброшен на долгие два века… Все изменилось совсем недавно. Правительство Москвы приняло решение о спасении погибающего памятника. Комплекс реставрируется и достраивается в соответствии с эскизами Казакова. Но, помимо реконструкции зданий, задумано было превратить знаменитые пруды в истинное чудо ландшафтной архитектуры. Для этого в одном из крупнейших водоемов — Среднем — устанавливается уникальный светодинамический музыкальный фонтан, который, безусловно, станет не только местной, но и общероссийской достопримечательностью — ведь такое сооружение впервые в мире будет работать в естественной среде, со своей растительностью и животным миром. Этот фонтан будет поражать не только красотой. Его техническая «начинка» тоже потрясает. Целый комплекс из 82 современных насосов (Grundfos типа SP) был объединен специалистами компании «Эдлайн» в своеобразный «орган», управляемый по специально разработанной компьютерной программе из единого центра. Каждая из 915 струй сооружения, поднимающаяся на высоту до 15 м, будет точно соответствовать светомузыкальномурешению. Световые эффекты обеспечат 2583 светильников, также подчиняющихся компьютеру. Музыкальное сопровождение на основе российской классики максимально соответствует духу этого исторического места. В зависимости от времени суток и дня недели будут меняться комбинация струй фонтана, интенсивность света, характер иллюминаций. Планируются различные программы его работы, целая палитра лазерных и проекционных эффектов для каждого праздника, устраиваемого в музее-заповеднике. Фонтаны Рая «…День за днем слоны и рабы, выбиваясь из сил, тащили под жгучим солнцем бесконечные ведра с водой вверх по склону Утеса. Все глаза были прикованы к Утесу Демона и крошечным фигуркам, движущимся по его вершине… …Один за другим, словно по волшебству возникнув из-под земли, взметнулись к безоблачному небу тонкие водяные стебли. На высоте, в четыре раза превышающей рост человека, на них распустились цветы из брызг… Никогда за всю историю Тапробани его жители не были свидетелями такого чуда…» . (Артур Кларк, «Фонтаны Рая») Шри-ланкийская легенда, которую поведал миру в своем последнем романе английский фантаст Артур Кларк, гласит: «…Царь Калидаса Проклятый, узурпатор и отцеубийца, правивший страной в начале нашей эры, бросил вызов богам. Он построил на священной горе неприступную крепость-дворец, окружив ее садами, достойными небес. Двести райских танцовщиц-девадаси, искусно нарисованных на скалах, как верили подданные царя, оживали при приближении повелителя. Но самым необычным и удивительным в этих садах чудом стали фонтаны, которых никто и никогда ранее здесь не видел… В страдающей от засухи стране сверкающие струи воды были действительно олицетворением божественных кущ… …Царя Калидаса победил в великом сражении его старший брат, принц Малгара, законный правитель. Как считается, он был лишь орудием мести разгневанных богов. Победив Малгара, повелел разрушить сказочные сады, ибо «человек не должен бросать вызов небесам…» . Сказка, как известно, ложь. Но в данном случае она повествует о реальных вещах. Руины дворца, великих садов и даже несколько изображений девадаси сохранились до наших дней. Увы, следы знаменитых фонтанов беспощадное время уничтожило полностью. Но технология, с помощью которой вода образовывала великолепные каскады, известна издревле и даже находит себе применение в наши дни. Она основана на общеизвестном физическом принципе сообщающихся сосудов — в двух емкостях, соединенных между собой шлангом, уровень воды будет находиться в одной плоскости. Поэтому если верхний резервуар наполнить водой, вода из узкого трубопровода в нижнем вырвется наружу с достаточнойсилой, чтобы образовать высокую струю. Примером такой конструкции может служить знаменитый Петергоф. Этот комплекс уникален тем, что подача воды в системы производится за счет естественного перепада высот, благодаря уникальной системе каналов. Хотя и с некоторой натяжкой, но к этому же типу можно отнести и современные большие фонтаны. Там в качестве «рабов» используются мощные насосы, иногда выполненные по специальному заказу. Они обеспечивают постоянный напор воды в резервуаре, создавая непередаваемой красоты танец хрустальных струй, действительно напоминающий о «фонтанах Рая». Например, подобный уникальный фонтан, названный «Музыка Славы», работает в Москве, на Волгоградском проспекте. Скульптурная композиция, состоящая из семи высотных фонтанных труб и восьмиугольной стеклянной пирамиды, установлена в большом каменном квадратном бассейне. Вода в чашу падает с 10-метровой высоты, образуя великолепное зрелище. Сложная техническая «начинка» этого объекта, разработанная специалистами компании «Водалюкс», включает в себя целый комплекс сложного суперсовременного насосного оборудования, связанного в единую сеть, — 11 мощных консольных насосов Grundfos типа NB от 15 до 30 кВт и 2 погружных насоса Grundfos серии AP. Не менее интересен и фонтан «Дружба Народов», что рядом с РУДН им. Патриса Лумумбы. Это замечательное сооружение сделано, как говорят специалисты, «с переливом», то есть вода переливается за края чаши. Для его нормальной работы также понадобилось сложное насосное оборудование. По специальному заказу концерном Grundfos были изготовлены два консольных насоса NK, мощностью по 145 кВт каждый. Они обеспечивают бесперебойную подачу воды на все форсунки фонтана, радуя москвичей и гостей столицы замечательным зрелищем. А полнее всего описанию Кларка соответствует один из сравнительно новых московских фонтанов — знаменитый комплекс «Похищение Европы», ставший обрамлением скульптуры всемирно известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля. Здесь также были использованы современные консольные насосы датского концерна. Слезы Бахчисарая «…Когда жестокому хану Крым-Гирею привели новую невольницу, совсем юную девушку по имени Деляре, никто не знал, что она станет самой большой любовью властителя. Но девочка умерла в неволе, и безутешный Крым-Гирей повелел создать такой памятник своей возлюбленной, который и через века напоминал бы о его горе и великой потере. Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему: — Сделай так, чтобы камень черезвека пронес мое горе, чтобы камень заплакал как плачет мужское сердце… На мраморной плите вырезал Омер лепестки цветка… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века… Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь…» . («Сказки и легенды Крыма») Пожалуй, ни один из дворцов Крыма не окружен таким количеством легенд, как Бахчисарай. Несмотря на то, что он не отличается древностью (возведен в начале XVIII в.), этот сравнительно небольшой комплекс зданий манит своей романтической историей. Именно здесь расположен знаменитый Бахчисарайский фонтан, ставший источником вдохновения для многих знаменитых поэтов. Может показаться странным, но баллада Пушкина о любви и ревности куда дальше от реальности, чем народное предание про Крым-Гирея и Деляре. Во всяком случае, усыпальница наложницы, или жены хана, сохранилась до сих пор. Тем не менее, с «плачущим» фонтаном все не так просто. Когда в позапрошлом веке его посетила Леся Украинка, она написала: …Фонтан чуть слышное во мгле лепечет слово. По камню медленно журчит, бежит вода. Роняет капли слез, не молкнет никогда. То плачет сам дворец средь сумрака дневного… (Леся Украинка, «Бахчисарайский дворец») Согласимся, что описание «журчит, бежит вода» далеко от медленно капающих слез… Почему же возникло такое противоречие? Ответ прост: фонтан, а по сути — бьющий из-под земли родник, как и большинство других источников пресной влаги, редких в безводном Крыму, был любовно отделан мрамором. Вода из небольшого озерца по свинцовой трубке поступала в каменную чашу искусной резьбы. Но, поскольку крымские родники богаты солями жесткости, трубка постепенно засорилась, пропуская воду лишь каплями. Периодически ее очищали, и тогда вода действительно начинала «бежать». Между прочим, подобная проблема актуальна и сегодня. Тонкие отверстия форсунок современных фонтанов также подвержены засорению. Чтобы избежать участи «источника слез», для их изготовления применяют современные материалы, препятствующие отложению загрязнений. Кроме того, в нынешних фонтанах устанавливается система фильтров перед насосами. Она максимально очищает перекачиваемую воду, не позволяя грязи нарушить задумку архитекторов и инженеров. Вернемся в Бахчисарай. Действительная история здешнего фонтана тоже не очень романтична. Об этом говорят две надписи, одна из которых славит великого Крым-Гирея за то, что он «нашел воду и устроил прекрасный фонтан», чья чистейшая вода приносит исцеление. Другая — цитата Корана: «Там (в райском саду) праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль». Судя по этим надписям, никакого отношения фонтан к Диляре-Бикеч не имеет, хотя изначально он был расположен возле ее мавзолея-дюрбе. Но в конце XVIII в. его перенесли, когда перестраивали ханский дворец к визиту Екатерины Великой. Так что теперь сам памятник с источником не связан. Романтичный XIX в. сделал Бахчисарайский фонтан источником вдохновения. Прагматичный ХХ-й — туристической достопримечательностью. Говорят, что работники музея каждое утро, чтобы не разочаровывать посетителей, идут на невинную мистификацию. Они заливают в фонтан несколько ведер воды и затыкают свинцовую трубку, из которой течет струя, шариком из ваты. И тогда фонтан начинает «ронять слезы»… «…Фонтан любви, фонтан живой…» — для многих эти строки знакомы с детства. Как правило, мы даже не задумываемся, насколько точны слова гениального поэта. Ведь сияющие, прохладные струи воды действительно олицетворяют для всех нас жизнь и любовь. От древности до наших дней фонтаны были и остаются самым любимым местом свиданий. Такая судьба, без сомнения, ждет и новые «водяные замки». Что ж, пусть их будет больше — больше любви, больше жизни.