Юрий Викторович, как бы вы кратко охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию на российском рынке отопительного оборудования?

Ю.Н.: Кратко — появился «свет в конце тоннеля». И он быстро приближается к тем, кто движется вперёд, несмотря ни на какие экономические пертурбации. Ранее ситуация была иной. Последние три года были далеко не самые оптимистичные. А теперь начался рост рынка, виден существенный прогресс.

Будем надеяться, что эта тенденция обеспечит хорошую прибыль.

Ю.Н.: Да, мы надеемся, что в этом году наконец-то появится ощутимый сезонный спрос. Если взять для примера хотя бы прошлый, позапрошлый годы, то мы наблюдали какой-то «пшик» в сентябре, иначе этот так называемый «всплеск спроса» назвать просто язык не поворачивался, а потом опять всё засыпало, словно наступала осень рынка, а не осень года. То, к чему мы уже попривыкли, — повышение потребительской активности в августе-октябре — в 2015–2016 годах, увы, перестало происходить.

По официальным данным, за последние пять лет инвестиции Bosch в России составили 250 миллионов евро. Это говорит об уверенности высшего руководства компании в «обречённости на успех» бизнеса в России. Известны ли финансовые планы Bosch на ближайшие годы? Особенно интересны вложения непосредственно в производство.

Ю.Н.: Действительно, 250 миллионов евро было инвестировано глобальной группой Bosch в российский регион. Дальнейшее финансирование в расширение именно отечественного направления «Термотехника» однозначно будет. Инвестиции уже запланированы, они призваны стимулировать дальнейшее развитие российской производственной площадки.

По отношению к предыдущим годам финансирование увеличится?

Ю.Н.: Да. Мы ежегодно расширяем производственную программу оборудования, производимого в России. То есть не только увеличивается количество уже выпускаемых продуктов, но и растёт их мощность, а также расширяется номенклатура изделий.

Например, в текущем году мы увеличили единичную мощность производимых в России промышленных котлов до 19 200 киловатт и начали изготавливать, помимо низкотемпературных водогрейных котлов, ещё и котлы на перегретой воде с рабочей температурой до 190 градусов Цельсия. Ранее котлы данного типа не производились в России, они поставлялись из Германии — с завода, расположенного в городе Гунценхаузене, Бавария. Развивает Bosch и сегмент настенных котлов — глубина их локализации в нашей стране увеличивается, в частности, начато производство теплообменников для «настенников».

Как вам известно, в России, в городе Энгельсе, существует центр разработок, занимающийся созданием инновационной отопительной техники. Вне всякого сомнения, по мере появления свежих разработок и вывода этих продуктов на рынок мы будем развивать нашу производственную программу и в том числе инвестируем деньги в расширение мощности отечественных производств.

В связи с чем было принято решение производить в России котлы повышенной мощности — до почти 20 мегаватт? Российский рынок требует оборудования больше и дешевле?

Ю.Н.: Эта продукция чрезвычайно востребована нашим рынком. И спрос растёт. Мощные котлы применяются очень широко — в системах ЖКХ, на промышленных производствах. Сложно представить сферу в отечественной экономике, где не было бы востребовано это оборудование. Горячая вода, которая может быть использована как для отопления, так и для системы ГВС, пар и перегретая вода для технологических целей — они нужны повсеместно. Кроме того, надо принять во внимание тот факт, что в последние три года — после наложения санкций на Россию и ответного эмбарго — сельское хозяйство, а также отрасль переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания развиваются в стране опережающими темпами. И в данных отраслях как раз без таких котлов не обойтись.

Мощное оборудование, о котором мы говорим, — это товарная позиция, обеспечивающая рост продаж. Судя по пресс-релизам, конденсационная техника — особенно новая — тоже в немалой степени этому способствует. Но цены на газ остаются невысокими, и жёстко экономить последний особой нужды нет. Что же служит движителем продаж «конденсационников»?

Ю.Н.: Общее падение рынка отопительной техники в Российской Федерации, которое мы наблюдали в течение последних трёх лет, связано прежде всего с кризисными условиями в нашей стране. При этом рынок конденсационных технологий, с нашей точки зрения, «падал» в значительно меньшей степени и сейчас чувствует себя лучше, чем рынок традиционного оборудования.

В то же самое время мы предлагаем современные устройства в рамках нашей новой концепции Titanium Line — это название серии котлов, которую мы вывели на рынок. Сама концепция заключается в том, что потребителю предлагается новая техника, которая имеет принципиально новый дизайн, внешность — Design and New Architecture. Это привлекательно, нравится заказчикам и отвечает тренду, который наблюдается во всём мире: дигитализация, изменение дизайна изделий в соответствие с развитием цифровых технологий. Наиболее ярким брендом, следующим в русле этой тенденции, является Apple. И нашу продуктовую программу Titanium Line условно можно назвать «айфоном отопительного рынка».

Второе, что заложено в нашу конденсационную технику, — это новая архитектура (New Architecture), которая подразумевает принципиально новый подход к конструкции отопительного оборудования. Его отличительные черты — модульность, функциональность, быстрота и лёгкость технического обслуживания, удобное управление, интуитивно понятный для заказчика интерфейс. Тут же — высокая энергетическая эффективность (то есть очень высокий КПД) и возможность управления оборудованием дистанционно посредством интернет-технологий. К 2020 году вообще не будет ни одного котла, производимого компанией, который не будет иметь динамического IP-адреса, — такую цель поставила перед собой группа Bosch.

«Бош Термотехника» несёт потребителю новое. И именно поэтому, несмотря на общее падение рынка, потребители конденсационного оборудования оценили наш продукт. Его мы реализуем уже второй год, и за это время рост продаж практически удвоился.

А продажи в целом сегодня происходят более активно в промышленном или в бытовом сегменте?

Ю.Н.: В 2016 году более уверенно чувствовал себя рынок бытового оборудования, потому что тот год был трудным ввиду отсутствия инвестиций в промышленность и строительство годом ранее. Для бытового сегмента он был тоже, конечно же, не из лёгких, но не настолько. В нынешнем, 2017 году, я вижу хорошую перспективу как раз для рынка промышленного оборудования, при этом надеясь, что и рынок бытовой техники падение тоже не ждёт. Думаю, что спрос на последнем сохранится как минимум на уровне прошлого года.