Как показывает анализ многочисленных практик, обеспечение надёжности, долговечности и бесперебойности эксплуатации автодорог, а также безопасности движения по ним транспорта должно обеспечиваться, главным образом, в процессе монтажа водопропускных трубопроводов, как элементов водопропускных сооружений, располагаемых в насыпях, из любых труб, в том числе и из полиолефинов со структурированной стенкой.

Такие трубы изготовляются в России, как правило, по нормативам предприятий-производителей и ранжируются по номинальными диаметрам наружным и/или внутренним (DN/OD и/или DN/ ID), применительно к рассматриваемой проблеме, с внутренними/наружными (D / Dн) диаметрами от 500 до 2500 мм и кольцевыми жёсткостями SN от 2 до 16 кПа двух видов — с замкнутыми (ТПССЗП) и незамкнутыми (ТПССНП) полостями в стенках.

Технологии траншейной прокладки из ТПССЗП или из ТПССНП ВПТ в дорожных насыпях автодорог, как и любые другие строительные технологии, должны в полной мере соответствовать проектам ВПС, производства работ (ППР) и организации строительства (ПОС), в которых должны быть, естественно, отражена их специфика. В общих же случаях в технологиях траншейных прокладок ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях целесообразно использовать укрупнённые типовые технологические процессы (ТТП) (табл. 1), из которых для каждого конкретного случая составлять свои технологические схемы (ТС) производства работ с учётом местных условий.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 1

Местные условия целесообразно учитывать в ТС траншейной прокладки ВПТ в насыпи автодороги, как правило, при выборе расположения ТПСС:

  • непосредственно на дне траншеи сразу же в проектном положении (место стыка должно располагаться над приямком) и с закреплением присыпкой грунтом;
  • над траншеей «на весу» с поочерёдной сборкой раструбных соединений вдоль всего участка траншеи, на котором ведутся укладочные работы, и последующим опусканием собранной части ВПТ в проектное положение и закрепление её присыпкой грунтом;
  • над траншеей на лежнях, располагаемых поперёк траншеи на длине всего участка, на котором ведутся укладочные работы, c последующим опусканием собранной части ВПТ в проектное положение с последующим закреплением её подсыпкой и подбивкой грунтом, при этом лежни постепенно удаляются из-под ТПСС;
  • на бровке траншеи (в отдалении от траншеи), с опусканием сваренной части ВПТ по стенке на дно траншеи и размещением её в проектном положении с последующим соединением отдельных частей между собой монтажными стыками и закреплением их подсыпкой и подбивкой грунтом.

После выполнения в обычном порядке [6] трассировки для дальнейшей траншейной прокладки ВПТ из ТПСС в насыпи автодороги производят разработку траншей, которая связана с земляными работами, являющимися при строительстве ВПС основными и во многом определяющими их долговечность и надёжность при эксплуатации. После разбивки трассы ВПТ из ТПСС, определения границ разработки траншеи рекомендуется подобрать экономичный (для конкретных условий) и высокопроизводительный комплекс машин и механизмов и обеспечить условия для обязательного соблюдения работниками правил техники безопасности и экологии.

Разработку траншей для прокладки и обратной засыпки ВПТ из ТПСС, а также последующего восстановления автодороги необходимо производить с соблюдением основных положений СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты» и СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03–85».

Привлекать к использованию для укладки ВПТ из ТПСС рекомендуется не только оптимальный комплекс машин и механизмов, но и количество работников и их состав по специальности и квалификации. Для этого следует своевременно выяснить основные характеристики траншей, вида размещения и глубины прокладки труб, типов грунтов и др. по проектам ВПС, ППР и ПОС, сопоставить их с местными условиями и затем принимать соответствующее решение.

Разработку протяжённых траншей постоянного поперечного сечения (рис. 1), глубиной до 6 м, шириной по дну 2 м, с заложением откосов 1:1–1:2 для укладки ВПТ из ТПСС рекомендуется производить наиболее эффективными землеройными машинами непрерывного действия — многоковшовыми цепными либо роторными экскаваторами.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 2

Для обеспечения условий для качественной и производительной укладки ВПТ из ТПСС земляные работы рекомендуется производить с использованием комплекса технологических процессов, которые целесообразно связывать: с разработкой и выемкой грунта, с погрузкой его в транспортные средства или укладку на бровку выемки, с транспортировкой грунта, с планировкой дна и откосов. При комплексно-механизированной разработке грунта в комплект рекомендуется также включать соответствующие ведущей землеройной машине по производительности и энергозатратам вспомогательные механизмы для транспортировки грунта и т.д.

Для качественной и производительной прокладки ВПТ ТПСС в процессе производства земляных работ должны быть разработаны траншеи для укладки ТПСС (рис. 2) и приямки для сборки соединений, размеры рекомендуется соотносить с техническими требованиями СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», пункты 1.11, 3.1–3.6 и 3.29.

Для размещения ВПТ из ТПСС траншеи рекомендуется разрабатывать, как правило, с откосами. Ширина траншеи поверху определяется крутизной её откосов, а для прокладки ВПТ из ТПСС наименьшую ширину траншеи по дну рекомендуется Bтр.min принимать на уровне нормированной (табл. 2).

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 3

Глубина траншеи зависит от глубины заложения ВПТ из ТПСС, а продольный уклон дна траншеи устанавливается проектом. Устойчивость боковых стенок траншей рекомендуется обеспечивать за счёт строгого соответствия крутизны откосов углам естественного откоса местных грунтов (табл. 3), а при напластовании различных видов грунтов (кроме растительного) крутизну откоса для всех пластов — принимать по более слабому грунту.

В стеснённых условиях (в большинстве случаев траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в насыпи будет осуществляться сначала на одной половине автодороги, а затем на другой) целесообразно использовать траншеи с вертикальными стенками шириной не менее Dн (в свету) плюс 0,2 м с каждой его стороны, при необходимости передвижения людей в пазухе — не менее 0,6 м и глубиной (табл. 4).

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 4

Вообще для укладки ВПТ из ТПСС, в первую очередь, целесообразно использовать прямоугольные траншеи с отвесными стенками (рис. 3а), разработка которых сопровождается наименьшими объёмами извлечения грунта благодаря минимальной ширине, что значительно упрощает производство земляных работ, правда, стенки таких траншей при определённой глубине с целью безопасности приходится крепить.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 5

Крепления по конструкции (рис. 4) рекомендуется выбирать в зависимости от размеров траншеи для прокладки ВПТ из ТПСС, свойств окружающих грунтов, величины притока грунтовых вод и условий производства земляных работ.

Выбирать конструкцию крепления стенок траншей для укладки ВПТ из ТПСС рекомендуется с учётом глубины и ширины траншеи, возможных сотрясений от динамических нагрузок проходящего вблизи транспорта, методов производства земляных работ, характера и состояния грунтов (табл. 5).

Глинистые грунты нормальной влажности достаточно устойчивы, но, будучи смочены водой, создают большую нагрузку на крепления стенок траншеи. Траншеи в скальных грунтах могут разрабатываться на значительную глубину без всякого крепления, однако и скальные грунты могут представлять опасность при наличии наклонных инородных прослоек, расположенных под углом более 30° к горизонту. Сухие гравелистые и песчаные грунты легко осыпаются внутрь траншеи даже через небольшие щели в креплении, образуя за ними опасные пустоты и каверны. Это диктует необходимость тщательного крепления стенок траншеи и не позволяет углублять траншею в сыпучих грунтах без немедленной установки соответствующих креплений.

В слабых осыпающихся грунтах для крепления траншей с целью безопасной укладки ВПТ из ТПСС рекомендуется использовать сплошные горизонтальные крепления, верхняя бортовая доска которых должна выступать над поверхностью земли для предотвращения попадания в траншею камней, комьев грунта и т.п.

Для укладки ВПТ из ТПСС в плотных грунтах рекомендуется использовать горизонтальное крепление траншей (рис. 5), устраиваемое вразбежку из досок толщиной 40–50 мм, длиной 4,5–6,5 м на обеих стенках с прозорами 25–30 см.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 6

Горизонтальные доски с целью плотного прижатия их к стенкам траншеи необходимо раскреплять вертикальными стойками из досок и поперечными распорами соответствующей длины, а для предохранения распорок от перекоса и выпадения, под ними к стойкам рекомендуется гвоздить бобышки. При глубоких траншеях удобней применять доски длиной 4,5 м, так как опускание более длинных досок в траншею занимает много времени и может вызывать обрушение стенок до их раскрепления.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 7

При разработке глубоких траншей для укладки ВПТ из целесообразно использовать сплошное вертикальное крепление, которое необходимо устраивать из вертикально поставленных досок толщиной 50 мм, прижатых к стенкам траншеи брусчатыми или дощатыми рамами при помощи распорок. Траншею целесообразно разрабатывать с одновременным осаживанием вертикальных досок и по мере её углубления устанавливать дополнительные рамы на расстояниях по вертикали около 1,2 м; для предотвращения оседания под рамами пришивают бобышки либо устанавливают короткие стойки из досок или брёвен, длиной равной также приблизительно 1,2 м.

Для траншей глубиной до 3 м целесообразно использовать распорные крепления, которые следует устанавливать сразу же после отрывки траншеи.

При необходимости обеспечения свободного пространства в траншее целесообразно использовать консольно-анкерные крепления (рис. 6), состоящие из якорей и тяжей к стойкам; расчётное количество якорей следует устанавливать от бровки на расстоянии не менее 1,5h, где h — глубина траншеи.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 8

При глубоких траншеях, большом боковом давлении грунта, необходимости обеспечения водонепроницаемости креплений стенок целесообразно использовать шпунтовые ограждения. Такие ограждения представляют собой сплошные щиты из предварительно погруженных в грунт стальных или деревянных шпунтин с замковыми соединениями.

Для крепления стенок траншей для прокладки водопропускного трубопровода из ТПСС глубиной более 3 м целесообразно использовать современные инвентарные крепления. Они позволяют производить максимально быстрое укрепление стенок, так как они изготовляются полностью из стали и позволяют вести укрепление траншей методом постепенного погружения с одновременным подъёмом грунта, что увеличивает безопасность земляных работ и позволяет работать в максимально узкой траншее.

Разборку креплений траншей необходимо производить снизу по мере обратной засыпки ВПТ из ТПСС грунтом, количество одновременно удаляемых досок по высоте в плотных грунтах не должно превышать трёх, а в сыпучих — одной, причём сквозные стойки следует отпиливать каждый раз на ширину снимаемой доски. Вертикальное и шпунтовое крепление извлекают после засыпки траншеи с ВПТ из ТПСС.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 9

Приямки для сборки раструбных соединений рекомендуется отрывать также экскаватором с последующей доводкой вручную под размер, учитывающий фактическую длину ТПСС за один-два дня до укладки ВПТ. При этом рекомендуется учитывать соответствующие положения главы СНиП по производству и приёмке работ по возведению земляных сооружений и регламентов производителей конкретных труб.

Работы по укладке ТПСС рекомендуется производить, начиная с подготовки основания под ВПТ на дне траншеи с обеспечением проектного уклона:

  • при естественном основании ровной срезкой грунта с профилированием на угол (по проекту);
  • при искусственном основании — насыпкой песка, гравия, щебня с утрамбовкой слоями толщиной 10–15 см до проектной степени уплотнения, бетонированием (монолитным, сборным), установкой свайных опор.

Траншейную прокладку ВПТ из ТПСС целесообразно начинать от выходного оголовка (монолитного/сборного [7]) длиной до крепления стенки траншеи под одной половиной разобранной автодороги. Для крепления стенки поперёк траншеи при глубине более 5 м может потребоваться использование технологии — «стена в грунте» [8].

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 10

(Специальная статья, посвящённая подробному раскрытию этой технологии, может быть подготовлена авторами для следующих номеров журнала в случае заинтересованности широкой научно-технической общественности.)

После полного завершения строительно-монтажных работ, включая восстановление автодороги, на этом участке ВПТ с обязательной установкой на нём соответствующей заглушки, приступают к проведению работ на другой половине автодороги. Прокладку этого участка ВПТ из ТПСС начинают от построенного ранее участка ВПТ, предварительно демонтировав на нём заглушку, в сторону входного оголовка до полного завершения строительно-монтажных работ на всём ВПТ из ТПСС, включая и обустройство входного оголовка.

(Особенности обустройства при траншейной прокладке в насыпях автодорог ВПТ из ТПСС оголовками могут быть рассмотрены нами в следующих статьях в случае заинтересованности широкой научно-технической общественности.)

В завершение разбирают стену и замыкают обе половины автодороги.

Для обеспечения правильности уклонов прокладываемых ВПТ из ТПСС рекомендуется не только качественно производить работы по планировке дна, согласно проектным отметкам, но и доводить их с максимальным отклонением не более 10 % путём подчистки грунта по дну вручную вдоль всей траншеи.

Непосредственно перед укладкой ВПТ рекомендуется осуществить разноску ТПСС по трассе и их размещение на бровке на расстоянии 1–1,5 м от края траншеи с обеспечением их сохранности на весь период производства укладочных работ.

При укладке ВПТ рекомендуется располагать ТПСС сразу же в проектное положение; их опирание на жёсткие прокладки допустимо только при условии их обязательного изъятия из-под ВПТ в процессе его засыпки; под ним не должно находиться камней, кирпича и других твёрдых предметов — их необходимо обязательно удалять из траншеи, а не отодвигать в стороны; образовавшиеся при этом углубления необходимо сразу же засыпать песком и уплотнять до требуемой степени.

Для обеспечения надлежащих условий для качественной и производительной сборки раструбных соединений на ВПТ в процессе производства укладочных работ рекомендуется располагать ТПСС раструбами против течения стоков воды так, чтобы они находились над разработанными заранее на дне траншеи приямками. Они должны быть симметричными относительно их продольной оси и позволяли бы осуществить впоследствии качественное введение гладкого конца одной трубы в раструб другой.

При укладке ВПТ отдельные ТПСС и/или заранее собранные его отдельные части рекомендуется опускать в траншею плавно и без рывков способами, исключающими удары их о твёрдые предметы, стенки (крепления, при их наличие) и дно траншеи, с помощью соответствующих их массе грузоподъёмных механизмов и СММ.

Уложенные на дно траншеи ТПСС и собранные в ВПТ посредством соответствующих [9] соединений рекомендуется сразу же закреплять в проектном положении присыпкой грунтом.

(В случае заинтересованности широкой научно-технической общественности, особенности соединения ТПСС — раструбных и муфтовых с резиновыми, кольцами, винтовыми с герметиками, сварными НИ и ЗН, бандажными и др. — при траншейной прокладке ВПТ в насыпях автодорог могут быть рассмотрены нами в следующих статьях.)

Засыпку грунтом траншеи с ВПТ из ТПСС следует осуществлять, как правило, в летний период (в наиболее холодное время суток) и зимой (в наиболее тёплое время суток — перед засыпкой грунтом траншея должна быть очищена от снега) с использованием (рис. 7) типовых технологических процессов (ТТП) и с обязательным учётом требований проекта ВПС, ППР и ПОС. Обратную засыпку необходимо осуществлять вслед за прокладкой ВПТ из ТПСС и его испытаниями с оформлением акта и получения соответствующего разрешения на неё.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 11

Механизированную обратную засыпку (рис. 8) целесообразно производить с использованием типовой технологической схемы (ТТС) и включать в неё: засыпку и уплотнение грунта в приямках под стыковые соединения; подбивку пазух между ТПСС и дном траншеи; засыпку, разравнивание и уплотнение песка в пазухе между ТПСС и стенками траншеи; засыпку и разравнивание защитного слоя, и засыпку, разравнивание и уплотнение верхних слоёв.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 12

Засыпка нижней части траншей с ВПТ из ТПСС на высоту 0,25–0,3 м должна производиться вручную, при этом в грунте не должно присутствовать камней, комьев и других крупных примесей, причём частицы грунта не должны превышать ширины профиля гофра.

В зимний и весенний периоды засыпку нижней части траншеи с ВПТ на высоту до горизонтального диаметра ТПСС рекомендуется производить немедленно после их укладки исключительно талым грунтом с тщательным уплотнением пазух. Засыпка нижней части траншей должна производиться одновременно с двух сторон уложенных труб слоями (толщиной 0,15–0,25 м), односторонняя засыпка может сдвинуть ВПТ с проектного положения. Для уплотнения грунта под низом ТПСС и их соединений, рекомендуется применять трамбовки — ручные деревянные либо пневматические (то есть электрифицированные).

Траншеи с водопропускными трубопроводами рекомендуется засыпать на высоту на 0,3 м выше шелыги ТПСС без уплотнения грунта непосредственно над ней, а уплотнять грунт только в пазухах. Засыпку верхней части траншеи с ВПТ из ТПСС рекомендуется производить талым грунтом для предотвращения последующих осадок дорожного покрытия.

При засыпке траншей с ВПТ необходимо предпринимать соответствующие меры против повреждения ТПСС грунтом, для неглубоких траншей допускается осторожное сбрасывание грунта сверху, но не на сами ТПСС, а сбоку от ВПТ, в угол, чтобы удар приходился на стенки траншеи. При засыпке глубоких траншей для предохранения уложенного ВПТ от повреждения камнями и комьями слежавшегося грунта рекомендуется укладывать доски на нижний ярус распорок с тем, чтобы прикрыть ТПСС.

Засыпка траншей с ВПТ из ТПСС должна производиться послойно с тщательным уплотнением грунта с тем, чтобы предотвратить возможные последующие просадки дорожного покрытия.

Подбивку пазух между дном траншеи и ВПТ рекомендуется производить ручными инструментами, а послойное уплотнение грунта засыпки вокруг них, кроме защитного слоя, рекомендуется производить электротрамбовками (например, при толщине отсыпаемого слоя 25 см электротрамбовкой типа ИЭ-4502А) и различного вида виброплитами.

Для окончательной засыпки траншеи, выше 0,7 м над ВПТ из ТПСС, рекомендуется использовать экскаваторыпланировщики ЭО-3532А, -43212, -43213, одноковшовые экскаваторы ЭО-2621В, -3123, -4225, бульдозеры, погрузчики и др. с уплотнением слоёв (с толщиной: из песка — 0,7 м, супесей и суглинков — 0,6 и глин — 0,5 м) гидромолотами, виброплитами массой до 100 кг, катками.

Уплотнение грунтов в местах извлечений элементов шпунтовых ограждений рекомендуется производить с применением специальных уплотняющих средств статического, виброударного или ударного действия, позволяющих получить на всю глубину траншеи с ВПТ из ТПСС степень уплотнения не ниже 0,98.

Механическое (виброплитами) уплотнение грунтовой засыпки над ВПТ из ТПСС рекомендуется производить при толщине слоя над ним не менее 70 см.

Наиболее предпочтительно для засыпки траншеи с ВПТ из ТПСС под дорогами использовать песок с уплотнением, и только для верхнего её уровня (30–40 см) щебёночную смесь заводского приготовления (табл. 6) с последующим её уплотнением самоходными катками до Kу ≈ 100 %. Требуемую степень уплотнения грунта засыпки в траншеях с ВПТ рекомендуется обеспечивать за три-четыре прохода трамбовками с известной (табл. 7) массой так, чтобы исключить излишнюю овализацию ТПСС.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 13

Толщину утрамбовываемых слоёв грунта в траншеях с ВПТ рекомендуется принимать для каждого конкретного случая с учётом способа уплотнения и используемого оборудования, а также рекомендаций производителей конкретных ТПСС (табл. 8).

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 14

Непосредственно перед укладкой ВПТ рекомендуется проводиться входной контроль качества всех ТПСС и изделий — тщательный визуальный осмотр и сравнение с эталонными образцами. Особое внимание следует уделять проверке соответствия раструбов, включая закладные электроспирали, и гладких концов нормативным требованиям, указанным в сопроводительной документации.

Перед укладкой и в процессе укладки водопропускного трубопровода из ТПСС следует контролировать в обязательном порядке устойчивость и целостность стенок траншеи, качество и надёжность используемого крепежа, особенно при нахождении в траншее работников.

Контроль следует производить сразу же после завершения укладки участка ВПТ из ТПСС между оголовками — проверить на соответствие проекту: в горизонтальной плоскости кривизна трубопровода не должна превышать четверти внутреннего диаметра, в вертикальной плоскости отклонение проектного уклона не более 10 %, уменьшение вертикального D не должно превышать 1 % и, наоборот, допускается его увеличение (строительный подъём) до 2 %. Тщательный и своевременный контроль следует осуществлять при рытье траншей без откосов с тем, чтобы для глубин траншей свыше 3 м вид креплений, конструкция и размеры их элементов были подтверждены расчётами и осуществлялись по специальным проектам с учётом местных грунтовых условий, а также необходимо отслеживать, чтобы крепление вертикальных стенок траншей глубиной до 3 м соответствовало принятым для разных состояний грунтов и видам креплений показателям (табл. 9), и чтобы верхние доски креплений выступали над верхними бровками не менее чем на 15 см.

Траншейная прокладка ВПТ из ТПСС в дорожных насыпях. 7/2017. Фото 15

При обратной засыпке траншей с ВПТ из ТПСС рекомендуется осуществлять контроль качества, включающий входной контроль (ВКК), операционный (ОКК) и приёмочный (ПКК).

Кроме этого, в ходе выполнения и приёмки законченных работ исполнитель производит текущий контроль (ТКК), а заказчик — инспекторский (ИКК). При ТКК, выполняемым лабораториями, контрольными постами, организованными на объекте, проверяется соблюдение заданной технологии выполнения обратной засыпки, в том числе требуемой плотности грунта, а при ИКК — лабораторией сторонней организации. В процессе выполнения работ рекомендуется контролировать вид, правильность отсыпки, степень плотности, влажность и равномерность уплотнения применяемого грунта.

Выполнение комплекса работ по обратным засыпкам рекомендуется контролировать в соответствии с технологическими схемами контроля качества выполнения работ (табл. 10), обязательно приводимыми в ППР.

Степень плотности грунта контролируется путём сопоставления плотности образца, взятого без нарушения структуры, с оптимальной плотностью данного грунта, полученной методом стандартного уплотнения.

Степень плотности грунта определяется коэффициентом уплотнения Kу с использованием методов стандартного уплотнения «СоюзДорНИИ», режущих колец, плотномеров конструкции МГП «Кондор» и др.

В процессе засыпки ВПТ и уплотнения грунта необходимо непрерывно контролировать изменение поперечного сечения ТПСС путём измерения вертикального их диаметра. Следует организовывать уплотнительные работы таким образом, чтобы свести к минимуму монтажное укорочение вертикального диаметра труб. В отдельных случаях, путём соответствующего уплотнения грунта в пазухах траншеи, целесообразно добиваться, чтобы вертикальный диаметр труб увеличивался на примерно 2 % (строительный подъём).

В ОКК работ по обратным засыпкам траншей с уложенными ВПТ из ТПСС рекомендуется включать показатели, соблюдение которых обеспечит требуемое качество устройства обратных засыпок — объём, методы и средства контроля, а также обязательные организационно-технологические правила согласно требованиям СНиП 3.02.01–87, СНиП 3.01.01–85*, СНиП III-4-80* и «Правил организации подготовки и производства земляных и строительных работ в городе Москве (1998 год)».

После завершения работ по укладке ВПТ из ТПСС и уплотнению грунта обратных засыпок осуществляется приёмка выполненных работ. При приёмке и оценке качества работ по засыпке траншей рекомендуется производить промежуточный (проверяется качество грунта, применяемого для обратной засыпки, его влажность и степень уплотнения отдельных слоёв) и приёмочный (проверяется соответствие фактических значений параметров обратных засыпок траншеи заданным в проекте) контроль качества выполнения работ.

Обнаруженные дефекты укладки ВПТ, возникшие в процессе её выполнения, устраняются способами, соответствующими виду дефекта согласно рекомендациям изготовителей ТПСС. При чрезмерном смещении ВПТ в горизонтальной плоскости от проектной оси, например, может быть устранено путём дополнительного уплотнения грунта в одной из пазух траншеи, возможно и с заменой грунта (с более высоким показателем модуля деформации). Дефекты, обнаруженные при ОКК, должны быть устранены исполнителями до начала выполнения последующих технологических процессов по засыпке траншеи с ВПТ из ТПСС, а обнаруженные при ПКК, должны быть устранены исполнителями в срок, указанный комиссией.

В заключение необходимо отметить, что рассмотренные в статье положения, касающиеся технологии траншейной прокладке водопропускных трубопроводов из труб из полиолефинов со структурированными стенами в насыпях автомобильных дорог должны позволить откорректировать соответствующим образом используемые в настоящее время технологии строительства водопропускных сооружений. Кто это будет выполнять? В ОАО «НИИМосстрой», например, проводится НИР, целью которых является разработка норматива по проектированию, монтажу, эксплуатации и ремонту водопропускных трубопроводов из ТПСС. Правда, пока неясно, будут ли это своды правил, стандарты организаций, рекомендации либо технический регламент или что-то другое. Это, что совершенно очевидно, будет зависеть от заинтересованности будущих заказчиков.

В случае заинтересованности широкой научно-технической общественности, информация о ходе указанных работ нами будет своевременно публиковаться, в том числе и в журнале С.О.К.