Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных

(0) (2209)
Опубликовано в журнале СОК №3 | 2015

В теории контроль за работой котельной очень прост — на объекте сработал аварийный датчик, передали этот сигнал через Интернет диспетчеру. Но это только в теории, на практике всё немного сложнее. Давайте поподробнее, по пунктам, разберём, как же можно решить техническую составляющую диспетчеризации котельной через Интернет.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных. 3/2015. Фото 1

Рис. 1.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных. 3/2015. Фото 2

Рис. 2.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных. 3/2015. Фото 3

Рис. 3.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных. 3/2015. Фото 4

Рис. 4.

Техническая составляющая диспетчеризации котельных. 3/2015. Фото 5

Рис. 5.

В наше время подключение всего и вся к Интернету является общемировым трендом. Не вызывают удивление подключённая к сети бытовая техника, например, телевизоры, медиа-проигрыватели, холодильники и пр. А что говорить о смартфонах, планшетах и прочих гаджетах? Подключение к Интернету, то есть Twitter, Facebook или другие социальные сети, электронная почта, Skype и т.д. — их самые важные функции. А использование всеобщей сети для наблюдения за котельной позволяет добиться нового уровня в удобстве и надёжности обслуживания последней, это даёт возможность создавать котельные, не требующие наличия постоянного обслуживающего персонала, и при этом «быть в курсе» всего происходящего на подконтрольной территории. Соответственно, диспетчеризация котельных через Интернет является сейчас основным способом получения аварийных сигналов и данных о рабочих параметрах.

Казалось бы, в теории все очень просто — сработал аварийный датчик в котельной, передали этот сигнал через Интернет диспетчеру. Но это только в теории, на практике все немного сложнее. Давайте поподробнее, по пунктам, разберём, как можно решить техническую составляющую диспетчеризации котельной через Всемирную паутину.

Итак, пункт первый. Нам нужно соединить в одну систему всю автоматику котельной и все аварийные детекторы. А это могут быть блоки с разными интерфейсами, например CAN, Modbus, RS-485, RS-232 и пр. Один из вариантов такой общей системы на базе блока управления ИСУ-08 описан в статье [1]. Поэтому повторяться не буду — будем считать, что всё управление и сбор аварийных сигналов у нас заведено на один центральный блок управления котельной. В итоге получается следующая «сборная солянка»: управление котельной и аварийная сигнализация — интерфейс CAN (при условии применения блока управления ИСУ-08), счётчик тепла — интерфейс RS-232, корректор счётчика газа — интерфейс RS-485.

Чтобы свести всё это в одну информационную систему, мы используем, например, промышленный PC-совместимый компьютер (рис. 1). Блок ИСУ-08 (рис. 2) подключаем через CAN-USB адаптер (рис. 3), тепловой и газовый счётчики через 232-й и 485-й порты, соответственно. Устанавливаем программное обеспечение системы диспетчеризации и CAN-USB-адаптера.

Пункт второй. Итак, у нас в котельной есть компьютер, на который заведена вся текущая техническая информация котельной. Если наш компьютер будет с монитором, то мы на мнемосхеме (рис. 4) увидим всё работающее оборудование и все аварийные сигналы. Но наша задача состоит в том, чтобы мы могли дистанционно управлять котельной и получать аварийные сигналы, то есть видеть всё это на другом компьютере, расположенном на значительном удалении от нашей котельной. Для этого мы подключаем наш компьютер в котельной к Интернету. Это может быть сделано через проводную сеть или через 3G-роутер.

Пункт третий. Настраиваем диспетчерское место. Для этой цели нам подойдёт любой PC-совместимый компьютер или ноутбук. Главное, чтобы он также был подключён к Интернету. Теперь надо установить программное обеспечение. В нашем случае это пакет из трёх программ: программа диспетчеризации ИСУ и программы для считывания данных со счётчиков. Чтобы диспетчеризация заработала через Интернет, нам будут необходимы статические IP-адреса. Один для компьютера в котельной, другой — для диспетчерского. Далее вводим в программы считывания данных со счётчиков номера самих счётчиков и… всё. Настройка закончена. Довольно просто и понятно. Также в программе диспетчеризации ИСУ можно ввести несколько адресов электронной почты для передачи аварийных данных. Подробно о системе диспетчеризации ИСУ можно прочитать в статье [2].

Итак, всё готово. У нас есть система управления и диспетчеризации котельной через Интернет. Кроме получения аварийных сигналов на диспетчерский компьютер, мы также дистанционно снимаем показания с теплового и газового счётчиков и изменяем параметры котельной. Например, можем изменить погодозависимую кривую или суточное понижение температуры. Единственное, что нас не устраивает в данной системе диспетчеризации — это связка оборудования: промышленный компьютер, CAN-USB адаптер и 3G-роутер. Кроме высокой стоимости, наличие трёх блоков для выполнения одной задачи — это всегда понижение надёжности. Плюс ещё возможность заражения компьютера вирусами, хакерская атака. Да и использовать Windows во время санкций как-то «непатриотично». Поэтому нами было принято решение разработать (сейчас мы проводим тестирование) специальный блок для диспетчеризации котельных и тепловых пунктов (рис. 5).

Это будет небольшая плата, к которой напрямую можно будет подключить блок управления котельной или тепловым пунктом, а также необходимое количество счётчиков тепла, газа, воды, электроэнергии и пр. Доступ к Интернету будет или проводной (разъем RJ-45), или беспроводной (через обычную SIM-карту с тарифом на Интернет). Кроме этого, будет осуществляться рассылка SMS-уведомлений об аварийных сигналах. Самое главное — это будет просто, надёжно и с минимумом настроек.

(0) (2209)
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message