К числу барьеров на пути внедрения в России практик энергосбережения сегодня относят следующие:
а) отсутствие компетенции для оценки текущего состояния объектов, оценки эффектов и для принятия правильных решений;
б) отсутствие денег;
в) невозможность надлежащей эксплуатации.

Называются и ещё несколько барьеров, которые к мало-мальски существенным преградам можно отнести только в качестве оправдания тотального нежелания хоть что-то предпринять. Потому упоминать мы их не будем.

Попробуем объективно оценить ситуацию с энергосбережением. Итак, возьмём для анализа среднестатистическое бюджетное учреждение.

Отсутствие компетенций

Нужна ли какая-то особая компетенция, для того, чтобы оценить потенциал энергосбережения и экономику проекта с точностью, позволяющей принять решение?

За редким исключением, для того чтобы с точностью плюс-минус два месяца просчитать окупаемость проекта, вполне достаточно обыкновенного здравого смысла, знания объекта (понимания, что и где реально течёт и сквозит), а также первичной информации о выставляемых счетах. Это справедливо и для электричества, и для тепла. Соответствующих кейсов, примеров и расчётов в свободном доступе очень много. Было бы желание перенести их «на свою почву».

Оговорюсь, что сейчас мы ведём речь не о мероприятиях особой сложности, где действительно нужны специальные компетенции, а о тех самых банальных 20 % массовых мероприятий, которые на практике дадут 80 % энергосберегающего эффекта. К ним относятся освещение, автоматизированные узлы управления (ААУ), рекуператоры, частотно-регулируемые преобразователи (ЧРП) и т.д.

Недостаток денег

Зададимся вопросом: «Много ли денег надо на энергосбережение?». Можно, конечно же, добиться соответствующей строчки в государственном бюджете, а потом «осваивать» финансы их по мере выделения. Однако у каждого бюджетного учреждения уже есть (!) необходимые средства — из них оно осуществляет платежи поставщику ресурсов.

Если энергосервисный контракт по каким-то причинам не устраивает, слишком сложно работать с расчётной базой или вы в ней сомневаетесь и т.д., то выберите вариант закупки с рассрочкой. Бюджетное законодательство позволяет в том числе учитывать при закупках в рассрочку стоимость денег.

И, насколько я понимаю, для многих поставщиков этот вариант очень заманчив — они сами высчитают и предложат такую рассрочку, которая бы вписывалась в образуемую экономию ещё и оставалась бы определённая «дельта».

Отсутствие возможности обслуживать оборудование

Эта проблема также условна. Гарантия производителя и/или обучение собственного персонала и/или наём упомянутого выше поставщика ресурсов на обслуживание в полной мере решают её с минимальными издержками.

Резюме

Главный вопрос: «К чему это всё было сказано?». Есть такое «непарламентское» выражение и при этом хорошая поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Для подавляющего большинства случаев нет ни одного барьера (проблемы) в области энергосбережения, которую нельзя было бы решить на уровне самого учреждения и главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). Конечно же, здесь не обойтись без здравого смысла, а ещё наличия элементарного желания и умения думать.

Кстати, всё вышесказанное справедливо также для МКД и остальных типов потребителей. В этом можно без труда убедиться, если дать себе труд регулярно интересоваться реально происходящим на рынке энергосбережения, а не вторить хору плохо осведомленных пессимистов. Примеров реализации достойных проектов «без лишней пыли и попрошайничества» — масса. Желающих подискутировать или рассказать о положительном опыте реализации проектов прошу обращаться в редакцию — мои контакты будут предоставлены.