Развитие строительной индустрии «провоцирует» рост спроса на инженеров-проектировщиков. Лозунг итээровцев* эпохи НТР (научно-технической революции): «Ничто не обходится стране так дорого и не ценится так дешево, как инженерно-технические кадры», в наши дни становится неактуальным. Компании не просто заинтересованы, а остро нуждаются в квалифицированных инженерах и готовы обеспечить достойную зарплату (см. таблицу**) и профессиональный рост. Что касается государственных затрат, то по мнению большинства преподавателей, сейчас государство совсем не заботится о подготовке молодых специалистов. Многие ученые отмечают, что техническое образование в бывшем СССР было признано во всем мире своей фундаментальностью. В конце 80-х – начале 90-х годов, по мнению специалистов, высшее отечественное образование переживает положительную фазу своего развития (именно в этот период высшим учебным заведениям дается академическая автономия). Социально-экономический кризис 90-х гг. наложил отпечаток и затормозил положительные изменения в образовании. Именно в 90-е гг. Россия столкнулась с «перепроизводством» инженеров. Как итог, различные рекрутерские компании констатируют, что в 90-е гг. резко упала популярность технического образования, и что сегодня на рынке труда спрос превышает предложение, т.к. «старое» поколение инженеров либо переквалифицировалось и работает по другой специальности, либо уже не один десяток лет работает по профессии на «одном месте», и «переманить» такого опытного, высококвалифицированного специалиста на новое место работы очень нелегко. К «молодым» инженерам крупные компании относятся настороженно и предъявляют довольно жесткие требования при приеме на работу, но заинтересованность в молодых и энергичных специалистах велика. Пожалуй, как и в любой профессии, «молодым» инженерам, вчерашним выпускникам сразу трудно найти хорошую работу в престижной компании, для начала необходимо подкопить определенный «багаж» опыта. Сегодня многие работодатели говорят, что выпускники профильных ВУЗов, имея диплом «инженера-проектировщика», не просто ничего не умеют на практике,но и не знают даже элементарных теоретических понятий… С вопросами — как готовят будущих инженеров-проектировщиков? насколько сегодня востребован труд инженера? какие главные проблемы в подготовке будущих инженеров? — мы обратились к преподавателям профильных ВУЗов разных городов России и Украины, и вот что нам удалось узнать. Кандидат технических наук, доцент Уральского государственного технического университета Юлия Исаковна Толстова : «В городе много ВУЗов (государственных и коммерческих) и колледжей. Образование в основном одноуровневое. Но это пока, т.к. принят небезызвестный закон. Кроме того, есть система «колледж — ВУЗ», которая позволяет выпускникам колледжей продолжить образование. Наша специальность «теплогазоснабжение и вентиляция» востребована. Спрос превышает предложение, мы не имеем проблем с трудоустройством, распределение 100 %-е. Уже с 3-го курса студенты начинают работать в фирмах нашего профиля и имеют возможность осознанно выбрать место будущей работы. Готовят специалистов по классическим программам с большой долей подготовки по информатике и экономике. Производственная практика после каждого года обучения позволяет получить практический опыт и осознанно выбрать место будущей работы — это все положительные моменты. Есть и проблемы. В первую очередь, кадры преподавателей. Мало молодежи, а еще меньше со степенями и званиями. Могу сказать точно, что эти «регалии» — не просто «корочки», как раньше любили говорить, а свидетельства более высокого уровня преподавателя. Скорее всего, причина в низкой оплате труда по сравнению с тем, что можно заработать в фирмах нашего профиля. Вот молодежь и уходит… Другая проблема в том, что студенты, начиная работать до завершения обучения, пропускают занятия и получают меньше знаний. Из-за этого ухудшается качество курсовых и особенно дипломных проектов, что нас очень беспокоит». Кандидат технических наук, профессор Тольяттинского государственного университета Виктор Николаевич Пелипенко: «Труд инженера сегодня очень востребован, в Тольятти промышленные предприятия испытывают острую нехватку молодых инженерных кадров, несмотря на то, что большая часть выпускников нашей кафедры ТГВ работают по специальности. Некоторые выпускники уже занимают ответственные посты, делают успешно карьеру. Главные проблемы при подготовке кадров следующие: низкая «остепененность» преподавателей — очень трудно подготовить диссертацию в области ТГВ; устарела материально-техническая база, новое оборудование и приборы очень дорогие. Руководство университета нам прямо заявляет, что наша специальность экономически невыгодна для университета; из-за низкой зарплаты преподавательский состав все в большей степени становится женским». Доктор технических наук, профессор Одесского национального политехнического университета, Олег Николаевич Зайцев рассказал нам, как обстоят дела с подготовкой будущих инженеров на Украине: «Инженеров уже нет — есть бакалавры и магистры — до последнего времени были еще специалисты, но с 2006 года учебные планы предусматривают только двухуровневую подготовку (для тех, кто поступал с 2006 года). А в целом уровень приходящих на студенческую скамью снижается — в силу, наверное, объективных причин — уменьшения числа потенциальных абитуриентов и уровня подготовки в школе в целом, хотя я считаю, у них просто другой взгляд на обучение, те предметы, которые дают им возможность зарабатывать в жизни, они учат очень хорошо. В то же время, как ираньше, 10–15 % имеют «блеск в глазах» — это потенциал для науки; только оставаться не все хотят — это уже финансовые вопросы». В июне 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских государств подписали декларацию, которая получила название «Болонской декларации». Подписание «Болонской декларации» является отправной точкой в Болонском процесс, который планируется завершить к 2010 г. 19 сентября 2003 г. в ходе берлинской конференции к «Болонской декларации» присоединились еще 8 стран, среди них Россия. Сегодня насчитывается 46 стран-участниц . Присоединение России к «Болонскому процессу», и как следствие реформирования высшей школы, в нашей стране сегодня вызывает немало противоречивых мнений и опасений о состоянии высшего образования, и о том, как эта реформа отразится на подготовке кадров. Этому вопросу в образовательных кругах уже посвящено много докладов и статей. Сторонники присоединения России к «Болонской декларации» считают, что это приведет к позитивным изменениям в отечественной высшей школе, например, к признанию российских дипломов в европейских странах и расширению возможностей российских студентов. Противники же говорят, что ратификация декларации разрушит фундаментализм отечественного образования. «Болонкизация», «оболонивание», «не хотим готовить лаборантов для запада», «Болонский процесс — равнение по худшим», «Болонская декларация — шаткий мостик, ведущий в неизвестность» — это лишь мала часть «лестных» отзывов о реформе высшего образования. Ю.И. Толстова считает, что «…вдохновители идеи введения Болонской системы» пользуются тем, что никто не читал документов «Болонской системы». На самом деле она не предполагает обязательного введения двухступенчатого высшего образования. Довод о конвертируемости дипломов не соответствует действительности. Остаются необходимыми специальные межгосударственные соглашения и подтверждение знаний», далее Ю.И. Толстова отметила: «Вузовская общественность не считает необходимым реформирование высшего образования. Однако в новом образовательном стандарте предусматривается значительное уменьшение объема гуманитарных дисциплин для технических специальностей, что следует считать положительным». О.Н. Зайцев считает, что «система образования СССР была «некоммерческой» — наши инженеры были подготовлены гораздо шире. «Болонская система» — это совершенно другая система, направленная на коммерческую потребность специалистов. Сейчас происходит более узконаправленная подготовка, а при изменении рынка можно переквалифицировать специалистов (тоже вид коммерческой деятельности)». В.Н. Пелипенко в статье «Модернизация инженерного образования в контексте «Болонского процесса» говорит о том, что «в России никто не против сближения национальных систем образования, сближения идей, взаимодополняемости моделей и практики работы ВУЗов, синхронизации национальных и региональных образовательных систем. Образовательные программы ВУЗов включают дисциплины, которые по своей природе интернациональны, и их преподавание ведется с опорой на единые дидактические принципы. Сближение систем образования способствует мобильности и обмену студентами и другим положительным следствиям…», отмечая, что при введение двухуровневой системы подготовки специалистов «применительно к техническому образованию необходим чрезвычайно продуманный и взвешенный подход, чтобы не утратить достижения отечественного опыта в подготовке инженерно-технических кадров». Как показывает практика, у любого нововведения, как у медали, есть две стороны. Так и у «Болонской системы» есть как плюсы, так и минусы. Наверно сейчас не стоит однозначно высказываться о том, что получит высшее отечественное образование от присоединения к «Болонской декларации». Какими будут изменения — положительными или отрицательными, — покажет время.


* Итээровец — инженерно-технический работник (толковый словарь). Именно итээровцы первыми в результате рыночной стихии столкнулись с невостребованностью своей профессии и вынуждены были заняться челночным бизнесом или уехать в ближнее, дальнее зарубежье. ** Таблица составлена на основе предложений работодателей за январь 2008 г., источник: www.job.ru.