Современное строительство требует возведения зданий с экологически безопасными и экономичными системами отопления, водоснабжения, вентиляции и обеспечения энергией. Инженерные коммуникации сегодня гораздо важнее по отношению к внешнему виду строения. По этой причине власти Германии признают проблему подготовки профессиональных специалистов крайне актуальным вопросом. Вследствие этого в ФРГ действуют всевозможные ВУЗы, которые выпускают профессионалов в сегменте инженерного обустройства. В частности, в Высшей школе прикладных наук и искусств в Хильдесхайме имеется специальность «Инженерные системы зданий». Она обеспечивает оптимальные условия для приобретения знаний. Профессор Райнер Валанд, декан факультета этого ВУЗа, говорит, что дает дорогу в жизнь универсальным специалистам. Они являются носителями знаний не только, например, в сегменте систем HVAC, но и имеют понятие обо всем процессе строительства — от проекта до возведения дома. И такой подход, наверное, обоснован, ведь инженерные коммуникации верно переходят в разряд основной составляющей стоимости возводимого сооружения — в районе половины от суммарных вложений в строительный проект. Сегодняшней отечественной образовательной системе есть чему поучиться у западных коллег.

Итак, 19 июня 1999-го года была подписана Болонская декларация. Уже более 10 лет страны Европы сближают и гармонизируют систему высшего образования для создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003-го года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В Европе самой развитой страной считается Германия, и ее система образования может стать для РФ примером.

Промышленность, наука и культура в Германии тесно связаны с образованием, в том числе с высшим. Где бы то ни было в Германии нельзя работать без наличия профессионального образования, так как при его отсутствии невозможно создать требуемый и качественный продукт для общества. Поэтому каждая специальность обеспечена системой профессионального образования, готовящая новые кадры. Необходимо отметить, что система образования постоянно совершенствуется с учетом новых технологических возможностей, связанных с развитием науки и технологий. И не только в Германии, но и во всем мире. Существующие профессиональные кадры не должны отставать от развития науки и быть сведущими в нюансах новых технологий. Данный принцип реализуется периодическим повышением квалификации всех работников в системе дополнительного образования во всех сферах деятельности — один раз в пять лет. Известно, что если человек не работал по специальности в течение примерно девяти месяцев, то его знания ухудшаются, и уровень квалификации понижается на один-два уровня квалификации, что можно предупредить только в системе дополнительного профессионального образования. Чем сильнее страна, тем сильнее в ней система образования в целом, и система высшего образования, в частности, тем сильнее ее наука и промышленный потенциал, и, соответственно, такая страна активно развивается и направляет развитие других государств. Что же собой представляет система высшего образования в Германии на сегодняшний день?

По словам Вильгельма Гумбольдта, «...характерной чертой высших учебных заведений является то, что здесь всегда рассматривается наука как еще не до конца решенная проблема и поэтому высшая школа неизменно остается в процессе исследований.». Еще цитата: «...деятельность преподавателей неразрывно связана с присутствием учащихся. и их отношением к науке: оба существуют для науки.».

Субъект познает мир через обучение в научной среде через обучающее исследование и исследовательское обучение. В результате обучения формируется занятость (специализированные профессиональные знания востребуются обществом) и гражданское самосознание.

Особенности экономики Германии

В числе основных условий развития экономики Германии — рост производства и потребления, зависимость от импорта сырья и энергоносителей, рост цен на сырье и энергоносители, нестабильность импорта сырья и энергоносителей, жесткие требования Киотского протокола. Сюда же относятся рост заработной платы и социальных расходов и повышение спроса на инновационные технологии на мировом рынке.

Чем сильнее страна, тем сильнее в ней система образования в целом, и система высшего образования, в частности, тем сильнее ее наука и промышленный потенциал, и, соответственно, такая страна активно развивается и направляет развитие других государств

Противоречие между уровнем жизни и развитием экономики. Оно заключается в высоком уровне соцзащиты и обеспечивается высокими налогами, которые платят юридические лица и физические лица, при высоком уровне зарплат — минимальный размер оплаты труда 9 евро/ч. Например, зарплата работника в обрабатывающей промышленности в Германии выше аналогичной зарплаты: в Голландии — на 5 %, в Великобритании — на 32 %, в США — на 40 %, в Японии — на 46 %, в Греции — на 151 %, в Польше — на 707 %.

Общее стратегическое направление развития экономики Германии. Луи Пастер в свое время сказал: «Путь к цивилизации и гармоничному будущему страны одинв союзе между наукой и государством». А вот слова профессора Х.Д. Баллинджера о концептуальной стратегии: «Немецкие производственные компании смогут противостоять конкуренции иностранных фирм, проводящих “политику низких цен”, только в том случае, если предложат потребителю действительно инновационные товары и услуги, уникальные изделия высочайшего качества, за которые потребители захотят заплатить более высокую цену». Имеет место инновационная атмосфера в обществе: каждый государственный евро, вложенный в инвестиции, добавляет 2,5 евро частных инвестиций. Основа государственной инновационной политики — создание условий для активизации науки и инновационных технологий за счет внедрения рыночных принципов управления. Доля занятых в сфере инновационных технологий: Германия — 27,7 %, Япония — 23,5 %, Италия — 20,4 %, США — 15,5 %, а доля прибавочной стоимости сегмента инновационных технологий составляет в Германии — 27,9 %, Японии — 25 %, Италии — 20,7 %, США — 18 %.

Востребованность квалифицированных специалистов. Она обеспечивается приоритетным государственным финансированием (профицит бюджета идет на образовательные учреждения), заинтересованностью работодателей в подготовке кадров (дефицит учащихся в системе профессионального образования), активным участием работодателей в подготовке кадров, высоким престижем педагогов и ученых, а также высоким уровнем оснащенности учебных заведений.

Также положительно влияет на востребованность квалифицированных специалистов и прагматическая направленность образования, в соответствии с которой цель образования — социальная адаптация + конкурентоспособность выпускника на рынке труда, развитее социальных навыков — умение жить и работать в коллективе, проектно-ориентированное обучение — умение «презентовать» себя и свою работу, серьезное изучение иностранных языков — повышение конкурентоспособности на международном рынке труда.

Научные сообщества. Распределение бюджетных средств проводится только через научные сообщества. При этом Европейский Союз — это главный финансист научных исследований. Проводятся «Дни открытых дверей» в научных организациях — каждый может прийти и посмотреть, что делается конкретно и спросить и задать вопросы, так как налогоплательщик — это основа жизни общества. Имеют место несколько научных сообществ в Германии: Немецкое научноисследовательское общество, Общество Макса Планка (80 институтов, 12 тыс. сотрудников), Общество Гельмгольца (15 научных центров, 26 тыс. сотрудников), Фраунгоферовское общество (56 институтов, 13 тыс. сотрудников).

Малый и средний бизнес. На профессиональную среду в ощутимой степени влияет общеевропейский стандарт размеров предприятий. Он таков: микропредприятия — до девяти работающих (годовой оборот до 2 млн евро), малое предприятие — до 49-ти работающих (годовой оборот до 10 млн евро), среднее предприятие — до 249 работников (годовой оборот до 50 млн евро).

Малые и средние предприятия в Германии: 99,6 % всех зарегистрированных предприятий, это 49 % ВВП страны, где 41,2 % — налоговые поступления, 55 % всех инвестиций в экономику Германии, 75 % выдаваемых патентов, 25 % — экспортеры, 17 % объема внешней торговли страны. Кредиты для малого и среднего бизнеса составляют сумму более 50 млрд евро в год. Имеется более 40 федеральных и множество земельных и отраслевых программ поддержки малого и среднего бизнеса. Большинство всех инноваций — это малый и средний бизнес.

Инфраструктура инновационной экономики

Согласно официальным данным, в Германии работают 374 центра по развитию и внедрению инновационных технологий, 115 центров поддержки экспорта, более 200 объединений работодателей, 82 торгово-промышленные палаты, 55 ремесленных палат. Имеет место высокоэффективная система защиты интеллектуальной собственности, отражающаяся в наличии строгого законодательства, работоспособной судебной системы, надежных надзорных органов.

Существует развитая система патентного обслуживания, состоящая из 27-ми центров патентной информации, причем оплата государством оставляет 50 % расходов по патентованию. При этом Германия входит в первую пятерку государств по количеству патентов и цитируемых научных статей.

Технопарки—инструмент поддержки инновационной работы. Европейский технопарк — это целый комплекс инфраструктурных объектов и управленческих структур, где основная цель — мотивировать специалистов к созданию инновационных технологий и доводить инвестиции до товарного продукта. При кризисах в экономике востребованы энерго- и ресурсосберегающие технологии и новые виды продукции.

Задачи технопарков заключаются в превращении знаний и изобретений в технологии, превращении технологий в коммерческий продукт, передаче технологий в промышленность через сектор малого бизнеса, формировании и рыночного становления наукоемких компаний, а также в поддержке предприятий наукоемкого бизнеса.

Эффективность технопарков определяется количеством созданных рабочих мест в технопарке и вокруг него (что существенно отличает технопарк от бизнес-центра). Технопарк — специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Поддержка инновационной деятельности. В Германии сегодня насчитывается более 200 «бизнес-инкубаторов» и технопарков, созданы центры для создания и трансфера технологий. Трансфер технологий — это термин инновационной экономики. Происходит коммерциализация инновации и иной научно-технической разработки, передача ее технологии и авторского права иному лицу.

В составе Федерального Союза инновационных и технологических центров Германии сегодня состоит 156 техноцентров, более 75 тыс. компаний, более 56 тыс. сотрудников, более 16 тыс. успешно созданных компаний, более 150 тыс. рабочих мест, около 90 % сохранившихся компаний из вновь созданных.

Стимулирование научной и инновационной работы. Оно обеспечивается прямым государственным финансированием — получатель субсидии должен отвечать следующим требованиям: он должен довести исследования до инновационных результатов; предприниматель обязан запатентовать результаты работы, он имеет право использовать результаты своих исследований в своих интересах, должен допустить инвестора для получения финансовых выгод. Кроме того, предприниматель должен использовать доходы для разработки дальнейших исследований, получить разрешение при использовании вне ЕС. При этом он теряет права на результаты, если в течение двух лет нет внедрения в экономику.

Косвенное стимулирование научной и инновационной работы. Оно заключается в том, что налоговые льготы предоставлены не только разработчикам, но и потребителям инноваций и инвесторам. В первый год может быть списано до 40 % расходов на приобретение оборудования и приборов, необходимых для

НИОКР. Ведется государственное стимулирование приобретения инновационных продуктов (табл. 1).

Привлечение иностранных ученых и инновационных компаний. Во всех немецких землях существуют специальные агентства, фонды и программы для организационной, юридической и финансовой поддержки иностранных ученых и инновационных компаний. Условия работы зарегистрированных в Германии компаний не зависят от государственной принадлежности сотрудников. Зарегистрированные в Германии компании могут пользоваться немецкими и европейскими источниками финансирования.

Подробнее о Болонской декларации (БД)

Причины принятия БД в 1999-м году. В мире происходят изменения, связанные с глобализацией всех сфер, что особенно проявляется в международной конкуренции, в новом государственном управлении, в европейской интеграции, в массовом образовании и доступности высших учебных заведений для всех социальных групп населения, в потребности в новых квалификациях и специальностях, без чего невозможен прогресс во всех сферах жизни.

Проблемы сегодняшнего образования. Образование и развитие цивилизации тесно взаимосвязаны, что предполагает выявление проблем в образовании, среди которых фигурируют: слишком долгий процесс учебы, большое количество отчисленных, прервавших обучение студентов, интернационализация обучения, неоднородность в знаниях студентов, модернизация учебных планов, отставание образования от технического прогресса.

Успехи в преобразованиях. Образование всегда носило консервативный характер, формируя сегодняшнюю культуру при умении использовать знания прошедшего времени с потребностями сегодняшнего дня и с поисками путей в будущее. В системе образования Германии к успехам реформ можно отнести следующее: 72 % университета и 95 % институтов согласились внедрить реформу, а связь ВУЗов с системой аккредитации Германии позволила не снизить качества образования. Также возникла параметризация специальностей: появились модули, кредитные пункты, учебная нагрузка, приложения к диплому, система экзаменов — всё это позволяет сравнивать образование, полученное в разных странах по одинаковым специальностям, и понимать качество диплома, и качество специалиста, и его профпригодность.

Среди проблем образования фигурируют: слишком долгий процесс учебы, большое количество отчисленных, прервавших обучение студентов, интернационализация обучения, неоднородность в знаниях студентов, модернизация учебных планов, отставание образования от технического прогресса

Критика Болонского процесса. Аргументами критиков БП явились: «навя- занность реформы политиками “сверху”, а не продиктованность потребностью общества», «бюрократическое преобразование», «низкое качество среднего образования», «сжатие объема учебного материала», «рост учебной и особенно экзаменационной нагрузки», «уменьшение роли науки в высшем образовании».

Организация ВУЗовских специальностей в рамках БП. Она происходит в следующем порядке: градация (шифр и название) специальности, модули курсов, объем работы при обучении, зачетные единицы для анализа числа часов обучения, оценки качества знаний, экзамены по главным дисциплинам, копии зачетных книг для подтверждения факта обучения. Знания — это результат обучения, приложение к диплому или дополнительный диплом, аккредитация ВУЗа или образовательных программ.

Структура высшего образования в БП и обучение по модулям. Образование стало трехуровневым: бакалавр (три- четыре года), магистр (два-четыре года), а также доктор (PhD, три года). Особенности модульного обучения следующие: обязательные лекции для посещения, самообучение под руководством преподавателя — общение с преподавателем, консультации; индивидуальное самообучение — работа студентов по модулям; свободное самообучение — самообучение студентов.

Влияние на процесс обучения. Данный аспект связан с такими обстоятельствами, как желание студента учиться, обучение студента (влияние преподавателя), наличие обучающей среды (влияние преподавателя), влияние учебного заведения, получение практических навыков студентом, работа над дипломом и трудоустройство.

Высшее образование как обучение и профобразование. Обучение связано как с исследовательским обучением (наука), так и с практическим обучением (практика) и с осознанием обучения (формирование личности студента).

Студент получает компетенции. Студент общается с преподавателем, получает инструктаж (то есть профессиональное обучение) для научного понимания профессии, студент обучается с пониманием сути своей будущей профессиональной деятельности (табл. 2).

Связанность с динамикой развития общества. Ситуативное обучение связано с динамикой развития общества. Это характеризуется множеством следующих аспектов обучения: комплексность, достоверность, мультиперспективность, артикуляция и отражение, а также социальное взаимодействие.

Опыт. Цель обучения — это опыт, который формируется последовательно следующим образом: опыт, который уже есть; отображение задачи; создание концепции решения; экспериментирование; новый опыт; повторение процесса на новом уровне.

Определение качества обучения. Преподаватель должен знать цель обучения, в связи с этим преподает модули, оценивает успеваемость студента. Студент должен понимать, что его успеваемость будет оценена, поэтому он обучается. В результате это приведет к умению применять профессиональные знания и востребованности. Компетенция — это способность ответственно действовать в контексте данной ситуации и при этом умело применять все свои знания, навыки и взгляды. Компетенция — это особенная система способностей, навыков и умений, которые необходимы для достижения определенных целей. Это касается индивидуальных распоряжений или распределение этих распоряжений на социальные группы или институции.

Формирование ключевых компетенций. Профессиональные навыки связаны с методами освоения специальности при обучении, с самообучением в течение всей жизни и с востребованностью обществом полученных знаний.

Ключевые компетенции. Они подразделяются на методические компетенции (определяют знание рабочего процесса), социальные (определяют роли людей в рабочем процессе), личные (отношение к себе в рабочем процессе с учетом всех ролей), организационные (действия в организации, которая формирует рабочий процесс, а также системные компетенции, которые обеспечивают действия в общественной подсистеме, формирующей развитие и более глубокое понимание рабочего процесса.

Указанные ключевые компетенции связаны с использованием знаний, полученных в процессе обучения в ВУЗе и при последующем повышении квалификации при самообучении или дополнительном обучении, данные компетенции формируют качество профессиональной компетенции и трансформируют ее в деловые качества.

Конструктивная координация

Ситуации, требования и задачи. Ситуации, требования и задачи при обучении определяются следующим взаимодействием: процесса преподавания и обучения, экзаменом и компетенцией как результата обучения. А также, с другой стороны, ситуации, требования и задачи при обучении определяются следующим влиянием: от процесса преподавания и обучения через ситуации, требования и задачи обучения; от экзамена к ситуации, требованиям и задачам экзамена; от компетенции — результата обучения, через профессиональные и общественные ситуации, требования и задачи.

Требования к формированию групп учащихся. Нельзя объединять в одну группу очень знающих и мало знающих студентов — это приведет к сильной деградации знающих и лишь небольшому прогрессу мало знающих студентов, что приведет к деградации учебного заведения. Знающие студенты получаются при качественном начальном и среднем образовании, хороших педагогах и при желании у конкретного ученика учиться, что формируется обществом, семьей и воспитанием.

Нужно разделить при обучении знающих и мало знающих студентов, причем мало знающих постепенно переводить в группы с нацеленностью на степень бакалавра, что не мешает открывать им собственный бизнес и развивать промышленность. Однако нельзя открыть свой бизнес без участия в нем магистра, причем им может быть как сам бизнесмен, так и наемный магистр.

Нужно с пристрастием тестировать студентов на экзамене, чтобы не допустить перехода мало знающих студентов в режим обучения на магистра. Это необходимо для недопущения деградации технологий, науки и государства в целом.

Востребованность бакалавров на немецком рынке труда высокая, так как часто не требуется сверхквалифицированный специалист, а требуется понимание специальности и ответственность при работе.

Высокие требования к преподавателям и ученикам формируются в Германии древними, эпохи раннего средневековья требованиями к мастеру и подмастерью, что сохранилось и в наше время немного в другом виде.

Переход от преподавания к обучению.

Важно перейти от «мудреца, читающего с кафедры знания», к «близкому наставнику», — это меняет весь процесс обучения и формирует большую свободу и открытость знаний для студентов и общества, что способствует научно-техническому прогрессу, так как при этом задействованы не только знания преподавателя, но и желание, и умение студента.

Различные взгляды на преподавание. Если преподаватель в центре внимания — все ориентируется на содержание, а если студент — все ориентируется на обучение. При этом в том и другом случае имеют место следующие фазы обучения: подача информации, подача структурированных знаний, взаимодействие преподавателя и студента, а также облегчение понимания материала, поддерживающее концептуальное изменение и интеллектуальное развитие.

Изменение роли преподавателя — это то, что важно для реализации нового вида учебного процесса, что можно выразить в следующих видах работы: работа по формированию презентаций и инструкций; работа по созданию обучающей среды; работа по регулированию учебного процесса; мониторинг и консультации (табл. 3-6).

На конференции ректоров ВУЗов Германии для модернизации системы образования было решено следующее: смягчить ограничительные нормы; сократить количество экзаменов; способствовать тому, чтобы студент сам определял скорость обучения; студент — это первое, а потом преподаватель; учитывать результаты обучения с ориентировкой на знания и навыки, с учетом программ изучения и структуры экзаменов.

Аспекты обучения

В Германии большая сеть высших учебных заведений, среди которых можно выделить Технический университет в городе Аахен, в котором существуют следующие аспекты обучения. В ВУЗе работают 454 кафедры, 4000 научных сотрудников, 33 тыс. студентов. Полностью заново составлены все учебные планы и программы обучения при переходе на систему обучения «бакалавр-магистр». Старый учебный план для дипломированного инженера (машиностроение) включал следующие этапы высшего образования: четыре семестра — общеобразовательные дисциплины, шесть семестров — специальные дисциплины, стажировка на профильных предприятиях — 26 недель, курсовые работы — 200 часов, дипломная работа — 18 недель. Новый учебный план включает следующие этапы.

Для бакалавриата обучение проходит в семь семестров. 1-й - 4-й семестры — общеобразовательные дисциплины, 5-й - 7-й семестры — профессиональные дисциплины (пять модулей); практика и стажировка — 20 недель; курсовые проекты — шесть недель (в командах до пяти человек); бакалаврская дипломная работа — 10 недель.

Для магистратуры имеется три семестра — девять программ для освоения, а если бакалавры пришли из других ВУЗов, то добавляют еще семестры по необходимости, здесь происходит углубление знаний и усиление специализации; магистерская работа — 22 недели, или 30 кредитов (один кредит за 30 часов). При обучении проводится ориентация на исследовательскую работу, на освоение методов исследований. Необходимо создать компетентность для решения инженерных задач, с учетом развития междисциплинарного подхода к освоению специальности. Студент в неделю работает 40 часов. При обучении имеют место следующие модули: основы инженерного дела — 40 %, естественные науки и математика — 20 %, информатика, измерительная техника, моделирование, автоматика и прочие — 15 %, общественные науки: бизнес-процессы, менеджмент проектов и управление персоналом, организация производства и прочие — 7 %, специализация — 18 %.

Высокие требования к преподавателям и ученикам формируются в Германии древними, эпохи раннего средневековья требованиями к мастеру и подмастерью, что сохранилось и в наше время немного в другом виде

Философия, история, социология, культурология и прочие подобные дисциплины не применяются в обучении, так как ими занимаются другие ВУЗы по другим специальностям, ведь указанные дисциплины невозможно использовать, например, при работе по направлению «Машиностроение» и другим инженерным направлениям. Лекции трансформированы в современные формы обучения, где имеет место симуляция деловой игры одновременно для 500 человек, проводятся целый учебный день, за который полностью создается автомобиль.

Дистанционное обучение в Университете города Хаген. Занятия проводятся в дистанционном режиме (в Интернете), также происходит выдача и проверка контрольных работ, расчетных и курсовых работ. При этом применяются очные семинары, консультации, экзамены с необходимостью приезда в Германию. В университете 80 кафедр, при обучении на бакалавра 100 зачетных единиц — основные курсы, 80 зачетных единиц — экзамены. Всего в университете работает 80 профессоров, 393 научных сотрудников, 210 кураторов, 621 сотрудник администрации и технического персонала. Средний возраст обучающихся 29 лет, 80 % — работающие люди, 38 % — имеет высшее образование. На сегодняшний день обучается 72 тыс. студентов. Бюджет университета — 83 млн евро год.

Факультет культурологии и социологии насчитывает 34 % студентов. Факультет математики и информатики — 17 % студентов. Юридический факультет — 13 % студентов. Экономический факультет — 36 % студентов.

Немецкая система аккредитации

В Германии введена система аккредитации как новая форма внешнего обеспечения качества. Государство уполномочило осуществлять процесс обеспечения качества внешние агентства. Каждая новая программа по обучению бакалавра и магистра должна быть аккредитована. С 2009-го года можно провести как аккредитацию программ, так и аккредитацию систем обучения. Аккредитация проводятся каждые пять, шесть или семь лет. Агентство по аккредитации является некоммерческой организацией, работает на самофинансировании, и аккредитуется немецким советом по аккредитации. Агентство AQAS создано в 2002-м году, члены агентства — 57 университетов и институтов и два научных объединения; общее собрание происходит один раз в год, на нем избирается правление агентства. AQAS действует на территории Германии и за рубежом. Агентство аккредитует программы по всем специальностям. В правление входят два ректора из университетов, два ректора из институтов, один член ВУЗа или организации, не связанной с обучением. Правление принимает все стратегические решения, отчитывается о результатах работы, назначает членов аккредитационной комиссии, рассматривает жалобы и возражения. Аккредитационная комиссия проводит аккредитацию программ и систем. При аккредитации программ члены аккредитационной комиссии следующие: председатель правления AQAS, представители 14-ти университетов и институтов, входящих в AQAS, два представителя от организации связанных с профессиональной деятельностью, два студента (один от университета и один от института), два иностранных эксперта.

При аккредитации систем члены Аккредитационной комиссии следующие: председатель правления AQAS, представители пяти университетов и институтов, входящих в AQAS, два представителя от организации связанных с профессиональной деятельностью, один студент, один иностранный эксперт.

В Германии введена система аккредитации как новая форма внешнего обеспечения качества. Каждая новая программа по обучению бакалавра и магистра обязательно должна быть аккредитована

Задачи аккредитационной комиссии следующие: определять процесс аккредитации, открывать процесс аккредитации, определять состав профессиональных и экспертных групп, принимать решения по заключениям экспертов, рассматривать жалобы и возражения.

Процесс аккредитации состоит из следующих этапов: предварительная беседа с руководством ВУЗа, после чего ВУЗ направляет документы для аккредитации, референты изучают документы и пишут отзыв, начинается процесс аккредитации, аккредитационная комиссия вызывает экспертов.

Документы для аккредитации следующие: заявление, где указывается следующая информация: цели и задачи обучения по данной специальности, описание учебной программы и структуры специальностей, описание проведения экзаменов, консультаций для студентов, мероприятий для улучшения профессиональной ориентации, штата и ресурсов ВУЗа, мероприятий по улучшению качества обучения. Кроме того, прилагаются: справочник по модулям, порядок проведения экзаменов, приложение к диплому.

Экспертные группы, работающие по приглашению аккредитационной комиссии, составляются отдельно для каждого процесса. Стандартный состав экспертной группы следующий: один или два эксперта от университетов, один или два эксперта от институтов, один представитель производства, один студент.

Эксперты должны письменно заявить, что в результате их деятельности не возникает никаких конфликтов в экспертной группе. Агентство AQAS информирует университеты о составе экспертной комиссии. Университет должен утвердить состав экспертной комиссии. Может быть опротестование, но правом «вето» университет не обладает. При подаче заявления об аккредитации ВУЗ может предложить только профиль экспертной комиссии: конкретизировать профессиональные качества экспертов в области науки и знаний и определить сегмент производства, рынка для экспертов от промышленных предприятий. Список экспертов от ВУЗа не нужен. Список экспертов определяет агентство AQAS.

Критерии отбора экспертов, определяющие качество аккредитационного процесса, имеют следующее содержание: академическая репутация, профессиональные навыки, опыт работы с методами аттестации и аккредитации, опыт в организации учебных программ, педагогические компетенции, открытость новым программам, международный опыт, коммуникабельность, позитивное отношение к Болонскому процессу.

Аккредитация проходит в следующей последовательности: предварительная оценка эксперта, обход университета с изучением состояния процесса обучения, составление оценочного отчета эксперта, вырабатывается решение аккредитационной комиссии, и, если необходимо, подается протест, который изучается и по нему выносится решение.

При обходе университета проводится следующая работа: подготовительное заседание группы экспертов, беседа с представителями ВУЗа, беседа с деканом и преподавателями, беседа со студентами, посещаются помещения, аудитории, классы, проводится закрытое заседание группы экспертов в целях подготовки отзыва и оценочного отчета.

Оценочный отчет состоит из следующих разделов: цели и основной профиль специальности, учебная программа, организация учебного процесса, возможно ли обучение по специальности, профессиональная ориентация, ресурсы ВУЗа для образовательной деятельности, обеспечение качества учебного процесса, после чего эксперты представляют свои рекомендации об аккредитации на рассмотрение аккредитационной комиссии.

Возможные решения аккредитационной комиссии: аккредитация без оговорок и обязательств, аккредитация с возложением обязательств по необходимым изменениям и улучшениям в ВУЗе, отсрочка аккредитации, отказ в ней.

Апелляция также необходима и подается в следующем порядке: в случае отказа в аккредитации ВУЗ может подать протест в течение четырех недель, аккредитационная комиссия повторно изучает все материалы аккредитации, а в случае отказа дело переходит на рассмотрение правления AQAS, после чего оно рассматривает дело и принимает окончательное решение. При аккредитации систем изучаются не только программы, но и весь менеджмент качества учебного заведения, что заставляет ВУЗы вести постоянный мониторинг качества управления ВУЗом.

Вместо аккредитации программ обучения можно провести аккредитацию системы образования, цель которой в следующем: это альтернатива аккредитации программ, она поддерживает самоуправление университетов для постоянного менеджмента качества специализации, и поддерживает компетенции управления ВУЗом — стратегическое планирование.

Предмет аккредитации систем образования связан: с внутренней системой обеспечения качества образования в университетах; с проверкой механизмов, обеспечивающих качество, которые способствуют достижению целей обучения и гарантируют высокое качество специальностей.

Помимо этого, предмет аккредитации связан с проверкой соответствия процессов в образовании университетов европейским стандартам, а также общенациональным нормам и критериям аккредитационного совета.

Фазы процесса аккредитации таковы: решение о допуске ВУЗа к процессу аккредитации (минимум одна специальность на 2500 студентов успешно получила аккредитацию программы или две специальности с меньшим количеством студентов); контроль внутреннего процесса обеспечения качества (выборочный контроль); проверка программ — выборочный контроль; заключительный отчет и решение аккредитационной комиссии.

В Германии введена система аккредитации как новая форма внешнего обеспечения качества. Каждая новая программа по обучению бакалавра и магистра обязательно должна быть аккредитована

Критерии аккредитации систем образования

Цели квалификации. ВУЗ обладает заявленными целями квалификации для учебных учреждений и специальностей, университет располагает процессами продолжительного контроля квалификационных целей, также имеется профессиональная ориентация выпускников, предложения по эффективным специальностям, которые способствуют получению студентами требуемого квалификационного уровня. Обеспечение качества гарантирует стимулирование методических и коммуникативных компетенций студентов, развитие личности.

Внутренние процессы обеспечения качества. Система обеспечения качества состоит из регулярных внутренних и внешних аттестациях специальностей и контроля квалификации преподавателей. Система обеспечения качества гарантирует, что эксперты, проверяющие качества специальностей, независимы в принятии решений, а профессора, доценты, студенты и представители рынка труда принимают участие в процессе.

Документация. Она показывает качество системы образования и складывается из системы отчетов (ВУЗ обладает внутренней системой отчетов, которая документирует развитие специальностей). Проводятся меры по повышению качества, ответственности (процессы принятия решений и ответственность внутренних систем обеспечения качества четко определены и опубликованы), контроля документации (минимум раз в год внутренние органы и общественность осведомляются о результатах отчетов).

Заключение

Высшее образование в Германии — это серьезное и ответственное отношение людей и власти к своей стране. В Российской Федерации уже более 10 лет идет реформа системы образования, но она еще не закончилась. Проводится реформа начального, среднего, высшего образования, аспирантуры и докторантуры, а также системы дополнительного профессионального образования. Произошло много изменений, и о них будет рассказано с позиции специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» в следующих публикациях.