Николай Самошенко, генеральный директор ООО «Хух ЭнТЕК РУС»

— Протекционистские методы всегда применяют сильные правительства, которые заинтересованы в развитии экономики и локализации производств на территории РФ и реально действуют в этом направлении — это отрадно видеть нам, как патриотам свой страны, гражданам России. С другой стороны, правительству нужно быть последовательным и создавать условия для такой локализации не только крупным, но и средним, и даже небольшим производителям. В этом направлении, на мой взгляд, делается недостаточно: сильны административные барьеры, дороги кредиты и прочее — то, что мы все хорошо знаем о нашей экономике, благодаря как своему личному опыту, так и информации, получаемой от РБК и из других источников.

На мой взгляд, постановление не сильно отразится на экономии государственных средств, так как маржинальность продаж теплотехнического оборудования уже давно ограничена — не постановлениями и федеральными законами, а конкурентами — и в любом случае не превышает 25-30 процентов (в среднем), что не позволяет говорить ни о каких сверхприбылях, а только даёт возможность покрывать растущие операционные издержки импортёров, в том числе напрямую связанные с увеличением фискальной нагрузки на бизнес, которую мы все ощущаем по факту, что бы нам не говорило про обратное наше правительство. Импортозамещения теплотехнического и климатического оборудования пока не произошло и в ближайшие годы не произойдёт в связи со сложностью и наукоёмкостью его производства — то, что европейцы оттачивали десятилетиями, до сих пор не могут скопировать в том же качестве и китайцы. Хотя крупные производители первые шаги по локализации производств в России уже сделали. Но это пока единичные случаи.

Андрей Макаров, директор подразделения Ridgid концерна Emerson в России и странах СНГ

— Обсуждаемое постановление правительства при проведении закупок товаров, работ и услуг через конкурсы или аукционы фактически даёт 15-процентную ценовую «фору» предложениям «российского происхождения». Очевидно, по замыслу создателей документа, это должно повысить привлекательность российских товаров и услуг по сравнению с зарубежными аналогами для тех категорий потребителей, которые в соответствии с законодательством могут проводить закупки только через открытые конкурсы.

Но если говорить о российском рынке профессионального инструмента и оборудования для строительной, коммунальной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, где бренд Ridgid выступает в роли признанного мирового лидера и эксперта, то тут всё не так однозначно. В силу специфики и структуры данного рынка исполнение этого постановления не будет иметь значимых последствий ни для потребителей, ни для ведущих иностранных брендов.

Прежде всего, так сложилось, что это рынок преимущественно импорта. Доля продукции российских производителей тут крайне незначительна. По соотношению «цена/качество» она занимает промежуточное положение между бюджетным ценовым сегментом, представленным в основном китайской noname-продукцией (безымянной), и премиальным сегментом, представленным инструментами ведущих западных производителей. Очевидно, что 15-процентная «фора» отечественным производителям поможет потеснить на российском рынке самую дешёвую и низкокачественную китайскую продукцию, а также работы и услуги, осуществляемые с её помощью. От этого российский заказчик и потребитель только выиграет.

Высший ценовой сегмент, представленный продукцией западных брендов, почувствует изменения в значительно меньшей мере. Дело ещё и в том, что для многих категорий импортируемых инструментов и оборудования, используемых для монтажа, ремонта и обслуживания трубопроводных коммуникаций, просто не существует российских аналогов. Так, потребитель при всём желании не сможет найти отечественных продуктов, сопоставимых по функциональности, качеству, сроку службы для видеодиагностических и трассопоисковых комплексов Ridgid, для ручных электрогидравлических пресс-клещей, портативного станка-кромкореза и многих других продуктов из нашего ассортимента.

Вместе с тем довольно мягкое по условиям постановление, вступающее в силу с 2017 года, можно рассматривать как своеобразный намёк на то, что тренд на импортозамещение в самой недалёкой перспективе может быть значительно усилен, как и преференции российским производителям. Для зарубежных брендов, желающих остаться на российском рынке, это может стать тем решающим мотивирующим фактором, который подтолкнёт к локализации производства в России. Сложно сказать, решится ли сейчас кто-то из иностранных игроков российского рынка на такой серьёзный и затратный шаг, но в любом случае это хороший повод задуматься, оценить риски, все плюсы и минусы инвестиций в местное производство и более плотной интеграции в этот потенциально огромный рынок с большими перспективами.

Предлагаешь иностранный товар? Отдай 15 % . 9/2016. Фото 1

Михаил Шапиро, генеральный директор ООО «Данфосс» (Россия)

— В том или ином виде подобные требования и преференции существуют уже давно. На мой взгляд, постановление существенно ситуацию не меняет. Тренд на импортозамещение наибольшим образом мотивирован фактическим удешевлением себестоимости производства на площадях в России за счёт девальвации рубля. Это создаёт достаточные экономические стимулы для многих производителей рассматривать организацию российского производства во всех сегментах продукции, где это даёт экономическое преимущество. По моему мнению, это более устойчивый механизм, нежели административные ограничения. Более того, если рассмотреть случаи, когда подрядчик для заказчика выполняет большие контракты под ключ, оборудование там может быть достаточно небольшой компонентой, которая играет несущественную роль в общей цене контракта.

Если смотреть на наш пример — мы занимаемся локализацией продукции начиная с 1993 года и уже производим в России все наиболее существенные изделия для систем теплоснабжения. Последние изменения в экономике стали дополнительным стимулом для создания производства полного цикла стальных шаровых кранов, теплообменников, блочных тепловых пунктов.

Что касается влияния рассматриваемого постановления на бизнес российских производителей и отечественный сегмент бизнеса иностранных брендов, то могу сказать следующее. Будет происходить дальнейшая локализация продукции в тех направлениях, где это экономически обосновано. Но в данном случае, на мой взгляд, нет разницы между российскими производителями и иностранными брендами, так как в большинстве случаев уровень фактический локализации у них одинаковый. Более того, мы встречаем много ситуаций, когда компании, имеющие российские бренды, продают изделия, у которых практически нет локализации, завозя их, например, из стран Азии. Такая ситуация видна и в самом низком ценовом сегменте, и он, учитывая фокус на цену, будет в первую очередь фигурировать при закупках.

С другой стороны, часть продукции, которая массово производится с очень низкой себестоимостью где-то в Азии или Европе, всё равно останется более конкурентной, так как её производство в случае организации с нуля может оказаться очень затратным. Например, устройства для сетей передачи данных, компьютерная техника и т.д.

Елена Беляева, директор по работе с персоналом ООО «Грундфос»

— Новое постановление Правительства РФ предполагает ряд преференций отечественным компаниям, вплоть до 15-процентной ценовой льготы при проведении закупок и тендеров. Предположительно данные преференции положительно отразятся на развитии российских производителей, но, с другой стороны, любые льготы нарушают принцип добросовестной конкуренции, где побеждает наиболее качественный, технологичный продукт — и в итоге конечный потребитель.

Вот уже 11 лет мы позиционируем себя исключительно как российского производителя на законных основаниях. Подмосковный завод «Грундфос Истра» расположен в России, все наши сотрудники — граждане РФ, мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков Московской области. Каждый насос имеет сертификат соответствия российским нормам, а качество нашей продукции хорошо известно рынку — в 2013 году мы получили Федеральный сертификат «Лидер России», в 2015 году стали лауреатами Всероссийской премии «Национальная марка качества», в 2016 году наша продукция удостоилась награды «Знак качества XXI века».

Поэтому на оборудование, выпускаемое на нашем заводе с маркой «Сделано в России», данное постановление никаким образом не отразится — как мы уже неоднократно заявляли, Grundfos не идёт на компромиссы в вопросах качества.

Однако мы являемся частью крупнейшего международного концерна по производству насосного оборудования, который располагает собственными заводами в 18 странах мира. Разумеется, у нас нет возможности выпускать все продукты на территории российского предприятия. С этой точки зрения постановление, безусловно, затрагивает наши интересы и нарушает принципы добросовестной конкуренции.

Многие технологии, разработанные специалистами концерна, являются уникальными с точки зрения показателей эффективности, надёжности, эргономичности и прочего. Из постановления пока неясно, насколько важны при принятии решения о закупках эти критерии. А ведь от данных параметров зачастую зависит комфорт и благополучие людей. Представьте, что в погоне за экономией на котельной или ИТП установят оборудование недолжного качества. Если зимой это оборудование выйдет из строя, то пострадают простые потребители.

Предлагаешь иностранный товар? Отдай 15 % . 9/2016. Фото 2

Кстати, напомню, что специалисты концерна были активно вовлечены в обсуждение и разработку законопроекта об энергоэффективности в Европе. Если говорить о России, то у нас принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». С принятием же «Постановления о приоритете товаров российского производства» у потребителей может возникнуть проблемы с расстановкой приоритетов. Есть опасение, что в результате российский потребитель лишится возможности использовать новейшие западные технологии и разработки или, по крайней мере, будет сильно ограничен в выборе. Поэтому очень важно, чтобы чиновники, отвечающие за закупки, объективно оценивали каждого претендента с учётом предлагаемых технологий и надёжности оборудования.

Елена Петрикова, генеральный директор АО «Дорогобужкотломаш»

— Могу выразить предположения по рынку промышленных водогрейных котлов, на котором работает предприятие. Считаю, что по качеству российские котлы не уступают зарубежным аналогам и могут «закрыть» спрос как в сегменте водотрубных, так и жаротрубных котлов, а увеличение доли рынка отечественных производителей приведёт к расширению сферы оказываемых ими услуг.

Принятие постановления, на мой взгляд, может создать благоприятные условия для развития бизнеса российских товаропроизводителей, а это новые рабочие места, рост товарооборота и отчислений налогов в бюджеты различных уровней. Отечественный сегмент бизнеса крупных иностранных компаний будет вынужден строить на территории РФ предприятия для выпуска продукции. Однако их номенклатурная линейка, возможно, будет сужена, что приведёт к уменьшению доли рынка.

Виктор Васильев, генеральный менеджер компании Henco по России и странам СНГ

— Можно приветствовать отдельные действия нашего правительства по поддержке и развитию российского производителя. Особенно по продуктовым направлениям, где производители уже есть или где создать производственные мощности, локализованные в России, можно быстро и без больших инвестиций.

Однако, поскольку особый интерес для нас представляют трубы, мы видим на текущий момент, что в России практически нет производства металлопластиковых труб европейского уровня качества. Получается, что в документе не учитываются особенности нашей отрасли и возможные последствия от его введения.

А последствия предугадать несложно: вместо здоровой конкуренции, ведущей к постепенному развитию производства современных трубных систем в России, мы получим возвратное движение к низкокачественным продуктам.

В силу сегодняшней экономической ситуации мы и так это видим, а тут ещё и создаётся дополнительный стимул данного «прогресса».

Для чего российский продукт, который и так по умолчанию должен быть дешевле, получает дополнительную фору в 15 процентов в противовес к зарубежному? Яркий пример — интенсивное развитие производства полипропиленовых труб (сейчас во многих городах России по нескольку местных производств) возвращает наше государство по сути назад — в прошлое инженерных систем. В отсутствие достаточной нормативной базы, требований к обязательной сертификации труб, а также государственного контроля за их исполнением на законодательном уровне, мы получаем поддержку продукта дешевого, часто низкокачественного, технически и морально давно устаревшего.

Все знают, что полипропиленовые трубы уже давно не используются в Европе для отопления, а у нас сегодня, к сожалению, это продукт «номер один». И ладно бы только в коттеджном строительстве — посмотрите, сколько устанавливается данного продукта в многоэтажных застройках по всей России. Основной аргумент в пользу продукта — дёшево и просто в монтаже, остальное часто неважно (срок службы, качество, надёжность, экологичность и т.д.).

Поэтому уверенность в том, что данный документ будет способствовать продвижению российских продуктов, безусловно, есть. Однако, к сожалению, это не означает, что постановление также будет способствовать и развитию российского производства продуктов (труб) европейского качества, созданных из современных материалов и произведённых по современным технологиям.

Предлагаешь иностранный товар? Отдай 15 % . 9/2016. Фото 3

Андрей Борткевич, генеральный директор компании «Электротест Инжиниринг»

— Мы поддерживаем любые государственные инициативы, которые направлены на помощь отечественным компаниям, технологиям и специалистам. Постановление вступает в силу с 2017 года, и мы с интересом будем следить за его реализацией, но пока рано давать ему однозначную оценку. Самое главное — насколько широко будет применяться постановление, как оно будет работать. Предыдущие инициативы никак не отразились на нашей компании, мы так и не ощутили настоящей государственной поддержки. Очень хотелось бы, чтобы всё это не «заглохло» на уровне «закон принят, но не работает».

Андрей Добродеев, заместитель генерального директора компании ООО «КСБ»

— Для зарубежных компаний, которые заинтересованы в работе на российском рынке, данное постановление послужит стимулом к более глубокой локализации производства с постепенным переносом в Россию более сложных технологий. Например, осуществление не только крупноузловой сборки или агрегатирования с использованием импортируемых комплектующих, но и более сложной компонентной сборки и изготовления отдельных узлов и деталей с использованием собственного обрабатывающего оборудования. Таким образом, если компания представляет собой серьёзного мирового производителя, не желающего потерять российский рынок, она будет инвестировать средства в строительство собственного производства в России и расширение ассортимента производимой в нашей стране продукции. А это подразумевает приток инвестиций и создание новых рабочих мест для российских граждан. Более того, для поддержания своего мирового имиджа и ценности бренда зарубежные производители будут стремиться обеспечить строгое соответствие своей российской продукции мировым стандартам качества. Углубление локализации подразумевает не только усложнение и расширение производств, но и использование локальных комплектующих. Безусловно, российские комплектующие должны пройти внутренний аудит качества. А такая необходимость будет стимулировать и российских поставщиков повышать качество своей продукции.

Таким образом, обсуждаемое постановление правительства стоит рассматривать как защиту потребителей от закупки дешёвой и некачественной зарубежной продукции, ведь, как правило, это китайские аналоги, которые в последнее время заполонили рынок, при этом предпочтение им отдавалось лишь по ценовым соображениям!

Подводя итог всему вышесказанному, хочется добавить, что мы с оптимизмом смотрим в будущее, компания KSB ведёт активную работу по локализации производства насосного оборудования. С целью расширения производственных мощностей осенью текущего года мы начали строительство собственного производственного комплекса ООО «КСБ» на территории Новой Москвы, ввод в эксплуатацию которого запланирован на конец третьего квартала 2017 года.

Вся продукция KSB российской сборки соответствует техническим регламентам Таможенного союза. ООО «КСБ» имеет сертификат ГОСТ ISO 9001-2011 на весь спектр своих услуг. Продукция и услуги ООО «КСБ» полностью соответствуют действующим нормам РФ и имеют документы, подтверждающие производство в России.

Предлагаешь иностранный товар? Отдай 15 % . 9/2016. Фото 4