Читать первую часть статьи

Чем больше извлекалось энергии из горючего сырья, тем стремительнее развивалось машиностроение и расширялся ассортимент арматурных изделий. С появлением на мировом рынке Её Величества Нефти техническая революция сделала самый сильный рывок за всю историю.

Где обнаружили и начали разрабатывать первые месторождения нефти, и как она смогла вытеснить и занять место других горючих материалов, подстроив под себя весь потребительский мир? Какая арматура и измерительные приборы появились благодаря нефти и нефтепродуктам?


Нефтедобыча в районе Сабунчи (Баку) на рубеже XIX–XX веков

Восхождение на трон

Аналитики и инженеры немецкой компании Profactor Armaturen GmbH при ознакомлении с трёхтомным справочником Hütte, изданным в Российской империи 1916–1917 годах, обнаружили в нём интересные сведения, которые прямо указали на первые месторождения нефти, преподнёсшие миру новый вид горючего, и пролили свет на его составные части. Немецкие химики их хорошо изучили и сопоставили с традиционными видами горючих материалов, оказавшихся менее эффективными.

Из справочника Hütte стало известно, что добыча и перегонка сырой нефти в начале XX века происходила в нескольких странах — США (в штатах Пенсильвания и Огайо), Восточной Европе (в Галиции), во Франции (в регионе Эльзас) и Российской империи (Бакинская губерния, месторождения Беккендорфа, Бейбат, Балаханы). Эти данные приводятся в первом томе [Часть I. 3 Отдел. Теплота. VII «Топливо» (Горючее). Нефть] на стр. 495.


Справочник Hütte: Том I, Часть I. 3 Отдел. Теплота. VII «Топливо» (Горючее)

Французская нефть на мировом рынке оказалась менее востребованной, чем «русская» и «американская». Эти марки лидировали и были вне конкуренции, о чём свидетельствует сводная таблица «Количество перегонов сырой нефти по отдельным фракциям», приведённая в справочнике (Hütte. Том I, стр. 495):

  • сырая нефть из Пенсильвании — бензина 10–20%, керосина 55–75%, остатков* 10–20%;
  • сырая нефть из Огайо — бензина 16–20%, керосина 30–40%, остатков* 35–50%;
  • сырая нефть из Баку — бензина 5%, керосина 25–30%, остатков* 60–65%;
  • сырая нефть из Галиции — бензина 5–20%, керосина 35–50%, остатков* 30–45%;
  • сырая нефть из Эльзаса — бензина 0–5%, керосина 25%, остатков* 65–70%.

* Остатки — это соляровое, вазелиновое и машинное масла, мазут, гудрон, парафин и т.д.

На рубеже XIX-XX веков мировая нефтяная промышленность уже вовсю набирала обороты. На перегонных заводах в США, Европе и Российской империи сырая нефть разделялась по фракциям перегонки на бензин, керосин, смазочные масла, мазут, нефтяные остатки, парафиновое масло и вазелин. В специальной таблице (Hütte. Том I, стр. 496) приводятся хорошо знакомые нам нефтепродукты, которые уже поставлялись на мировой рынок в начале ХХ века.


Фракции перегонки нефти — фрагмент таблицы из справочника Hütte (Том I, стр. 496)

В их числе:

  • бензин (первого сорта лёгкий, «Медиум», второго сорта и специальный);
  • керосин (обыкновенный и «Метеор»);
  • соляровое масло (лёгкое и тяжёлое);
  • вазелиновое масло;
  • машинное масло;
  • цилиндровое масло;
  • моторное топливо;
  • мазут (обыкновенный, сорт «Энглер 5″ и чёрный);
  • вагонное масло;
  • гудрон;
  • парафин.

Немецкие инженеры также рассчитали и вывели формулу сопротивления сырой нефти, нефтяных остатков и керосина при движении по трубам. Они определили, что коэффициент сопротивления сырой нефти и её продуктов непосредственно зависит от увеличения или снижения температуры углеводородного сырья.

Чем выше температура, тем ниже коэффициент сопротивления, и наоборот.

В этой связи авторы справочника Hütte дают следующие рекомендации: «Прогревание нефти на нефтехранилище вблизи выходного отверстия рекомендуется настоятельно. Медные змеевики, прогреваемые паром и устанавливаемые внутри нефтехранилищ у выходного отверстия, весьма целесообразны».

В справочнике приводятся «Технические условия на поставку нефтяных остатков (мазута) для отопления», утверждённые Техническим совещанием Управления железнодорожных дорог Министерства путей сообщения Российской империи по журналу от 7 ноября 1911 года за №240.

В царской России нефтепродукты активно применялись как в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, смазочных нужд и на производственных предприятиях, так и для систем отопления. Данная ситуация практически не изменилась до нашего времени, только потребление нефтепродуктов со временем резко возросло и значительно расширились сферы их применения. За сто лет в России и других странах мира было открыто множество новых нефтяных месторождений, и бакинская нефть уже давно «не сидит на троне», хотя именно с неё всё начиналось.

«Чёрное золото» из Баку

«Если нефть королева, то Баку её трон!». Автором этой фразы, произнесённой в начале ХХ века, считается будущий премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль.

В историческом обзоре «Инновации по-немецки, или Почему в царской России предпочитали арматуру из Германии», подготовленном компанией Profactor и опубликованном в журнале СОК [2], в разделе «Немецкая арматура для нефтяной отрасли» подробно рассказывается о том, как в Баку была обнаружена нефть.

Бакинская нефть дала импульс для развития новой отрасли. С появлением нефтепроводов и предприятий по переработке «чёрного золота» возникла необходимость в создании новых технологий, оборудования и устройств. Нефтяной бум подстёгивал учёных и инженеров во всём мире, включая Германию. Немецкие технари разработали и внедрили множество устройств и принадлежностей для нефтяного оборудования, которые находили применение и в России.


Цистерны нефтепродуктов «Товарищества Братьев Нобель» в Баку на рубеже XIX–XX веков

В архиве компании Profactor Armaturen GmbH сохранился оригинал каталога торгово-промышленного товарищества «Василий Осипович Красавин с Братьями», который был издан в Москве в 1899 году. В этом документе представлены изделия и разное оборудование для нефтяной промышленности, сконструированное немецкими инженерами. В частности, шарнирные краны для форсунок «Вагенеръ» с двумя выходами — для пара и нефти, а также «новейшая привилегированная парои воздушная нефтяная форсунка», созданная немецким инженером-механиком Феликсом Гартманом.


Шарнирные краны для форсунок «Вагенеръ» из каталога торгово-промышленного товарищества «Василий Осипович Красавин с Братьями» (издан в Москве в 1899 году)

Теплопроизводительность нефти оказалась вне конкуренции

Мудрый британский политик ещё в начале ХХ века предвидел великое будущее «чёрного золота». Одним из весомых аргументов в пользу нефти оказалась её теплопроизводительность, которая значительно превосходила показатели других видов горючего.


Аварийный выброс сырой нефти в бакинском «Чёрном городе»

Авторы справочника неоднократно подчеркнули, что все фракции перегона сырой нефти имеют теплопроизводительность 10–11 тыс. единиц тепла (ЕТ) на 1 кг. Именно этот показатель вывел новое горючее в лидеры. За короткое время нефть стала конкурировать и постепенно вытеснять другие виды топлива — дрова (древесный уголь), торф, натуральный газ, уголь (бурый и каменный) и кокс.

В справочнике Hütte (Том I, стр. 489) приводятся следующие данные: «Торф, просушенный на воздухе, содержит ещё от 15 до 20% воды, от 2 до 20% и более золы. Теплопроизводительность торфа от 3300 до 4500 ЕТ», то есть практически в три раза ниже, чем у нефти.

В историческом документе есть такое наблюдение: «Свежедобытый бурый уголь весьма богат водой (от 40 до 60%). Содержание в нём золы часто весьма значительно, и теплопроизводительность сырого угля часто составляет лишь 2500 ЕТ (при сгорании 1 кг сырья); перевозка такого угля на значительное расстояние невыгодна. Вредно также в буром угле большое содержание серы (гипс, серный колчедан)» (Hütte. Том I, стр. 490).

Что касается каменного угля, то немцы разделяли его на «тощий» и «жирный» по богатству содержания газов. Теплопроизводительность каменного угля указана в отдельной таблице (Hütte. Том I, стр. 492), где отмечено: «этот показатель составляет от 5200 до 7650 ЕТ, у газового кокса — 7000 ЕТ, у самого дорогого вестфальского антрацита — 7975 ЕТ». Получается, что самое дорогое вестфальское горючее не дотягивало до теплопроизводительности нефти около 3000 ЕТ.

Однако не только высокий уровень теплопроизводительности вывел нефть в лидеры. Она также продемонстрировала свою эффективность без потери качества при длительном хранении и транспортировке, в отличие от торфа или угля.


Керосиновый завод в «Чёрном городе» в Баку на рубеже XIX–XX веков

У этих горючих материалов потери при хранении и степень самовозгорания оказались слишком велики. По этому поводу в справочнике Hütte (том I, стр. 493) отмечено: «При продолжительном лежании на воздухе уголь распадается (выветривается) с потерею теплопроизводительности и уменьшением способности коксования и газообразования. Вместе с тем необходимо считаться с возможностью самовозгорания угля при его хранении в высоких кучах».

Авторы справочника обращают внимание: «Сырой, мелкий уголь не следует перекрывать другим углём, а необходимо предварительно просушить. Начинающийся пожар угольной кучи не следует сушить струёй воды, ибо образующийся в большом количестве водяной пар сильно мешает локализации пожара. Загоревшаяся часть угольного склада поливается жидкою глиной. Устройство вентиляции угольных складов для устранения самовозгорания нерационально, ибо вентиляционные каналы часто благоприятствуют нагреванию».

Что же советовали немецкие инженеры для поддержания соответствующих условий и обеспечения безопасности при хранении угля? Вот их рекомендации (Hütte. Том I, стр. 494): «Склады для угля должны быть предохраняемы от сырости и нагревания, а толщина слоя не должна превосходить 5 м. В угольные кучи загоняются вертикальные, снизу закрытые и заострённые трубы, в которых вводятся термометры для измерения температуры внутри отвала».

Соблюдать строгие меры безопасности в любой деятельности — традиционная немецкая черта, которая проявлялась в далёком прошлом и перешла от старшего поколения к наследникам. Своими знаниями и достижениями в сфере контрольно-измерительных приборов (КИП) немцы, как свидетельствует Hütte, щедро делились с европейскими и российскими потребителями. Например, в справочнике приведены сведения о нескольких видах термометров, которыми пользовались угольщики, кузнецы, сталевары и другие немецкие мастера 100 лет назад.


Горящие нефтяные вышки в Баку на рубеже XIX–XX веков

Измерение температуры

В справочнике Hütte измерительным приборам уделено особое внимание. «При измерении температуры до +300°C следует отдавать предпочтение термометрам ртутным; при непродолжительных опытах термометры эти можно применять и до +550°C. Низшая температура для пользования термометрами ртутными −39°C. Термометры для низких температур, ниже −39°C, наполняются алкоголем, толуолем (фенилметан, метилбензол, сокращённое химическое обозначение — PhMe) или петройлерным эфиром (смесь в основном лёгких алифатических углеводородов (пентанов и гексанов), получаемая из попутных нефтяных газов и лёгких фракций при переработке нефти)». Эти сведения приводятся в справочнике (Часть I. 3 Отдел. Теплота. I «Общие тепловые свойства тел». А. Измерение температуры).

Как мы видим, в начале ХХ века продукты нефтепереработки применялись весьма широко и уже использовались в термометрах для низких температур.

В том же разделе (Hütte. Том I, стр. 397) отмечено: «Для точного измерения температур, кроме ртутных, применяются электрические платиновые термометры. Этот прибор основан на правильности увеличения электрического сопротивления платиновой проволоки с увеличением температуры. Применяется для наивысшей температуры до +1000°C».

Вместе с тем «для температуры ниже 500°C применяются термоэлементы из красной меди; от 500 до 1600°C применяется термоэлемент Лешателье из платины и платины с 10% родия».

Авторы раздела подчеркнули, что «электрические термометры и термоэлементы весьма удобны для наблюдений на далёкие расстояния». Спустя 100 лет этот принцип не изменился. У многих предприятий машиностроительной отрасли и у производителей профессиональной инженерной сантехники в ассортименте есть изделия, относящиеся к КИП. Так, опасная и токсичная ртуть в термометрах уступила место чувствительной биметаллической спирали. Она состоит из двух элементов из разных металлов, с отличающимися коэффициентами линейного расширения, спрессованных друг с другом. Один конец этой спирали припаян к оси стрелки термометра, а другой — к втулке настройки. Теперь, чтобы измерить температуру в жидких и газообразных средах в системах водоснабжения, отопления и охлаждения в диапазоне от 0 до +120°C, можно использовать биметаллические термометры.

Послесловие

Аналитики и инженеры Profactor часто обращаются к дореволюционному справочнику и находят в нём уникальные сведения об истории и процессе развития систем отопления и водоснабжения, газо-, парои водопроводной арматуры. Избранные находки специалисты компании адаптируют и на их основе готовят обзорные материалы с уникальными иллюстрациями из самого справочника для публикации в СМИ. Второй обзор из этой серии, как видите, завершён, но путешествия в прошлое на «машине времени Hütte» вскоре продолжатся.

Продолжение следует.