ВИР (торговая марка вентиляторов компании «ВЕЗА») введена в Технические условия 2007 года для описания новой группы моделей и разделения «старых» советских схем вентиляторов и более разнообразной и качественной продукции, разработанной «ВЕЗА» по европейским прототипам. Не секрет, что наиболее известные и современные серии вентиляторов ВЦ 5-35, ВЦ 5-45 и ВЦ 5-50 сделаны по лицензии фирмы Punker заводом «Мовен» в конце 1980-х годов.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 1

Также популярные на рынке серии ВР 125-28, ВР 132-30, ВР 7-15 и другие «номерные серии» (по справочнику «Радиальные вентиляторы» под редакцией Т. С. Соломаховой) имеют очень длинную историю, берущую своё начало в 1970-х годах. Главный недостаток перечисленных выше «номерных» серий из справочника Соломаховой — полная анонимность производителя (завод АО «Мовен» закрылся в 2007 году), редкая номенклатура и низкое качество вентиляторов.

Пользуясь авторитетом любого документа времён СССР, большинство производителей показывают «каталожные» характеристики вентиляторов вместо фактических, но при этом не способны выполнить сложные конструктивные элементы аэродинамической схемы рабочего колеса. Вентиляторы «советских» серий и сегодня производятся (в основном в стенах пенитенциарных учреждений) и перепродаются посредниками в России, что не поднимает степени доверия к их качеству у заказчиков.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 2

Семейство вентиляторов ВИР от компании «ВЕЗА» состоит из серий ВИР-100, -200, -300, -400, -600, -800 (зарезервированы и могут использоваться подсерии -500, -700, -1000 для отдельных проектов). Серия ВИР-1000 полностью индивидуальна и предназначена для больших вентиляционных установок производительностью более 200 тыс. м³/ч. В каждой серии реализованы стандартные габариты колёс: 315– 400–450 … 1250–1400–1600 мм. Прототипом для построения серий стали модели вентиляторов Ferrari Ventilatori (в 2016 году поглощена фирмой Soler & Palau). Вентиляторы Ferrari имеют массу аналогов, например, MZ-Aspiratory, Sodeca, и фактически могут считаться стандартом данного типа оборудования в Европе, в том числе по разнообразию серий.

Компания «ВЕЗА» отобрала только пять серий из более чем 20-ти для удобства массового применения и потратила более пяти лет на разработку конструкторской документации, технологии производства и проведение лабораторных тестов.

Конструкция и технология производства ВИР не являются секретом. Полностью сварной корпус с раскроем всех деталей на лазере и с высококачественной сваркой — резка плазмой не даёт необходимой точности, а сварка требует не только обученных работников, но также роботов. Во многом именно роботизированная сварка и даёт предприятию «ВЕЗА» возможность получать недорогие и очень точные по геометрии колёса. Для роботизированной сварки нужны сборочные кондукторы более жёсткой и точной фиксации деталей.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 3

Робот-сварщик — он как контроллер ОТК: пропустить «кривые» детали не может. Формовка деталей рабочего колеса — лопаток и особенно переднего диска — это отдельная технология «ВЕЗА». Применение «упрощённых» прямых лопаток и плоского переднего диска в серии ВИР невозможно, так как необходимы честные характеристики, а не «муляж» вентилятора. Упрощение конструкции обычно сразу «минусует» 25–40 % от заявленных параметров, однако потребляемая мощность при этом сохраняется, то есть вентилятор «ест» электроэнергию, но «дует» ощутимо слабее, чем заявлено.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 4

«ВЕЗА» использует ЧПУ-станки скоростного роликового выдавливания по фиксированной форме, а также станки вытягивания двумя роликами с произвольной геометрией формы. Прессы для создания формы используются только для формовки некоторых видов лопаток. Все раскатные формы компания «ВЕЗА» производит самостоятельно, что даёт полную свободу в выпуске новых модификаций вентиляторов.

Опыт «ВЕЗА» подкреплён десятилетней работой по поставкам оригинальных вентиляторов Ferrari в Россию. «ВЕЗА» поставляла эти вентиляторы с выполнением индивидуального подбора специально обученными сотрудниками строго под проект. Подготовка сотрудников «ВЕЗА» позволила без участия фирмы Ferrari, пользуясь программой подбора и богатым опытом, успешно продавать свыше 300 вентиляторов в год. Все поставляемые агрегаты проходили сборку с монтажом российского электромотора, получали паспорт «ВИР-ВЕЗА» и покрывались гарантией «ВЕЗА». Общий объём с 2007 по 2014 годы составил тысячи штук. В 2015 году доля вентиляторов производства «ВЕЗА» достигла 95 %, применение покупных вентиляторов Ferrari перестало быть необходимым, и цена на вентиляторы была сохранена на уровне «старого» курса евро.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 5

Собственный программный продукт VEZAfan с набором вентиляторов ВИР разрабатывается для удобного самостоятельного применения. «ВЕЗА» поддерживает специальный сервис по подбору ВИР в четырёх филиалах — в городах Брянск, Санкт-Петербург, Красноярск и Храпуново. Специально выделенные в штате компании инженеры с многолетним опытом помогают правильно решить задачу применения вентилятора ВИР, в том числе при создании новых машиностроительных продуктов: горелок котлов, систем аспирации, зерносушильных установок, систем охлаждения механизмов и электромоторов и пр.

Ferrari из Брянска или история вентиляторов ВИР от «ВЕЗА» . 8/2017. Фото 6

Вентиляторы ВИР стали базовыми для применения на АЭС и морских платформах. ВИРы свободно «закрывают» всю номенклатуру дымососов и мельничных вентиляторов серий ВДН, ВДН, ВМ, ВВДН, РСС, ВРС. Вместе с ВИР производятся гибкие вставки СОМ разного исполнения, в том числе для горячих газов (до постоянной температуры +450 °C), а также коррозионно-стойкие, антистатические и для высокого давления (до 20 кПа).

Для ВИР поставляются акустические кабины, снижающие наружный шум ниже регламентируемых 75–80 дБ(А). Клапаны отсечные, уличные жалюзи, механические фильтры и, конечно, шкафы системы управления производства «ВЕЗА» поставляются в составе проекта ВИР.

Выбор всех необходимых дополнительных узлов производит подготовленный инженер «ВЕЗА».

Фактически более половины ВИРов — это индивидуальные проекты, разрабатываемые строго под заказчика, при этом есть возможность заказа по прайс-листу.

Вся работа по разработке конструкторской документации, технологической оснастке, выпуску пилотного образца и проведению испытаний, а также серийное производство осуществлены в городе Брянске на заводе «ВЕЗА», производственные площади которого составляют 10 тыс. м³. Мощности завода увеличены в 2017 году благодаря переносу производства массовых гражданских продуктов на новый завод «ВЕЗА-Карачев» («Брянск-2» — ещё 7000 м³). Специализация «ВЕЗА-Брянск» — тяжёлые и сложные вентиляторы ВИР среднего и малого размера с габаритами колёс 315–2000 мм. Проектирование машин сверхбольшого размера с колёсами до 3600 мм также ведётся в серии ВИР-1000 в качестве перспективной разработки «ВЕЗА».

Помимо серии ВИР компания «ВЕЗА» также развивает серии «ОСА» (осевые вентиляторы), в том числе под индивидуальные требования заказчиков.