Петербург не зря называют «плодом градостроительной воли», «самым умышленным городом». В первые двадцать лет жизни города вопросами строительства, наряду со многими другими, занималась Канцелярия городовых дел. Она осуществляла надзор за возведением Адмиралтейства и крепости на Заячьем острове, контролировала застройку центра и предместий. Но уже в 1723 г. специальным указом была образована Канцелярия от строений. От этой даты мы ведем родословную градостроительных органов Санкт-Петербурга. За три века органы градостроения семнадцать раз, считая нынешний Комитет по градостроительству и архитектуре, меняли свое название. Таким образом, Комитету по градостроительству и архитектуре в 2010 г. «исполняется» 289 лет. Основных функций у всех этих канцелярий, комиссий, управлений и комитетов всегда было две: планирование, в т.ч., составление генпланов, и регулирование — экспертиза и утверждение проектов, выдача разрешений на строительство, контроль его качества и т.п. В разные периоды в зависимости от состояния экономики и идеологических сверхзадач, сфера полномочий и компетенции органов градостроительства видоизменилась, то сужаясь, то расширяясь. Канцелярия от строений, например, кроме всего прочего, готовила мастеров-строителей — в ее ведении находилась «живописная команда», обучение столярному, позолотному и штукатурному делу. Сменившая ее в 1737 г. Комиссия о Санкт-Петербургском строении впервые стала разрабатывать проекты «образцовых домов» и постановления по регулированию строительства. В эпоху расцвета градостроительного искусства и классической архитектуры Комитет строений и гидравлических работ выпустил свод правил застройки «Проект о каменных и деревянных строениях в Санкт-Петербурге» (1820 г.), оказавший огромное влияние на строительную практику по всей России. И каждое поколение власти, естественно, стремилось отразить свое понимание этапа развития города в форме генерального плана [1, 5].В настоящее время действует Генеральный план развития Санкт-Петербурга на 2005–2025 гг. Последняя редакция генерального плана была выпущена в середине марта 2008 г. Она называется «О внесении изменений в Закон Петербурга “О Генеральном плане Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга”». В основе градостроительных преобразований, намечаемых концепцией Генерального плана, лежит идея «открытого европейского города». Новый Генеральный план Санкт-Петербурга ориентирован на достижение европейских стандартов качества жизни и комфортности городской среды. Реализация этого плана позволит нашему городу занять достойное место среди крупнейших европейских городов. Достижению этих целей во многом способствует обеспечение требуемого уровня шума на городских улицах и вблизи автомагистралей, в помещениях жилых и общественных зданий. Борьба с вредными для человека звуками является особо актуальной в современных условиях, когда в городе значительно увеличился парк личного автотранспорта. Также очень важно создание хорошей акустики концертных залов, театров, где человек может отдохнуть от повседневного шума и насладиться живым звучанием классической музыки или интересным спектаклем. Вопросы звукоизоляции учитывались архитекторами еще в XVIII веке, когда новый город «Петра творенье» только что начинали по-настоящему строить. Так, в великолепном здании Зимнего дворца известного петербургского архитектора Франческа Бартоломео Растрелли, а именно в помещениях жилых покоев российских императоров, окна имеют огромную звукоизоляцию благодаря большому расстоянию между стеклами, массивным стеклам со свинцовой окантовкой и акустически независимой установке одной оконной рамы от второй [5]. В настоящее время в Петербурге ведется проектирование и строительство таких крупных объектов XXI века, как «Западный скоростной диаметр», «Набережная Европы», «Вторая сцена Мариинского театра». Строительство этих монументальных сооружений связано с проблемами акустики большого города. Крупнейший среди проектов — строительство «Западного скоростного диаметра», соединяющего все транспортные узлы и зоны особой коммерческой и деловой активности: морской торговый и пассажирский порты, вокзалы, аэропорт, основные промышленные зоны. Даже поэтапное введение в строй фрагментов этой автомагистрали приближает решение проблем организации внутреннего и транзитного потоков, пересекающих город в направлении «север–юг». Избавление центра города от транзитного транспорта позволит решить многие проблемы, в т.ч. и шумовую. Однако, шумовая проблема вместе с этим перемещается на автомагистрали и прилегающие к ним территории. Как известно, уровень шума на магистралях достигает порядка 80 дБ [8]. Согласно СНиП 2303–2003 защита от шума строительно-акустическими методами должна обеспечиваться: соблюдением санитарно-защитных зон автомобильных дорог; применением шумозащитных зданий, придорожных шумозащитных экранов и шумозащитных полос зеленых насаждений [9, 10].Однако не всегда эти эффективные методы в данном случае смогут достичь желаемого результата. Южная часть ЗСД не вызывает у специалистов особых нареканий, но нынешний вариант проекта северной (от развязки с Богатырским проспектом до развязки с автодорогой «Скандинавия») экологи называют ужасным. Поскольку трасса проходит практически в городской черте, неизбежно будут затронуты условия и безопасной жизнедеятельности человека. Так, к.т.н. А.А. Ахматов нашел в проекте множество несоответствий законодательству [4]. Например, для достоверной характеристики шумовых воздействий необходимы натуральные замеры, отсутствующие в проекте. Напротив, при расчетах использовались заниженные исходные данные. По мнению ученого, нелогична и проектная схема установки шумозащитных экранов. Более того, трасса ЗСД вблизи дачно-строительного кооператива «Дюны» уничтожит защитную полосу леса шириной около 70 м, что приведет к увеличению акустического «загрязнения», создаваемого железной дорогой. Не учтена и климатическая составляющая шума (шум от мокрого дорожного покрытия значительно выше, чем от сухого). Отсутствуют данные по вертикальному разрезу прилегающей к трассе жилой застройки, что делает невозможным анализ ситуации с шумовой защитой верхних этажей. Установка акустических экранов будет совершенно неэффективна в отношении этажей выше четвертого. Кроме того, с течением времени уровень шума имеет тенденцию к повышению, что также не учтено в проекте. На некоторых участках ЗСД границы зон санитарного разрыва по фактору шума практически совпадают с расстоянием от источника шума до фасада или близки к ним. При этом часть жилого фонда находится на границе зон санитарного разрыва или попадает в нее. Величина нормативного уровня вибраций для жилых комплексов будет выше, чем полученная на объекте-аналоге, поскольку при проведении инструментальных измерений на объекте-аналоге не был учтен характер автомобильного потока, около 25 % которого составляют мощные дизельные фуры. Расчет концентраций загрязняющих веществ в воздухе на период до 2025 г. был выполнен, исходя из недоказанного предположения, что все автомобили к этому времени будут удовлетворять в части выхлопов и качества используемого топлива стандарту «Евро-4». Рассматриваемый участок трассы ЗСД потребует сноса зеленых насаждений в районе Планерной улицы. В проекте рассчитана восстановительная стоимость, но не приведен проект компенсационного озеленения, который требуется в соответствии с законом Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений». Таким образом, экологическая и, в частности, «шумовая» сторона этого проекта подлежит серьезной доработке. Очередной крупнейший инвестиционный проект в Петербурге — вторая сцена Мариинского театра. Его стоимость оценивается в 250 млн евро. Еще 500 млн руб. предназначены на мероприятия по освобождению территории под строительство. Возведение второй сцены Мариинского театра проходит в рамках государственной программы реставрации, реконструкции и расширения Мариинского театра. Программа предусматривает также реставрацию исторического здания театра: фасадов и зрительного зала с улучшением его акустических характеристик, модернизацию инженерных систем и сценического оборудования. Под строительство нового здания отведен квартал, расположенный к западу от существующего здания, на противоположном берегу Крюкова канала. Еще недавно строительство второй сцены Мариинского театра велось по проекту французского архитектора Доминика Перро, но позже был объявлен новый генпроектировщик, которому предстоит устранить замечания Главгосэкспертизы, послужившие поводом для расторжения контракта с Перро. В настоящее время проект нового здания Мариинского театра находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе. Так как объект уникальный, рассматривать его будут 90 дней. Новые фасады «Маринки-2» разработало ООО «КБ высотных и подземных сооружений» совместно с канадской компанией Diamond & Schmitt Architects, предложившей данное архитектурное решение. Проектная документация включает также дизайн интерьера зрительного зала. Официально работа победила в ходе конкурса. В октябре прошлого года ее раскритиковали члены градостроительного совета, назвав примитивной, после чего отправили на доработку. Самой сложной технической проблемой этого проекта является акустика зрительного зала, в который не должен проникать ни шум подъемных устройств, ни звук от воздуховодов вентиляционной системы. Число компаний, способных изготовить совершенные акустические системы для современных театров такого масштаба, в мире исчисляется единицами. Одним из консультантов является германская компания Müller BBM, оснастившая акустической системой театр Covent Garden. Еще одним проектом, для которого важнейшей задачей является обеспечение хорошей акустики зала, стал дворец танцев в составе комплекса «Набережная Европы». Этот проект включает в себя строительство многофункционального комплекса и Дворца танцев, которые появятся в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Комплекс будет состоять из пятизвездочной гостиницы, элитного жилья, торгово-офисного центра. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная. Важнейшим элементом и украшением проекта станет Дворец танцев Бориса Эйфмана, который построят по замыслу архитектора из Голландии. Срок реализации проекта — 2016 г. Здание Дворца танцев, по замыслу авторов, должно напоминать воздушную вуаль как символ легкости танца. Фойе, зал и сцену театра оборудуют по последнему слову техники, будет и уголок природы (летний сад). Для получения хорошей слышимости речи и качественного звучания музыки в помещении концертного зала необходимо обеспечить выполнение шести правил [3]. Первое правило — хорошая звукоизоляция помещения. Внутреннюю планировку здания следует делать такой, чтобы между залом и шумными улицами, по возможности, размещались тихие вспомогательные помещения (вестибюли, кабинеты администрации). Помещения с шумным оборудованием (вентиляторные камеры, насосные отделения, лифты и др.) следует оснащать звукоизоляцией, звукопоглощением, виброизоляцией и вибропоглощением. Шумным помещениям нельзя примыкать непосредственно к залу. Для повышения звукоизоляции между залом и шумным фойе и другими залами следует устанавливать промежуточные тамбуры с двумя плотно закрывающимися звукоизолирующими дверьми. Система вентиляции и кондиционирования воздуха зала обязательно должна иметь глушители шума, амортизаторы на полу и виброизолирующие прокладки в трубопроводах. Второе — диффузность звука в помещении. В помещении необходимо обеспечить практически диффузное звуковое поле. Это означает выполнение требования равномерной одинаковой громкости для всех необходимых, полезных и приятных звуков в любом месте зала. Многотысячелетняя практика мировой архитектуры выработала условия, которые необходимо соблюсти для достижения приемлемой диффузности звукового поля в помещении. В первую очередь это соблюдение относится к правилу «золотого сечения», которое устанавливает определенное соотношение между основными размерами помещения. Третье — отсутствие вредного эха в помещении. Четкость речи и качество звучания музыки в помещении обеспечивается в первую очередь отсутствием в нем вредного эха. Для отсутствия вредного эха, размеры помещения должны быть таковы, чтобы суммарный путь падающего на ограждающую поверхность и отраженный путь звука от источника до приемника минус прямой путь звука от источника до приемника был меньше примерно 17 м. Это требование обычно проверяется геометрическим построением, после чего вносятся коррективы в размеры помещения при его проектировании или реконструкции. Четвертое — оптимальное время стандартной реверберации по СНиП 2303–2003 [10]. Отличное качество звучания речи и особенно музыки на средних и высоких частотах обеспечивается оптимальной величиной времени стандартной реверберации, которое можно определить по известной формуле Сэбина. Таким образом, подбирая материалы с требуемым коэффициентом звукопоглощения, можно добиться оптимального времени реверберации, необходимого для качественного звучания. Пятое — достаточное число резонансов помещения на низких частотах. На низких частотах (например, для октавной полосы 125 Гц) отличное качество звучания речи и особенно музыки обеспечивается тем, что в минимальный частотный интервал человеческого восприятия должно укладываться не менее двух-трех резонансных частот помещения. Шестое — сильный прямой звук в помещении. Прямой звук — главный фактор акустики помещения, исходный для получения хорошей слышимости речи и музыки. Он определяется громкостью и качеством звучания голоса или музыкального инструмента. Интенсивность прямого звука убывает с расстоянием. На его качество влияет отраженный звук, особенно вдали от источника. Для уменьшения расстояния от источника звука до слушателя зрительские места располагают вертикально (ярусы и балконы театров), ступенчато с подъемом вверх к задней стенке зала (партеры театров, амфитеатры цирков) или в сочетании того и другого. Таким образом, обеспечив выполнение этих шести правил, в помещении зала можно получить отличную акустику живого звука, которая позволит зрителям наслаждаться представлением. Северная столица России должна стать по идее Генерального плана Санкт-Петербурга «открытым европейским городом». Развитию большого города Петербурга до таких масштабов и такого значения помогут правильные градостроительные решения, которые реализуют архитекторы, строители и инженеры. При строительстве любого здания важно учитывать акустику залов и шум в помещениях, выполняя соответствующие нормы. Это обеспечивает правильное функциональное назначение объекта, при соблюдении всех норм уберегает человека от лишних волнений (снижением уровня шума) и дарит ему минуты душевной радости (хорошая, качественная акустика зала театра). Мероприятия по строительной акустике однозначно способствуют улучшению качества жизни людей. Единственным высшим учебным заведением на Северо-Западе России, где два семестра студентам старших курсов инженерно-строительного факультета ВУЗа читаются лекции, выполняются курсовые проекты и проводятся коллоквиумы по дисциплине «Строительная акустика», является Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (национальный исследовательский университет). Специально для этого ВУЗа д.т.н., профессором И.И. Боголеповым созданы учебное пособие «Строительная акустика» [8, 9] и методические указания по выполнению курсовых проектов [6, 7]. В предисловии ко второму изданию книги «Строительная акустика» президент СПбГПУ, академик РАН Ю.С. Васильев пишет [9]:«…Впервые лекционный курс “Строительная акустика” был введен в учебные планы инженерно-строительного факультета СПбГПУ в 2002 г. Это диктовалось необходимостью знакомить студентов с усугубляющейся шумовой обстановкой в зданиях и сооружениях различного назначения. Шум от концентрации машинной техники нарастает в городах и сельских поселений в связи с научно-техническим прогрессом, а это сказывается на здоровье людей и их производительности труда. Уменьшение негативного воздействия шума — важнейшая задача XXI века, стоящая перед инженерами. Дисциплина “Строительная акустика” предназначена научить студентов старших курсов решению двух главных задач: во-первых, устранению или снижению вредного шума в помещениях различных зданий до существующих норм и, во-вторых, обеспечению в них качественной акустики речи, музыки и звукового фона. Главные задачи “Строительной акустики” могут успешно решать во многих важных случаях лишь профессионалы. Это требует не только фундаментальных знаний и умения пользоваться ими, но и конкретного учета накопленного в промышленно развитых странах, в т.ч., конечно, и в России, лучшего опыта. Конечно, исследования, проектирование, изготовление и контроль методов и средств в области строительной акустики мирового класса должны соответствовать международным стандартам. Им уделено в книге должное внимание. В ближайшее время многие международные стандарты могут быть использованы в технических регламентах нашей страны. Инициатором и создателем лекционного курса по строительной акустике в СПбГПУ выступил крупный инженер, д.т.н., профессор И.И. Боголепов. Он многие годы работает в области судовой, промышленной и строительной акустики и его ранее изданные книги “Звукоизоляция на судах”, “Промышленная звукоизоляция”, “Строительная акустика” и многочисленные статьи хорошо известны. Его рекомендации используются специалистами в практических делах и расчетах звукоизоляции. Лекции профессора И.И. Боголепова непрерывно обновляются. Полагаю, что новое учебное пособие “Акустика современных жилых, общественных и промышленных зданий (строительная акустика)” будет весьма полезно студентам строительных специальностей ВУЗов, а также инженерам, аспирантам, магистрам, научным работникам и специалистам, занятым в сфере здравоохранения…». 1. Харченко О.А. Градостроительство в Санкт-Петербурге: взгляд в XXI век // Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура. Т. 3. Мат. IVго съезда Союза УИСП, 30.08–16.09.1999. — СПб., 2000. 2. Боголепов И.И. Будущее архитектурной акустики // Архитектурная акустика. — СПб., 2001. 3. Боголепов И.И. Шесть правил получения хорошей слышимости речи и качественного звучания музыки // Архитектурная акустика. — СПб., 2001. 4. Шпанько З. Природа, подвинься! // Дорожная держава, №22/2009. 5. Боголепов И.И. Архитектурная акустика. К 300летию Санкт-Петербурга учебн.справ. Пред. ак. АН СССР и РАН И.А. Глебова. — СПб.: Судостроение, 2001. 6. Боголепов И.И. Проектирование промышленной звукоизоляции. Методические указания к курсовым проектам. — СПбГПУ. СПб.: Издво СПбОДЗПП, 2004. 7. Боголепов И.И. Преподавание дисциплины «Строительная акустика» в СПбГПУ. Сб. докл. науч.практ. межд. конф. «Защита населения от повышенного шумового воздействия». БГТУ «Военмех». — СПб., 2006. 8. Боголепов И.И. Строительная акустика. Пред. ак. РАН Ю.С. Васильева. — СПб.: Издво СПбГПУ, 2006. 9. Боголепов И.И. Строительная акустика. Изд. 2е. Пред. ак. РАН Ю.С. Васильева. Рукоп. — СПб.: Издво СПбГПУ, 2010. 10. Строительные нормы и правила СНиП 2303–2003 «Защита от шума». Введены 01.01.2004.