Каковы, по-Вашему, причины энергетического коллапса в Москве 25 мая? Агаси Т.: В современной России, к сожалению, не налажена автоматизация ключевых объектов жизнеобеспечения. Отечественная автоматика — это рубильник, который то включают, то выключают. Именно поэтому у нас происходят кризисы, подобные тому, что случился в Москве 25 мая. Майский кризис — это не вина энергетической компании. Все дело в структуре и особенностях самой системы, которая сохранилась с советских времен. На самом деле руководство РАО ЕЭС нужно критиковать вовсе не за то, что оборудование не было отремонтировано вовремя, а за то, что своевременно не была проведена реформа отрасли. Генерирующие и транспортирующие компании должны были стать частными, чтобы их руководители взяли на себя ответственность за отведенный участок работы. Но система не изменилась: сегодняшнее РАО ЕЭС унаследовало все «болезни» СССР. В таких структурах главное — избежать ответственности, а в частных компаниях руководители вынуждены совершенствовать работу, развивать бизнес, стремиться к прибыли. При нынешней системе нас должен удивлять не факт аварии, а, скорее, то, что это происходит довольно редко, так как система сама предполагает такие взрывы. Ведь когда вода в кастрюле кипит, рано или поздно должен появиться пар. А когда появляется этот пар, то принимают временные меры, чтобы его загнать обратно в кастрюлю. Но это не делает систему более эффективной. Если ничего не изменится в ближайшее время, то подобные катастрофы будут повторяться на объектах всех крупных государственных монополий. Мы много уже не помним или вовсе не знаем, но в Советском Союзе было очень много подобных аварий. Убытки от них — колоссальные, и еще больше средств потребуется на восстановление и модернизацию. Специалистам известно, что один трансформатор стоит около 1 млн руб., а не 150 тыс., как заявляют представители РАО. Такое дорогостоящее оборудование надо беречь. Для этого нужна система автоматики. Она позволит избежать всяческих утечек — газа, пара, тепла, воды, электроэнергии, а следовательно, убережет от дополнительных расходов. Причем автоматика нужна двойная: как со стороны производителя электроэнергии, так и со стороны потребителя. Первый мог бы контролировать потребление энергии и отключать тех, у кого «зашкаливает», а второй — вести эффективный мониторинг, так как чрезмерные нагрузки для него чреваты штрафами. Столь традиционное положение вещей характерно только для энергетической отрасли? Агаси Т.: Аналогичная ситуация наблюдается в ЖКХ. Не так давно была создана новая структура — МОЭК*. Она объединяет все теплоснабжающие предприятия ЖКХ, работающие в Москве. Это объединение может повлечь за собой плачевные последствия, если общие усилия МОЭК не будут направлены на выработку единой технической политики по диспетчеризации и автоматизации. Только в этом случае централизация имеет смысл, во всем остальном нужно уходить от централизации к приватизации. В системе ЖКХ (на ИТП, ЦТП, в котельных) эксплуатационные расходы в разы больше, чем стоимость системы. Это означает, что можно построить ЦТП за $ 100 000, а на эксплуатацию в год тратить $ 300 000. Такова российская практика, поэтому ЖКХ — убыточная отрасль. Для того, чтобы убытков не было, нужна автоматика, которая помогает следить за оборудованием и процессами. К сожалению, производители тепла в ЖКХ пока не заинтересованы в экономии ресурсов. Сейчас для них важно произвести как можно больше тепла вне зависимости от потребности в нем потребителей. И подобное положение дел не изменится, пока ЖКХ не станет рыночной средой. А пока система построена и рассчитана на полный износ, потому что мы обогреваем атмосферу и без надобности перенапрягаем мощности. Сегодня остро необходима автоматизация, которая позволит мониторить все системы жизнеобеспечения, будь то в РАО ЕЭС, Газпроме или Водоканале. А в глобальном смысле — нужна реформа, чтобы во главе каждого экономического подразделения встал собственник, заинтересованный в прибыли. Нужна точка кристаллизации ответственности, тогда не будет взрывов и аварий, и появится реальное энергосбережение. Каковы разработки Вашего предприятия? На чем Вы основываетесь, создавая новый продукт? Агаси Т.: Мы три года разрабатывали программно-технический комплекс «КОНТАР». Приступая к его разработке, мы проанализировали ситуацию на российском рынке и поняли, что все западные компании, которые имеют здесь влияние — DANFOSS, SIEMENS, TOUR ANDERSSON — завозят в Россию только старые разработки, а новые продукты не предлагают. Мы также проанализировали все, что есть на Западе, и поставили себе задачу сделать самое передовое. По принципу Хрущева «догнать и перегнать Америку». Вообще МЗТА всегда был передовиком индустрии и своего рода законодателем моды. Когда началось становление рыночной системы, мы поняли, что так или иначе будем работать в свободных рыночных условиях и что нам придется конкурировать с западными производителями. Именно поэтому мы обращались к самым передовым технологиям. Интернет-технологии — это на сегодняшний день самое передовое, потому что наш век — век интернета. Это не значит, что мы будем общаться через сеть, это был ХХ век. ХХI век подразумевает, что утюг, холодильник, кондиционер, печка, компьютер и прочие устройства общаются между собой через интернет без нашего участия. Именно понимание того, что развитие интернет-технологий — наиболее перспективное направление для нашей отрасли, легло в основу принципиально нового продукта. Программно-технический комплекс «КОНТАР» состоит из контроллеров и программного обеспечения. Наше программное обеспечение — это полновесные интернетSCADA-системы, специальный софт для программирования контроллеров. При этом он рассчитан не только на программиста: любой технолог может пользоваться нашей системой. Это одно из ключевых конкурентных преимуществ. Также унас есть программа наладчика, позволяющая наблюдать за системой из любой точки мира. На российском рынке нет таких программ, и мы в этом смысле вне конкуренции. Все глобальные программные продукты находятся на нашем сервере, а все контроллеры, установленные в разных частях света, связаны с ним. Благодаря этому любой специалист, имеющий право доступа, может войти на сервер и наблюдать за работой системы, координировать ее. Всего мы планируем установить три таких сервера: один уже есть в Москве, второй — в Аризоне (США), а третий будет установлен в Китае, Гонконге или Австралии — пока мы не определились. В итоге получится такая глобальная интернетпрограмма для мониторинга всех наших объектов. Мы уже получили американский патент на нашу систему, так как ощущали необходимость обезопаситься от конкурентов, обратившихся к подобным разработкам. Например, компания BUDERUS объявила о создании системы глобального мониторинга своих котлов по всему миру, но мы все же оказались первыми. «КОНТАР» еще хорош тем, что на его основе можно сделать диспетчеризацию для большого количества объектов. Хотя пока мы строим в основном системы климат-контроля в инженерных сетях зданий, этот продукт может работать и как диспетчерская для мониторинга состояния оборудования и технологических процессов. С какими проблемами Вам приходится сталкиваться на российском рынке? Агаси Т.: Когда мы начали внедрение системы в России, оказалось, что рынок к таким продуктам, к сожалению, не готов. Интернет есть не везде, а там где он есть, его боятся: «А какая степень защиты? А не украдут ли нас? Не взломает ли хакер?» Людям приходится объяснять, что мы имеем совершенную систему защиты. Есть много факторов, затрудняющих наше продвижение на российском рынке. Поэтому специально для России мы создали российский вариант системы диспетчеризации — «КОНТАР-АРМ». Этот продукт может быть установлен на любом компьютере пользователя. Пришлось, к сожалению, разрабатывать дополнительный продукт, так как наше «супердостижение» оказалось слишком инновационным для России. Наша аппаратура и программное обеспечение позволяют осуществлять мониторингпоказателей электронагрузки и корректировать качество нагрузки, а также осуществлять мониторинг и управление отдаленных объектов, например, дизель-генераторов, ветрогенераторов и т.п. Например, многие люди, устанавливающие системы климат-контроля, не вникают в такие понятия, как «полный контроль» и «высокое обслуживание». Им неважно, на каком оборудовании построена система, а инжиниринговые компании не хотят тратить время и энергию на освоение более инновационных, современных, качественных и экономичных продуктов. Зачем, если потребителю все равно? Тем не менее, крупные компании постепенно приходят к пониманию важности автоматизации. Так, среди наших заказчиков: Федеральный институт промышленной собственности (это структура Роспатента), предприятия РАО ЕЭС и Газпрома, «Мясной дом Бородина» и многие другие. Еще мы планируем сделать районную диспетчеризацию микрорайона Новокуркино (г. Химки, МО) и Ольгино (г. Железнодорожный, МО), где на нашей технике строится много ИТП, ЦТП, котельных. Вообще мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что рано или поздно наши «проблемные» отрасли станут эффективными. * 11 ноября 2004 г. вышло распоряжение Правительства Москвы №2261–РП «О создании открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»). Компания создана для консолидации энергетических активов города Москвы в целях реализации энергетической политикиПравительства Москвы, а также подписанного мэром Москвы Ю.М. Лужковым с руководством РАО «ЕЭС России» и ОАО «Мосэнерго» «Соглашения о взаимодействии при реформировании электроэнергетического комплекса города Москвы».