В последнее время резко увеличилось количество пожаров и даже взрывов внутри воздуховодов систем вентиляции и кондиционирования производственных помещений. Несмотря на то, что подобные инциденты происходили всегда, пожары последних лет поражают своим количеством и масштабностью. Не спасает даже технический прогресс в области средств противопожарной защиты. Массовое строительство общественных заведений, крупных торговых центров, ресторанов, кафе и т.п. без сомнения повлияло на рост производственных пожаров. Сказывается отсутствие в России адекватной системы нормативной документации для эксплуатации и технического обслуживания систем вентиляции и центрального кондиционирования. Однако в подавляющем числе случаев основной причиной распространения пламени по зданию, а иногда и причиной возникновения пожара является пренебрежение выполнением очистки воздуховодов. Скопившиеся в вентиляционной системе отложения пыли и жира легко воспламеняются, и с движением воздуха по воздуховоду огонь быстро распространяется по всему зданию. Особенно этот вопрос актуален для пищевой отрасли. Но не стоит забывать, что опасность возгорания воздуховода существует всегда и везде: в электротехнической промышленности, при литье пластмасс, в печатном и лакокрасочном производстве и т.д. Проектирование систем пожарной безопасности Задумываться о противопожарной защите необходимо еще на стадии проектирования объекта. В зависимости от сложности объекта и его технического назначения, для оценки степени риска возгорания в системе вентиляции проводятся следующие мероприятия: o определяется категория объекта по пожаровзрывобезопасности и оценивается уровень требуемой безопасности в соответствии с нормативными требованиями; o разрабатываются структурные схемы и рассчитываются необходимые параметры систем противодымной защиты, пожаротушения и оповещения о возгорании; На основании проведенных исследований делается выбор в пользу того или иного основного оборудования систем противопожарной защиты и применяемых строительных и отделочных материалов; для крупных промышленных объектов разрабатываются алгоритмы взаимодействия комплекса систем противопожарной защиты. В процессе эксплуатации Несмотря на изначальное качество материалов и монтажных работ, немногие воздуховоды способны выдержать пламя внутри себя. В стандартных воздуховодах из листовой стали есть зазоры, которые позволяют пламени вступать в контакт с окружающими материалами. К сожалению, зачастую эти окружающие материалы являются горючими. Все мы знаем, что контролировать горение таких веществ практически невозможно, особенно, при прохождении их по стенам и потолку. Нетрудно представить себе разницу между пожаром, когда система только несет в себе горячий дым и когда она горит внутри по всей своей длине. Одним из традиционных методов защиты здания от распространения огня через воздуховоды является использование огнезадерживающих клапанов. Обычно они действуют посредством плавкой вставки. В основном для промышленных вентиляционных систем используют следующие три вида клапанов: o для перекрытия проемов в ограждающих конструкциях приточно-вытяжных каналов систем аварийной противодымной вентиляции; o для блокирования распространения пожара по воздуховодам, шахтам и каналам систем вентиляции и кондиционирования зданий и сооружений различного назначения; o для перекрытия проемов в местах прохода вентиляционных каналов через противопожарные преграды с нормируемым пределом огнестойкости (противопожарные стены, перегородки и перекрытия). Огнезадерживающие клапаны российских производителей хорошо известны специалистам отрасли. Остановимся подробней на новинке от финской компании Halton Oy, которая недавно начала серийный выпуск новых противопожарных огнезадерживающих клапанов, разработанных специально для России. Это клапаны FDR/R для прямоугольных вентиляционных каналов (от 200 до 1000 мм) и FDC/R для круглых воздуховодов (�–500 мм). Они имеют уникальный предел огнестойкости EI 180 (3 часа!), подтвержденный сертификатом пожарной безопасности. Новые клапаны имеют уникальную запатентованную конструкцию и оснащаются электроприводами Belimo или пружинно-возвратным механизмом с плавким предохранителем. Система двойной изоляции с применением материалов класса А60 в конструкции клапанов обеспечивают высокую герметичность при нормальной и высокой температурах воздуха в закрытом положении клапана, предотвращая распространение огня, дыма и тепла по вентиляционным каналам. Однако для предприятий, связанных с приготовлением пищи, огнезадерживающий клапан может оказать «медвежью услугу». Скопившийся на клапане жир затрудняет закрытие клапана или вообще блокирует его действие, так что огонь успевает прорваться в воздуховод. Для всех отраслей промышленности, а для пищевой особенно, обязательным и самым надежным методом противопожарной профилактики является обеспечение чистоты внутренней поверхности воздуховодов. Без этого ни один противопожарный механизм не сможет сработать своевременно. Попадание в воздуховоды частиц жира от кухонных плит или волокон одежды из сушильных машин в несколько раз увеличивает огнеопасность. В общественных зданиях: ресторанах, гостиницах, больницах и т.д. проверка и очистка вентиляционных каналов должна проводиться на регулярной основе (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок и ППБ 01-03). Спектр оборудования для контроля за скоплением отложений на стенках воздуховода и своевременной очистки вентиляционных каналов на сегодняшнем рынке разнообразен. Одним из лидеров в области производства оборудования для очистки систем центральной вентиляции является датская фирма Danduct Clean, на российский рынок это оборудование поставляет компания «ОксиЛайн». Коротко рассмотрим современные достижения в области инспекции и очистки вентиляционных систем. Дистанционно-управляемые инспекционные роботы Мобильные установки для мониторинга загрязнения воздуховода. При помощи пульта управления передвигаются внутри воздуховода. Оснащены системами видеонаблюдения, которые позволяют определить степень и вид загрязнения. На сегодняшний день дистанционноуправляемые роботы представлены тремя моделями Danduct Clean — уникальными разработками не имеющими аналогов в мире — Micro Danduct Clean, Инспекционный робот Danduct Clean, MPR Danduct Clean. Micro Dan-duct Clean позволяет работать с особо узкими воздуховодами размером от 200і100 мм. Благодаря мобильной платформе и расположению колес может передвигаться в любой плоскости, даже «вверх ногами». Изображение, передаваемое камерами робота, может быть оцифровано и выведено на экран ноутбука. Инспекционный робот Danduct Clean — небольшой робот с двумя видеокамерами, способный пробраться через любые дебри и завалы в воздуховодах протяженностью до 30 м. Как дополнительную опцию на него можно установить устройство для очистки воздуховодов сжатым воздухом. Дистанционно управляемый многоцелевой робот MPR — гордость компании Danduct Clean. MPR — мобильная четырехколесная платформа с мощными электродвигателями, установленными на каждое колесо, управляемыми индивидуально. Такая конструкция позволяет предельно облегчить управление платформой в стесненных условиях воздуховодов и уменьшить радиус разворота. MPR-робот оснащен набором опций для очистки круглых от 400 до 1200 мм и прямоугольных воздуховодов высотой до 1100 мм. Специальные щетки, вращающиеся в различных плоскостях, позволяют со 100% качеством очищать углы прямоугольных воздуховодов. Для круглых воздуховодов используется опция с щетками, вращающимися перпендикулярно оси воздуховода, для очистки прямоугольных — опция с щетками, вращающимися параллельно боковым сторонам воздуховода. При помощи дополнительного оборудования дистанционно-управляемые роботы позволяют проводить дезинфекцию воздуховодов. Машины для очистки воздуховодов Модель DC4 используется для очистки воздуховодов круглого сечения размером от 100 до 600 мм и прямоугольного сечения размером от 100і100 до 1500і600 мм от пылевых отложений. DC4 позволяет производить очистку отводов с углом 90°С воздуховодов, протяженностью до 30 м. Отличительная особенность DC4 — возможность автоматического переключения направления вращения щетки от одной стороны прямоугольного воздуховода к другой. Для очистки прямоугольных воздуховодов используются щетки с двойным ворсом 0,6/0,9 мм в диаметре. Короткий и тонкий ворс выполняет очистку плоскостей воздуховода, а более длинный и толстый качественно очищать углы. Переносная машина PD4 с гибким валом. Высокая скорость вращения и мягкие щетки позволяют очищать воздуховоды от 63 до 150 мм. Мобильность PD4 позволяет экономить время на транспортировке и установке оборудования. Воздушное сопло Airnozzle Очистка воздушным соплом всегда считалась менее эффективной по сравнению с вращающимися гибкими щетками, но компания Danduct Clean разработала новое воздушное сопло Airnozzle, которое обладает способностью проникать в вертикальные воздуховоды размером от 30 мм и без проблем чистить отводы с углом 90°. Airnozzle подсоединяется к любому стандартному компрессору или другому источнику сжатого воздуха производительностью 700 л/мин или больше. Airnozzle можно установить на гибкий вал DC4, чтобы обеспечить возможность визуального контроля процесса очистки щетками. Фильтровентиляционные агрегаты Использование фильтровентиляционного агрегата — превосходное решение удаления и сбора пылевых отложений и из вентиляционной системы. Мобильное устройство VT4000 от Danduct Clean оснащено стандартным HEPA-фильтром площадью 16 м2, который может быть использован даже в медицинских учреждениях и производственных цехах компьютерной отрасли. VT4000 оснащен контрольной панелью с манометром, амперметром и выключателем. В модели VТ4001 стандартный HEPA фильтр заменен встроенным EU6 фильтром и дополнен кассетой HEPA-фильтра. VT4001 имеет более привлекательный вид, меньший размер и вес. Правильный выбор модели вентилятора — это дело первостепенной важности в создании отрицательного давления и необходимой скорости воздуха в воздуховодах. Испытания показали, что скорость воздуха выше 10 м/с достаточна для переноса пылевых отложений и прочего мусора в фильтр. Модельный ряд вентиляторов VT1500, VT3000 и VT10000 позволяет удалять объем воздуха от 2000 до 10000 м3/ч. При необходимости параллельное присоединение двух вентиляторов обеспечивает производительность по воздуху до 20000 м3/ч. Системы очистки воздуховода с помощью сухого льда (подробно о них мы рассказывали в «С.О.К.» №11¢2003 с. 59). Danduct Ice Tech — робот, управляемый дистанционно, использует мелкие частички сухого льда, разбрызгиваемые под давлением через форсунку для удаления отложений со стенок воздуховодов. После обработки частички льда и грязи удаляются. Ice Tech представляет собой мобильную четырехколесную платформу, оснащенную мощными электродвигателями на каждое колесо, управляемыми индивидуально. Такая конструкция позволяет предельно облегчить управление платформой в стесненных условиях воздуховодов и уменьшить радиус разворота. Платформа несет на себе управляемый вручную лифт, на котором установлено сопло с электроприводом, и черно-белую видеокамеру с инфракрасной подсветкой. Платформа соединяется 15-метровым прочным шлангом с машиной KG и проводом с пультом управления. Дистанционный пульт управляет мобильной платформой, подачей сухого льда, скоростью движения платформы и вращения сопла. При необходимости можно увеличить протяженность захватки, удлинив соединительный шланг и провод. Danduct Ice Tech робот позволяет очищать воздуховоды высотой от 200 мм. Для очистки сухим льдом вертикальных воздуховодов и воздуховодов малого сечения используется устройство Steering Kit. Спрей A/C Clean предназначен для очистки теплообменников, которыми снабжены сплит-системы, конвекторы, центральные кондиционеры воздуха, холодильное оборудование, системы кондиционирования автотранспорта и рефрижераторы. С помощью спрея А/С Clean стало возможным удаление грибков, бактерий, вирусов и запахов из системы без использования сжатого воздуха, воды или химикатов, которые могут повредить систему. На российском рынке также получила распространение техника для гигиены вентиляции финской компании LIFA. Система компании LIFA состоит из трех основных компонентов: 1. Робот с дистанционным управлением для проверки и анализа вентиляционных систем. Он передвигается по вентиляционному коробу, а вмонтированная в его корпус видеокамера посылает изображение на экран монитора. Робот также может брать образцы частиц, осевших на стенках, для последующего анализа и отчета о состоянии вентиляционных коробов. 2. Вакуумные установки и фильтры. Очистка систем вентиляции достигается путем перекрытия всех клапанов, вентилей и каналов для создания достаточного потока воздуха. С одной стороны воздуховода находится бесшумная вакуумная установка, которая при помощи отрицательного давления воздуха извлекает частицы грязи из коробов, собирая их в фильтры, расположенные внутри. 3. Чистящее оборудование. С противоположной стороны вентиляционного короба устанавливается чистящая машина, щетки которой, вращаясь в двух направлениях, устраняют частицы мусора, осевшего на стенках воздуховода. Некоторые из машин оснащаются дополнительной камерой и (или) разбрызгивающим устройством. Чистящие машины могут чистить как круглые, так и прямоугольные короба диаметром от 100 до 1600 мм. Длина гибкого чистящего вала достигает 20–40 м.


МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОГНЕСТОЙКОСТИ ВОЗДУХОВОДОВ Почему огнестойкость воздуховода так важна? Система воздуховодов используется для распределения воздуха по зданию. По системе воздуховодов пожар может чрезвычайно быстро распространиться по всем производственным помещениям. Поэтому способность воздуховода противостоять горению имеет большое значение: он должен как можно дольше препятствовать распространению пожара, либо наоборот сгорать как можно быстрее. В каждой стране существуют собственные требования к огнестойкости вентиляционных систем. Например, многие воздуховоды, используемые в зданиях США, в Европе запрещены из-за их огнеопасности. Если в Соединенных Штатах и Канаде применяются быстрогорящие воздуховоды, то в Европейских странах требования противоположны. Чтобы иметь представление о качестве воздуховодов с точки зрения противопожарной безопасности, небесполезно знать, какими методами пользуются производители воздуховодов разных стран для испытания продукции на стойкость к возгораниям. НИДЕРЛАНДЫ До 1996 г. в Нидерландах действовал стандарт NEN 3883 на испытания гибких воздуховодов. Он регламентировал влияние воздуховода на распространение огня и степень выделения дыма воздуховодом в случае пожара. В 1996 г. стандарт NEN 3883 был разделен на стандарты NEN 6065 и NEN 6066. В стандарте NEN 6065 описаны методы испытаний для определения передачи пламени и вклада воздуховода в распространение пламени. В стандарте NEN 6066 описаны методы испытаний для определения выделения дыма. Для определения скорости распространения пламени образец испытываемого материала подвергается нагреву путем излучения таким образом, что падающее излучение перемещается по поверхности образца в определенном направлении. Одновременно в месте наибольшей интенсивности излучения на образец действует газовое пламя определенного размера. Замеряется расстояние, на которое переместится пламя за первые 10 минут. По этому показателю материал относят к тому или иному классу распространения пламени. Для определения класса воспламенения два образца испытываемого материала устанавливаются в испытательной камере вертикально и параллельно друг другу. С помощью электронагревательной спирали в камеру подводится тепло, необходимое для распространения пламени. Показателем вклада испытываемого материала в распространение пламени служит электрическая мощность. Полученные результаты позво-ляют отнести материал к соответствующему классу. Уделяется внимание состоянию материала после испытаний. Выделение дыма изоляционным материалом характеризуется показателем (R). Согласно стандарту NEN 3881: г R < 5 — слабое выделение дыма; г 5 < R < 60 — среднее выделение дыма; г 60 < R < 150 — сильное выделение дыма; г R > 150 — очень сильное выделение дыма. Испытательная лаборатория учитывает степень токсичности газов, выделяемых в случае пожара. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В Великобритании испытания гибких воздуховодов регламентируются одним стандартом — BS 476 (BS — британский стандарт). Он разделен на несколько параграфов, из которых к гибким воздуховодам относятся §§ 6,7 и 20. BS 476 регламентирует следующие методы: Определение величины энергии, выделяемой при повышении температуры. При испытаниях образец нагревают в печи, измеряют количество продуктов сгорания. В британском стандарте также предусмотрено деление на классы. Чем меньше продукт сгорания, тем меньший класс ему присуждается. Определение способности к предотвращению выхода пламени наружу. Для предотвращения распространения пожара воздуховод должен как можно дольше удерживать пламя внутри себя. Во время испытаний поток горячего газа, получаемый в воздушной печи, пропускается через воздуховод подобно тому, как распространяется пожар. Воздуховод считается выдержавшим данное испытание, если по истечении 15 минут в нем не появляется никаких отверстий или самопроизвольного возгорания. В протоколе испытаний фиксируется точное время начала процесса возгорания. ГЕРМАНИЯ В Германии для определения огнестойкости гибких воздуховодов предусмотрено большое количество испытаний, поэтому мы опишем самые важные. Германский стандарт на эти испытания — DIN 4102. Согласно ему огнеопасность делится на два класса: А и В. Класс А характеризует состав элементов. Изделие класса А1 полностью изготовлено из негорючих элементов. Изделие класса А2 — из горючих и негорючих элементов. Внутри класса В существуют следующие различия: В1 — почти негорючий; В2 — слабо горючий; В3 — сильно горючий. Одним из основных методов испытаний как для класса А, так и для класса В является испытание на скорость распространения пламени. Для класса А предусмотрен обязательный контракт по контролю. Если изделие прошло аттестацию, с проводящей испытания организацией заключается контракт, по которому ежегодно проводятся выборочные проверки на соответствие изделия предъявляемым требованиям. О проверке заранее не сообщается, поэтому она считается на 100% объективной. Каждому типу изделий присваивается свой сертификационный номер, который должен быть указан на изделии. В числе прочих методов — испытание материала на токсичность, т.к. при горении воздуховода важное значение имеет не только его способность противостоять горению, но и состав дыма. ФРАНЦИЯ Во Франции гибкие воздуховоды испытываются в соответствии со стандартом NF Р92501/509. Образцы подвергаются различным испытаниям, в зависимости от их толщины. Основные критерии — скорость распространения пламени и количество выделяемой энергии. Исходя из полученных данных, изделию присуждается класс М (от М0 до М5). Классу М0 соответствуют наиболее качественные образцы. АВСТРИЯ В Австрии, как и в Германии, предусмотрены классы огнестойкости А и В. Класс А не имеет деления и остается просто классом А. Изделие относится к данному классу, если оно не горит при температуре 750°С. Класс В так же, как в Германии, разделен на категории В1, В2 и В3. Требования к такому разделению и соответствующие методы испытаний регламентированы в австрийском стандарте Onorm 3800. Изделия проходят проверку, в т.ч. на скорость распространения пламени, плотность дыма и плавление. В РОССИИ нет регламентов по требованиям к горючести гибких воздуховодов, поэтому их сертификация носит характер испытаний на безопасность при сгорании и невоспламеняемость воздуховода. По материалам сайта www.diaflex.ru