Принятые в последнее время законодательные акты, внёсшие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обозначили преемственность формирования профессиональной стандартизации и профессионального образования.

Новая законодательная база устанавливает обязательность применения работодателями профессиональных стандартов в качестве требований к квалификации для выполнения определённых трудовых функций, в частности, при осуществлении деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего образования, дополнительными профессиональными программами в данной области.

Профессиональные стандарты являются первой и основной ступенью в повышении и оценке профессиональной квалификации специалистов. На их основе работодатели, организации, ведущие образовательную деятельность, могут упорядочить и стандартизировать свою деятельность. Требования стандартов распространяются не только на работодателей и работающих специалистов, они обязательны в образовательном процессе — для учебных заведений, при формировании компетенций, а также требуемых знаний и умений для студентов и слушателей соответствующих направлений подготовки.

По данным опроса Минтруда России, только 8,0% работодателей считают, что выпускники образовательных организаций в целом готовы к выполнению своих должностных обязанностей, если они соответствуют направлению их профессиональной подготовки.

По мнению бизнес-сообщества, 58,3 % выпускников образовательных организаций необходимо освоить некоторые умения и навыки по конкретным должностным обязанностям, чтобы успешно применить знания на практике. А 26,5 % выпускников требуется довольно длительный период для адаптации и обучения на рабочем месте, несмотря на соответствие выполняемой работы направлению профессиональной подготовки.

Развитие энергосбережения как отрасли экономики должно обеспечиваться профильными кадрами, обладающими набором специализированных компетенций. Подготовка таких специалистов — первоочередная задача, без решения которой сложно говорить о самой возможности системной интеграции энергосберегающих программ в различных отраслях экономики.

И для решения задачи формирования кадрового потенциала в сфере энергосбережения должны быть предприняты системные меры, направленные на разработку и внедрение качественно новых для Российской Федерации образовательных профилей, учебных планов и методического обеспечения, создание необходимых демонстрационных технологических площадок, ресурсное обеспечение данных направлений подготовки и привлечение к преподаванию подлинных, а не декларируемых профессионалов из данной сферы.

Соответственно, этот процесс требует консолидации как интеллектуальных, так и материально-технических ресурсов, за счёт которого образуется необходимое образовательное пространство. Только в этом пространстве возможен качественный рост профессионала, его всестороннее развитие. И только такой системный подход способен принести реальные результаты и привести нас к успеху в решении задачи формирования качественно нового класса профессионалов для сферы повышения энергоэффективности экономики.

С учётом востребованности специалистов в сфере энергоэффективности и энергосбережения в настоящее время подготовке и повышению квалификации кадров данного направления должно уделяться основное внимание.

В настоящее время утверждено более 800 профессиональных стандартов. В частности, приняты стандарты в области энергоэффективности в строительстве:

  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;
  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере.

С указанными стандартами тесно связаны профессиональные стандарты: «Руководитель строительной организации», «Организатор строительного производства», «Организатор проектного производства в строительстве», «Инженер-проектировщик сооружений очистки сточных вод», «Специалист в области оценки качества и экспертизы для градостроительной деятельности» и др. При этом разработанные стандарты постоянно совершенствуются и развиваются. Разработан и находится на стадии утверждения профессиональный стандарт «Специалист технического заказчика».

Профессиональные стандарты в перспективе должны заменить ЕТКС и ЕКС. Профстандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. На их основе работодатели, образовательные учебные заведения профессионального образования, профильные организации могут упорядочить и стандартизировать свою деятельность. Данные профессиональные стандарты должны стать важной ступенью в оценке профессиональной квалификации специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве.

Следует отметить, что единая система подготовки специалистов в области энергосбережения сейчас отсутствует. Отдельные вузы и образовательные центры самостоятельно формируют образовательные программы для подготовки таких специалистов. Законодательная база постоянно совершенствуется, появляются новые подзаконные акты и нормативные документы.

Всё это требует совершенствования и доработки существующих программ обучения. Они должны отражать основные положения Государственной программы по энергосбережению «Энергоэффективность и развитие энергетики», ключевые положения законодательства, рекомендации по разработке и реализации региональных программ энергосбережения и программ организаций, содержать основные требования к энергетическому паспорту и порядку проведения энергетического обследования, основы энергетического менеджмента, организацию финансирования проектов в области энергосбережения.

При этом энергоаудиторы, энергоменеджеры, сотрудники энергосервисных компаний, проектировщики и строители энергоэффективных объектов востребованы практически во всех отраслях народного хозяйства.