Проблема с общедомовыми нуждами навсегда ушла в прошлое для управляющей компании «Махалля» в Набережных Челнах. За несколько лет им удалось установить во всех своих 107 управляемых домах систему, которая позволила минимизировать сумму ОДН. В отдельных случаях она бывает равна нулю. В рамках совместного проекта Правительства РФ и МБРР «Реформа ЖКХ в России» этот опыт был отмечен как пример лучшей практики и предложен к тиражированию в федеральном масштабе.

Сразу отметим, что весь город Набережные Челны ушел далеко вперед по степени оборудования многоквартирных домов (МКД) приборами учета. 96 % домов имеют индивидуальные тепловые пункты (ИТП) и узлы погодного регулирования, большая часть которых завязана в общую систему — единую диспетчерскую. При этом Альфия Романова, заместитель начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Исполнительного комитета города Набережные Челны, отметила: «УК “Махалля” — непревзойденный лидер энергосбережения».

Все началось в 2004-м году, когда в первом доме установили первый ИТП. Пристально изучив его работу, к 2006-му управляющая компания начала массовую установку ИТП — за счет собственных средств. Когда был принят Федеральный закон №185-ФЗ, это дало возможность включать данный вид работ в счет капитального ремонта. Таким образом первый этап внедрения системы завершился в 2011-м году тем, что 107 жилых домов оказались оборудованы ИТП — это позволило обеспечить снижение теплопотребления с 18 до 30 %.

Денежная экономия получилась очень существенная — в 2012-м году на отопление потрачено на 38 млн руб. меньше по сравнению с 2011-м. Управляющая компания приступила ко второму этапу. По ее заказу была разработана и внедрена система диспетчеризации ИИС «ИЦ ЭТА». УК разработала свою программу. Можно сказать — собственного изобретения. Разработка «забрала» 7 млн руб. из собственных средств компании.

Принцип работы информационноизмерительных систем учета количества энергоресурсов, оперативного контроля и анализа инженерных систем объектов ИИС «ИЦ ЭТА» основан на удаленном получении информации от измерительных и вспомогательных компонентов по каналам связи и ее обработке. Информационно-измерительные системы учета количества энергоресурсов, оперативного контроля и анализа инженерных систем объектов ИИС «ИЦ ЭТА» состоят из измерительных, связующих, вычислительных и вспомогательных компонентов, из которых формируются измерительные каналы: количества теплоты, объемного, массового расхода теплоносителя; холодной, горячей воды; газа; мощности и количества активной электрической энергии.

В качестве вычислительных компонентов применяются обычные PC-компьютеры с установленным программным обеспечением ИИС «ИЦ ЭТА». Что позволяет делать эта программа? Контролировать весь жилой дом полностью — теплоснабжение, водоснабжение, электричество, как общего, так и индивидуального потребления. Диспетчер может с рабочего места «войти» в любой жилой дом. Он имеет перед глазами карту территории управляющей компании, где отмечены все 107 жилых домов.

Красные и зеленые точки — это ИТП. Причем те места, где ведутся ремонтные работы — красные, это обозначает, что подвал в данный момент открыт. Система контролирует 65 параметров жилого дома, начиная от открытой двери в подвал и заканчивая отключением насоса, задымлением, затоплением. Если красная точка загорается, значит, там нештатная ситуация вне зависимости от ее «природы».

Рис. 1. Автоколебательные процессы до внедрения автоматизированной системы

Рис. 1. Автоколебательные процессы до внедрения автоматизированной системы

Функции системы: сбор данных о потреблении энергоресурсов с приборов учета; сбор данных о работе оборудования и инженерных систем, мониторинг их рабочих параметров; визуализация работы систем в режиме реального времени; представление оперативной информации (мнемосхемы, таблицы, отчеты); построение отчетов для расчетов с энергоснабжающими организациями; архивирование отчетов в базе данных; отслеживание нештатных ситуаций; удаленное управление исполнительными механизмами на эксплуатируемых объектах; автоматическое регулирование и контроль теплоснабжения зданий.

Программное обеспечение вычислительных компонентов системы разделяется на клиентскую и серверную часть. Серверная часть ПО выполняет функции: непрерывного опроса оборудования объектов диспетчеризации; управления устройствами по средствам передачи управляющих команд; диагностики и определения нештатных ситуаций; запись событий в базу данных и архив событий.

Клиентская часть ПО выполняет функции: визуализации текущих параметров, архивных таблиц, диаграмм; генерации отчетных ведомостей установленной формы; оповещения пользователей о возникновении событий; формирования управляющих заданий; аутентификации пользователей. Поскольку система «работает» с отоплением, водоснабжением и электричеством, то обеспечивает достижение различных целей в соответствующих направлениях.

В теплоснабжении внедрение автоматизированной системы позволяет осуществлять удаленное управление автоматикой погодного регулирования; ликвидирует автоколебательные процессы (рис. 1 и 2); обеспечивает оперативный контроль за параметрами учета; дает анализ накопленной измерительной информации на основе временных срезов. Немаловажно своевременное определение аварийных ситуаций, которое производится благодаря анализу расчетных и фактических параметров теплои водоснабжения и автоматизированному оповещению об отказах технологического оборудования.

А в электроснабжении система автоматизации предоставляет возможности для присоединения электрических общедомовых и квартирных счетчиков, а также регистраторов импульсов («Пульсар», МИРТ и т.д.). По общедомовым электрическим счетчикам реализованы функции: получение мгновенных измерительных параметров; сбор архивных баз с приборов коммерческого учета; формирование отчетных ведомостей согласно отчетным формам производителей измерительных приборов; формирование диаграмм по параметрам (активная мощность; реактивная мощность; напряжения на фазах А, В, С; токи на фазах А, В, С; частота; коэффициент мощности).

По квартирному учету электроэнергии производится съем часовых значений интеграторов, съем суточных значений интеграторов, формирование графиков потребления электрической энергии по последним датам (часы/сутки/месяц), а также формирование файла-выгрузки для ЕРЦ. В учете данных с индивидуальных счетчиков горячего и холодного водоснабжения система позволяет производить индивидуальный поквартирный учет потребляемых энергоресурсов, дистанционный съем показаний с приборов учета, автоматическую передачу данных в расчетные центры, автоматизацию расчетов за потребленные энергоресурсы.

Особого внимания заслуживает возможность оперативного контроля, возможность осуществлять видеонаблюдение на объекте в режиме реального времени, производить удаленное управление автоматикой регулирования и информирование диспетчерской службы о нештатных ситуациях с последующим выездом мобильных бригад для устранения возникших проблем.

Система дает широкие возможности для анализа: она позволяет строить таблицы и графики временных срезов по всем имеющимся данным от оборудования инженерных систем на основе текущих, часовых, суточных и месячных архивов, таблиц и графиков по удельным показателям потребления тепловой энергии, электрической энергии, горячей и холодной воды, ранжировать объекты по показателям удельных величин, оценивать точность соблюдения режима отпуска тепловой энергии энергоснабжающими организациями.

Таким образом, в результате внедрения системы жители 107 домов получили экономию в 2013-м году в размере 40 млн руб., причем дополнительно к той экономии, которую удалось получить в результате установки ИТП. Вообще, ИТП — исключительно выгодная система, но без диспетчеризации она имеет свои минусы. Индивидуальные тепловые пункты нуждаются в ежедневном обходе и контроле.

Система ИИС «ИЦ ЭТА» позволяет выставить жесткие параметры: для инженерных сетей характерно колебание давления, что в результате сбивает в сетях установки ИТП. Система диспетчеризации решает эту проблему. Содержать персонал нет необходимости, а управляет системой один человек. Не надо бегать по подвалу, не надо содержать сантехника, который будет ходить настраивать эти ИТП в случае сбоя какого-то параметра.

Все параметры устанавливаются в одном месте — в диспетчерской. Также эта система может контролировать все индивидуальные приборы учета. Установка полного комплекта соответствующих счетчиков в каждую квартиру, по сути, стало третьим этапом внедрения системы. Это в значительной степени позволило решить проблему с ОДН. В каждую квартиру были установлены счетчики с импульсными выходами.

Замена всего комплекта счетчиков на одну квартиру стоила компании, которая проводила работы за свой счет, 12–14 тыс. руб. (импульсные счетчики — в квартире, «Пульсар» — на этаже, в доме). Принято считать, что средняя сумма ОДН в МКД — это 20 %, но в домах «Махалля» ОДН редко вырастает выше 7–8 %. В доме показания снимаются единомоментно в 24:00 раз в месяц с 22-е на 23-е числа.

Рис. 2. Автоколебательные процессы после внедрения автоматизированной системы

Рис. 2. Автоколебательные процессы после внедрения автоматизированной системы

Система показывает любые вмешательства в систему, например, если собственник установил магнит. Система отображает красными линиями процесс вмешательства в работу системы, и тогда в квартиру идут контролеры и проверяют, в чем там дело. За счет этого, считают в компании, и снизилась сумма ОДН. «Из-за чего возникают ОДН? — говорит руководитель “Махалля” Рамиль Нуруллин. — Я не один год занимался ЖКХ и даже мне был не до конца ясен этот вопрос. Первое, что приходит на ум, — из-за того, что плохо обслуживаются жилые дома и происходят утечки. Но у нас утечек нет, сухо. И теперь мы точно знаем, что для ОДН есть две причины: первая — неравномерная передача жителями данных (“неучет” сотых долей, сознательное занижение, подача не тем числом… — получается расход был, но на учетный момент в счете на квартиру не заявлен). Вторая причина — воровство как результат воздействия на счетчик. Это происходило в наших домах, где все квартиры оснащены счетчиками. В других, где много квартир живет по нормативу, получалось так: по нормативу считают, что потребляет один человек, а потребляют пятеро».

Контролеры «Махалля» ходят по домам, находящимся в управлении, и пытаются пресекать воровство. Об эффективности их работы говорит то, что однажды в одном месяце был даже «отрицательный» ОДН (!). В штате пять контролеров. Наиболее частый способ воздействия на счетчик — установка магнита. И поскольку по закону проверка квартиры не может производится чаще, чем раз в полгода, жильцы это знают и иногда препятствуют допуску в жилье.

Содержание системы диспетчеризации происходит за счет собственников, которые платят по статье «содержание ИТП» в квитанции. Если раньше 15 человек держали в штате для обслуживания ИТП, то сегодня с этой работой справляется два человека. За счет экономии УК удается инвестировать в дальнейшее оснащение дома, в разработку программного обеспечения, которым бесплатно делятся с коллегами-коммунальщиками.

Система позволяет не только избегать перетопов, но и регулировать температуру отопления и продолжительность отопительного сезона, и в данном вопросе жители проявляют исключительную активность. Люди сами выбирают себе температуру. Учет мнений разных категорий людей обеспечивают старшие по домам — кому-то холодно, а кому-то жарко. Решение фиксируется протоколом, который доставляется в УК.

По СНиП запуск отопления осенью производится не позднее пяти дней со средней температурой +8 °C, однако в этой управляющей компании дату начала и конца отопления определяют старшие по домам. То же самое и с температурой отопления. В тех домах, где живут преимущественно пенсионеры, температура чуть выше (+22 °C). Жителей этих домов предупредили, что увеличение температуры в квартире на 1 °C увеличивает платежи на 5–7 % по теплу. И население не возражает против такого повышения коммунальной платы, ведь это их осознанное решение.