Думаю, что данная система подтвердит правильность наших подходов к оценке выбросов и определит положения мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях. Хотя доходы России от продажи квот оцениваются от 1 до $5 млрд долларов в год, наша страна выбрала осторожную позицию. По заявлениям ответственных лиц Минэкономразвития России, РФ не планирует продавать квоты, не обеспеченные реальными проектами сокращения выбросов. Более реально в ближайшее время начать реализацию проектов совместного осуществления, когда участвуют две или несколько стран. Но опять же правовая база только готовится. Важным элементом плана является реконструкция муниципальных систем теплоснабжения: уже к 2008 г. доля заменяемых ветхих сетей увеличится вдвое! Как это положение согласуется с региональными планами модернизации ЖКХ, остается вопросом. Предполагаются меры по существенному сокращению потерь природного газа, а к 2010 г.намечается внедрить практику утилизации метана, получаемого при переработке твердых бытовых отходов. Сегодня в России технология утилизации метана почти не применяется, а возрасти она должна до 10%. В плане Минэкономразвития называются и другие конкретные показатели, которых должна достичь Россия к 2008–2012 гг.Например, сокращение удельного потребления топлива в производстве электроэнергии на 8%, уменьшение предельных выбросов в атмосферу попутного газа на 10 тыс.м3 на 10 тыс. т добываемой нефти в год, двойной рост доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны. Хочется подчеркнуть, что все обязательства предприятия принимают на добровольной основе. Предприятия сами решают, имеет ли смысл внедрять у себя технологии, сокращающие выбросы парниковых газов, и стоит ли тратить некоторые первоначальные средства на подготовку проектных предложений. При появлении нормативной базы возникнет необходимость отработки механизмов торговли сокращениями выбросов, обмена опытом по реализации проектов совместного осуществления. Этот процесс потребует какого-то времени, а практика— реализации, уточнения и корректировки. Здесь важную роль может сыграть информационное обеспечение. Обратимся также к мнению одного из ведущих аналитиков энергосбережения, директора ЦЭНЭФ (Москва) Игоря Башмакова: «Уже сегодня, задолго до 2012 г., в зависимости от восприятия риска 1 т СО2 стоит на рынке от $1 до $10. К 2012 г.цены будут намного выше. Для повышения качества квот необходимо поощрять деятельность по снижению эмиссии и создавать системы инвентаризации, верификации и регистрации снижения эмиссии. Потенциал предложения России на рынке торговли квотами — это оценки запаса. Для того чтобы из запаса сделать поток, необходимо построить инфраструктуру для «извлечения» квот и последующей торговли ими. Необходимо время, чтобы научиться торговать». И хотя до сих пор в стране существуют противники Киотского протокола, Россия начала выполнять его требования. Инвестиции лишними не бывают. Важно не стоять в стороне от этих процессов, не упустить свой шанс, а оказаться в соответствующий момент с необходимыми предложениями в нужном месте. Россия готова к выполнению обязательств по Киотскому протоколу Как сообщил журналистам статс-секретарь, заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов, 15 марта с.г.на заседании правительства первый раз после ратификации РФ Киотского протокола был рассмотрен «прогресс России в соблюдении обязательств, установленных Киотским протоколом». «Мы очень близки к выполнению обязательств по Киотскому протоколу, — сказал А.Шаронов.— В частности, Россия готова к созданию национальной системы мониторинга выбросов в атмосферу, что позволяет переходить на следующую стадию — выполнение механизмов Киотского протокола». Теперь, по словам А.Шаронова, «необходимо определить, какие механизмы будут использоваться», сколько квот на выброс углекислого газа будет продаваться и через кого. Он также отметил, что предстоит внести ряд поправок в российское законодательство для реализации Киотского протокола. В конце февраля 2006 г. правительство РФ в целях реализации обязательств РФ по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата создало российский реестр углеродных единиц для обеспечения учета, введения в обращение, хранения, передачи, приобретения, аннулирования и изъятия из обращения единиц сокращения выбросов, сертифицированного сокращения выбросов, установленного количества и абсорбции. Реестр также предназначен для переноса единиц сокращения выбросов, сертифицированного сокращения выбросов и установленного количества. Тогда же Министерству природных ресурсов (МПР) РФ поручено обеспечить ведение российского реестра углеродных единиц в соответствии с требованиями Киотского протокола и в установленном порядке до 1 мая 2006 г. представить в правительство РФ предложения о назначении администратора российского реестра углеродных единиц. Кроме того, МПР совместно с Минэкономразвития РФ и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 июня 2006 г. поручено разработать и утвердить порядок формирования и ведения российского реестра углеродных единиц.