Масдар расположен в пригороде столицы ОАЭ Абу-Даби, в северо-восточной части персидского залива. Климат в регионе жаркий, засушливый, часто случаются песчаные бури. Температура в летние месяцы колеблется в диапазоне 40-45 °C, но временами достигает и 50 °C. Такие погодные условия особенно способствуют развитию фотовольтаических технологий. Действительно, город будущего уже сегодня на 100 % снабжается электроэнергией за счёт фотоэлектрической станции, развёрнутой по соседству. Однако палящее солнце — не только источник возобновляемой энергии, но и проблема для горожан. И этой проблеме нашлось архитектурное решение: улицы Масдара довольно узкие, не более 3 м шириной, и почти полностью скрыты в спасительной тени зданий. Архитектура города достойна отдельной статьи. Традиционные арабские мотивы изящно вписаны в постконструктивистскую модель застройки. Прорези на фасадах складываются в разнообразные ажурные рисунки, выполняя не только эстетическую, но инженернотехническую задачу, а именно — обеспечивая естественную вентиляцию зданий. Ступенчатые карнизы на волнообразных терракотовых фасадах придают улицам сходство с глинистыми каньонами. Зелёные насаждения на кровлях усиливают иллюзию естественного происхождения городской среды.

Любое большое начинание неизбежно встречает критику. И Масдар тоже не избежал этой участи. Над идеей города с нулевым выбросом откровенно смеялись. И насмешки эти не лишены основания, ведь рядом с городом построены гоночные трассы Ferrari Word и трасса для автомобилей класса Formulal — Yas F1 race.

При строительстве любого города, даже применяя самые «зелёные» материалы, невозможно обойтись без вредных выбросов. Как минимум инструмент и расходные материалы требуют производства, в результате которого выделяется углерод, да и работа строительный техники не способствует улучшению экологической ситуации.

Транспорт — ещё одно провозглашённое экологическое преимущество города, которое стало проблемой. Дело в том, что на территории Масдара полностью запрещено движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В городе можно взять такси (электромобиль), но что делать с автомобилем, на котором вы приехали? Строительство ветки «лёгкого» метро, которое свяжет Масдар с Абу-Даби, планируют завершить только к 2030 году. Единственным аргументом в защиту градостроителей служит тот факт, что рядом с городом находится международный аэропорт Абу-Даби.

Город будущего окружает стена, которая стала ещё одной причиной нападок скептиков. Масдар называли чуть ли не «режимным» городом, игрушкой для элиты, закрытой для простых граждан. Стена, однако, выполняет совсем другую функцию. Она предохраняет город от песчаных бурь, а попасть в Масдар может любой желающий круглосуточно.

Впрочем, тема классовой ориентированности Масдара далеко не однозначна. Для рабочего класса город будущего сегодня действительно малопривлекателен. Город пока не создал достаточного количества рабочих мест, а жить там, работая в столице, неудобно из-за транспортной ситуации в городе.

Компании, работающие в области ВИЭ, проявили большой интерес к проекту. Около трёхсот фирм, среди которых Ecomagination корпорации GE, Lockhead Martin и другие индустриальные тяжеловесы, открыли свои офисы в Масдаре. Однако большинство этих офисов не служат постоянным рабочим местом для сотрудников компаний. Интернациональное агентство по возобновляемой энергетике (IRENA) приняло решение обосноваться в Абу-Даби после того, как ему были предложены площади в здании, оборудованном по последнему слову техники. Благодаря воздухонепроницаемой изоляции и высокотехнологичным лифтам это шестиэтажное здание потребляет втрое меньше энергии, чем аналогичный офисный центр, действующий в Абу-Даби. Более того, в здании практически полностью отсутствует верхнее освещение; ему на замену пришло естественное освещение, обеспеченное светопрозрачными фасадными конструкциями большой площади. Кроме того на крыше штаб-квартиры IRENA также установлены солнечные водонагреватели.

Идею города будущего претворяет в жизнь архитектурное агентство Foster & Partners. В разработке проекта принял участие Норман Фостер — знаменитый британский архитектор, лауреат Императорской премии. Планировалось, что в Масдаре поселятся 50 тыс. человек и до 40 тыс. будут посещать город ежедневно. Пространство в городе организовано таким образом, что все объекты расположены в шаговой доступности. Можно воспользоваться услугами такси. Это небольшие беспилотные электромобили, оборудованные сенсорным дисплеем, на котором в несколько нажатий можно определить пункт назначения. Центральное ядро города расположено на подиуме (на языке архитекторов — стилобате), в котором должны разместиться все городские службы. Там же находится восхитительная по своей пластичности лестница, пожалуй, единственная в городе, оснащённом огромным количеством эскалаторов и траволаторов. В центре города располагается головной офис компании Siemens на Ближнем востоке. Это прямоугольное футуристическое здание сочетает смелое визуальное решение с высокой технологической оснащённостью. Безусловной доминантой центра, где высотность застройки не превышает шести этажей, является холодильная башня. Это 65-метровое строение с каркасом из лёгких сплавов призвано направлять воздушные потоки на площадь, отводя избытки тепла за счёт встроенной оросительной камеры цилиндрической формы.

Главным градообразующим элементом выступает Масдарский институт (Masdar Institute of Science and Technology), основанный совместно с американским US University. В этом учебном заведении особый акцент сделан на экологию и возобновляемые источники энергии. По задумке организаторов, Масдарский институт должен стать всемирным центром развития ВИЭ. Уже сегодня в тени многочисленных кафе можно увидеть студентов из разных стран, отдыхающих в перерывах между занятиями. Возможно, эти молодые люди станут адептами нового, постуглеводородного мира, о котором давно мечтают наши экологи, да и все небезразличные к судьбе планеты люди.

Когда разразился финансовый кризис, строительство пришлось заморозить. За десять лет, прошедших с 2006 года, было введено в эксплуатацию только 5 % зданий и сооружений, которые планировали возвести на территории 6 км2, отведённой под застройку. Западные издания окрестили Масдар городом-призраком, публикуя фотографии пустых улиц и незаселённых домов. Да и сами менеджеры, ответственные за строительство, в конце концов, вынуждены были признать, что построить город с нулевыми выбросами углерода им не удалось. Тем не менее, город, который сам перерабатывает отходы, полностью независим от централизованного энергоснабжения и собирает дождевую воду, безусловно, является передовым проектом, которому нет аналогов в мире. К слову, вода в этой части Аравийского полуострова в большом дефиците, и даже 100 мм годовых осадков (в Москве только в августе этого года уже выпало более 170 мм) представляют ценность.

Строительство города будущего — это грандиозный эксперимент, на реализацию которого госкорпорация Mubadala планирует потратить $ 22 млрд. Изначальный график строительства оканчивался 2016 годом, но сроки уже перенесены на 2030 год. Станет ли Масдар городом будущего, где по чистым улочкам бесшумно снуют электромобили, где воздух чистый и прозрачный, небо не рассечено паутиной проводов, а на фасадах не гудят кондиционеры, или превратится в первый зелёный город-призрак? Время покажет. После затишья, вызванного кризисом кредитования, строительство возобновилось. Главный менеджер по дизайну Масдара Крис Ван категорически отрицает провал своего детища. Он называет проект частью эволюционного процесса.

Город будущего — один из наиболее громких проектов, который символизирует политический курс, намеченный высшим руководством ОАЭ. В январе этого года абсолютный монарх, эмир Абу-Даби, шейх Мухаммад Бин Рашид написал в своём твиттере: «Воздав дань последней бочке нефти, как сказал мой брат Мохаммед Бин Заед, мы создадим экологичную экономику, которая станет залогом стабильности для грядущих поколений».