Германия является признанным мировым лидером энерго и ресурсосбережения с одним из самых жестких законодательств и самых суровых нормативов в этой области. Не случайно многие европейские государства переняли, например, немецкие стандарты выдачи и контроля энергетических паспортов, выдаваемых зданиям [1]. По примеру Немецкого энергетического агентства (Deutsche EnergieAgentur GmbH, dena) европейские здания получат энергетические паспорта улучшенного качества, снабженные печатью, которая гарантирует подлинность, а также описанием энергетического состояния здания и его частей. Список организаций, имеющих право выдавать такие паспорта, находится в открытом доступе для любого желающего. Выдача энергетического паспорта теперь должна сопровождаться двумя пакетами предложений по возможным энергосберегающим мероприятиям. Первый пакет включает в себя малозатратные, но экономически выгодные впоследствии процедуры (гидравлическая балансировка или оптимизация настроек автоматических регуляторов). Второй пакет содержит комплексные предложения по модернизации здания (замена окон, теплоизоляция фасада, использование возобновляемых источников энергии). Все эти требования содержатся в принятой 18 мая 2010 г. Европейским парламентом Директиве по энергоэффективности зданий (Energy Performance of Buildings Directive, EPBD).Подобная обеспокоенность европейцев по поводу экономии тепла и энергии вполне оправдана: глобальное потепление и изменение климата, о котором еще недавно говорили как о чем-то абстрактном, уже, похоже, становится реальностью. Во многих уголках нашей планеты сейчас можно наблюдать природные катаклизмы различного рода: регулярные ураганы на американском континенте, наводнения в европейских странах, длительное отсутствие дождей в Центральной России становятся причиной человеческих жертв, губительным образом сказываются на экономике и сельском хозяйстве как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Так, аномальная жара и засуха этим летом погубили российские посевы зерновых культур на площади 11 млн га. Прогноз урожая снижен на треть — до 60–65 млн против 97 млн т в минувшем году. Данная ситуация привела к запрету экспорта ржи и пшеницы этих злаков, некоторых других сельскохозяйственных продуктов, пшеничной и пшеничноржаной муки и, как следствие, росту цен и обеспокоенности во многих странах, зависящих от иностранных поставок [2].Голод Земле пока, к счастью, не грозит, но тенденция уже нехорошая. По мнению экологов, к подобной ситуации могли привести многолетние бесконтрольные выбросы в атмосферу парниковых газов в результате сжигания природного газа, нефтепродуктов, угля и прочих полезных ископаемых. Практика последних лет показывает, что не только использование, но и добыча, и транспортировка природных ресурсов могут нанести окружающей среде ничуть не меньший вред. Сразу вспоминается авария на нефтедобывающей платформе в Мексиканском заливе, когда управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула у побережья штата Луизиана [3]. Утечка нефти, которая началась вслед за этим, нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас. По данным BP, на 27 июля 2010 г. из аварийной скважины было собрано 823,8 тыс. баррелей вытекшей нефти, что, по оценкам некоторых специалистов, составляет лишь около одной пятой части от реального объема, т.е. в Мексиканском заливе еще осталось 79 % вытекшей из скважины нефти. Как это в будущем скажется на состоянии Мирового океана, пока сказать трудно. Но негативные последствия, такие как гибель рыбы и птицы, загрязнение прибрежных территорий, перенос нефтепродуктов течениями за пределы залива, налицо уже сейчас. А вот еще один пример, иллюстрирующий, что вред от добычи ископаемого топлива может проявиться не сразу, а почти век спустя, причем с неожиданной стороны. Россияне в некоторых регионах, в т.ч. в Московской области, практически каждое лето страдают от горящих торфяников, представляющих собой осушенные для торфоразработок болота. Прорытые дренажные каналы до сих пор исправно отводят воду, хотя добыча торфа не ведется уже в течение нескольких десятилетий. Особенно опасны заброшенные участки фрезерной добычи торфа, которой активно занимались в 1930х гг. В одной только Московской области торфоразработки покрывают территорию не менее 30–40 тыс. га, в основном на востоке области [4]. Для восстановления леса на месте пожаров, имевших место в этом году, потребуется, по разным оценкам, от 15 до 300 лет (!). Исправление советских ошибок, т.е. мероприятия по обводнения торфяников, потребуют нескольких лет и не менее 20–25 млрд руб. [5].Все эти и другие события последних лет все явственнее намекают на необходимость поиска более безопасных для окружающей среды способов получения тепла и электроэнергии и бережного расходования имеющихся природных ресурсов. Наша страна, к сожалению, пока до Европейского Союза не дотягивает. По энергоэффективности Россия отстает от среднеевропейского уровня в три раза, а применяемые российскими производителями энергосберегающие технологии занимают менее 1 % среди общего объема технологий [6]. Виной тому несовершенное законодательство в области защиты климата, незначительные штрафные санкции за вред, наносимый окружающей среде, высокий уровень коррупции, потребительский настрой граждан по отношению к природе. Массовое внедрение энергосберегающих технологий и приборов, работающих на альтернативных источниках энергии, в частности, систем отопления и горячего водоснабжения, нередко натыкается на бюрократические преграды, отсутствие четких нормативов по выдаче разрешительной документации. Конечно, следует признать, что некоторые подвижки в правильном направлении имеются. Например, 4 июня 2008 г. Президент РФ-Дмитрий Медведев подписал Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором поручил Правительству РФ принять меры по повышению энергетической и экологической эффективности электроэнергетики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, а также обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. В результате реализации указанных мероприятий к 2020 г. энергоемкость ВВП должна снизиться не менее, чем на 40 % по сравнению с 2007 г. Поскольку своего опыта в данной области у России было немного, решили воспользоваться немецкими наработками и организовать совместное Российско-германское энергетическое агентство, которое должно заниматься внедрением энергосберегающих технологий и инновационных энергоэффективных проектов, прежде всего в бюджетной сфере, а также стимулированием использования возобновляемых источников энергии. Начать решили, как и в свое время в Европе, с осветительных приборов, запретив использование в коммунальном хозяйстве 150киловаттных электрических лампочек и активно рекламируя люминесцентные лампы, способные заменить лампы накаливания. Среди ближайших планов — вывод из эксплуатации 100ваттных (январь 2011 г.) и 75ваттных (январь 2013 г.) лампочек, а с начала 2014 г. под запрет, скорее всего, попадут вообще все лампы накаливания [7]. Судя по росту темпов продаж энергосберегающего отопительного оборудования — конденсационных котлов, тепловых насосов, когенерационных установок, ветряков — с получением разрешительной документации дело тоже пошло на лад. Но до стран Евросоюза нам, конечно, еще далеко. Европейские законы регламентируют практически все строительные и коммунальные аспекты, так или иначе способные повлиять на устранение ненужных потерь тепла, уменьшение выбросов парниковых газов, возможную вторичную переработку сырья. Причем с каждым годом нормы все жестче. В конце 2008 г. главы правительств 27и странчленов Евросоюза подписали соглашение, по которому они обязуются к 2020 г. снизить выбросы парниковых газов в атмосферу на 20 %. Речь в первую очередь идет о диоксиде углерода, образующегося при сжигании любых энергоносителей, полученных из невозобновляемых источников. Почти 40 % из всего объема вредных выбросов приходится на отопление, остальное — в равных долях на транспорт и промышленность. Адекватными мерами для достижения поставленных целей в области защиты климата являются, в первую очередь, повышение энергоэффективности имеющихся конструкций и активное использование возобновляемых источников энергии.Ведущие позиции в данном процессе занимает Германия. Несмотря на то, что в 2007 г. ФРГ являлась лидером среди европейских государств по производству электроэнергии из альтернативных источников (14,2 %), в 2008 г. правительство ФРГ наметило основные пункты объединенной национальной энергетической и климатической программы (IEKP), имеющей своей целью к 2020 г. сократить эмиссию парниковых газов аж на 40 %. Для этого был принят целый ряд новых законов, вступивших в силу в январе 2009 г. и затронувших производство тепла и электроэнергии, а также отопление зданий и производство горячей воды [8]. Принятый «Закон об использовании возобновляемых источников энергии для получения тепла» (ErneuerbareEnergienW?rmegesetz, EEW?rmeG) совместно с уже действующим, но модернизированным предписанием по экономии энергии (Energieeinsparungsgesetz, EnEV) содержат минимальные требования к жилым и нежилым помещениям. Благодаря этим мерам, в соответствии с законом EEW?rmeG, к 2020 г. доля альтернативных источников для получения тепла должна возрасти с 6,6 до 14 %. Для достижения данной цели все вновь построенные здания: частные и муниципальные, жилые и промышленные, большие и маленькие — должны в обязательном порядке хотя бы частично покрывать свое энергопотребление из альтернативных источников. Минимальные условия зависят от вида выбранной энергии и типа установленного оборудования. При этом федеральным землям предоставляется определенная свобода в интерпретации этого закона для модернизации старых зданий, на федеральном уровне никаких строгих предписаний на этот счет пока не предусмотрено. Зато предусмотрены поощрения в виде денежных компенсаций, бонусов и скидок на оплату коммунальных платежей в случае, если владелец решит привести свой дом в соответствие с требованиями. Обладатели новостроек получают компенсацию лишь в том случае, если они перевыполнят требования закона. На стимулирование затратных энергосберегающих мероприятий в рамках Программы стимулирования рынка (Marktanreizprogramm, MAZ) немецкая Федеральная служба экономики и экспорта (Bundesamt f?r Wirtscha? und Ausfuhrkontrolle, BAFA) ежегодно выделяет 500 млн евро. Некоторые федеральные земли, в частности, Баден-Вюртемберг и Саар, чуть позже Бремен, Гамбурге, Берлине и Нижняя Саксония, уже адаптировали федеральный закон к местному законодательству, и тамс 1 января 2010 г. вступило в силу положение относительно использования возобновляемой энергии для отопления уже построенных домов. Остальные субъекты Федерации пока находятся в процессе разработки соответствующих предписаний. Баден-Вюртемберг вообще, как оказалось, забежал вперед, поскольку уже в 2008 г., на год раньше Федерации, принял собственный местный закон (EW?rmeG) на ту же тему, который по некоторым позициям совпадает с нынешним EEW?rmeG. Обновленная редакция закона EnEV ставит своей целью среднегодовое сокращение энергопотребления всеми новыми зданиями на 30 %. По мере появления новых материалов и технологий эта цифра может быть изменена в сторону увеличения. Закон также оставляет без изменения содержащиеся в нем требования относительно замены устаревших отопительных котлов и утепления частных домов на одну-две семьи. Предусмотрен новый способ определения энергетической эффективности здания с использованием показателя т.н. «трансмиссионных теплопотерь» (transmissionsw?rmeverlust, HT). В качестве эквивалента измерения берется т.н. «показательное здание» с идентичной геометрией, полезной площадью и планировкой, но с заранее известными коэффициентами теплопотерь через внешние ограждения и оснащенное «показательным» оборудованием. Оснащение в отопительной части включает конденсационный котел и термические солнечные коллекторы для приготовления санитарной горячей воды, что переплетается с положениями Закона об использовании возобновляемых источников энергии EEW?rmeG. Оптимизированы и другие категории: котельный контур работает с параметрами 55/45 °C, система оснащена гидравлическим разделителем, теплоизоляцией для всех трубопроводов, частотно регулируемыми насосами и пропорциональными термостатическими вентилями, настроенными на изменения температуры с точностью до одного градуса. Новый закон по экономии энергии не предусматривает кондиционирование помещения. Если таковое все же запланировано, необходимо компенсировать возникшие в результате чрезмерные затраты на электроэнергию какими-либо иными энергосберегающими мероприятиями. Подробнее о конкретных предписаниях, содержащихся в немецких законах и касающихся использования альтернативных источников энергии и методах энергосбережения, в следующем номере. 1. Интернетсайт www.ikz.de журнала IKZ, Германия. 2. Интернетсайт www.beenergy.ru. 3. Интернетсайт www.eco.rian.ru. 4. Интернетсайт www.nkj.ru журнала «Наука и жизнь». 5. Интернетсайт www.rosbalt.ru. 6. Милова Л. Германия: госпроект «Энерго и ресурсосбережение» // Журнал «С.О.К.», №2/2009 7. Интернетсайт www.gazeta.ru. 8. Egger R. 2009: Gesetze zur Nutzung erneuerbarer Energien // FFE HeizungsjournalSpecial, №1–2/2009.