Наилучшие доступные технологии (НДТ) подразумевают новый для России механизм экологического регулирования в отношении предприятий. Он введен Федеральным законом от 21 июля 2014г. № 219-ФЗ, согласно которому предприятия делятся на четыре категории в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду. Наиболее серьезные «загрязнители», предприятия I группы (производство кокса и нефтепродуктов, добыча сырой нефти, угля и природного газа, руд цветных металлов, обогащение железных руд, металлургические и химические производства, производства пестицидов и прочих агрохимических продуктов, фармацевтических субстанций, кожи, пищевых продуктов) обязаны внедрять технологии с минимальными сбросами и выбросами – НДТ.

Для этого разрабатываются справочники по НДТ для различных отраслей. Соответствие предприятия описанным в отраслевом справочнике наилучшим доступным технологиям становится основой для выдачи ему Комплексного экологического разрешения (КЭР), без которого деятельность предприятий первой категории будет невозможна. Теперь контролироваться для отраслей, подпадающих под регулирование по НДТ, будут не сотни индикаторов, как это происходит сейчас, а 10-15 маркерных веществ, определяемых для каждого вида деятельности.

Информационно-технический справочник по НДТ содержит информацию по всему производственному циклу от выбора сырья до утилизации отходов – описание отрасли, в том числе используемые сырье и топливо; описание ее основных экологических проблем; список и описание НДТ для этого конкретного вида деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования; технологические показатели НДТ, где это возможно; методы снижения негативного воздействия на окружающую среду в применяемых технологических процессах; экономические показатели, характеризующие НДТ.

Российские справочники, используя опыт европейских, разрабатываются на основе российских условий (технологий, оборудования, сырья, климатических, и экономических особенностей). Содержащиеся в справочниках технологии сгруппированы по типам и пронумерованы. В ряде случаев они содержат конкретные технологические показатели, которые должны быть достигнуты.

Всего в 2015-17гг. в России должны быть разработаны более 50 справочников (к настоящему моменту разработаны 11), а также вся необходимая подзаконная база, описывающая механизм применения. С 2019 по 2022 годы произойдет переход на Комплексные экологические разрешения для 300 крупнейших предприятий-загрязнителей, все вводимые в эксплуатацию предприятия также должны будут соответствовать НДТ. Наконец, с 2023 по 2025 годы должна произойти выдача комплексных экологических разрешений всем предприятиям, попадающим в области применения НДТ.

Справочники НДТ – не нормативные документы, а именно «справочники», ссылочные документы информационного характера. Они разрабатываются на основе анализа ситуации и сложившихся практик в конкретной отрасли. Из применяемых технологических процессов, технических способов, методов предотвращения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду выделяются наиболее удачные. Значительную долю в НДТ занимают управленческие методы, тот же энергоменеджмент.

Справочники – результат консенсуса всех вовлеченных сторон – предприятий, государства, представляемого уполномоченными органами, и общества. Задача – не установление верхней планки, а постепенное вытеснение наиболее «грязных» и устаревших производств. Метод НДТ – это компромисс между интересами охраны окружающей среды и развития экономики.

Справочники могут быть «вертикальными» и «горизонтальными». «Вертикальные» организованы по конкретным отраслям, а «горизонтальные» носят межотраслевой характер. В настоящее время начата разработка «горизонтального» справочника по НДТ обеспечения энергоэффективности, при Бюро НДТ сформирована соответствующая Техническая рабочая группа [1]. Он будет учитывать опыт переведенного и адаптированного для применения в РФ европейского справочника в области энергоэффективности который в свое время прошел обсуждение на ряде промышленных предприятий, с чиновниками Росприроднадзора, в экспертном сообществе [2].

Взаимосвязь показателей экологии и энергоэффективности понятна – достижение высокой экологической результативности напрямую связано с внедрением энергоэффективных технологий. На предприятиях произойдет симбиоз экологических программ и программ повышения энергоэффективности.

Механизм регулирования через НДТ очень напоминает известные из мирового опыта и пока слабо пока прижившиеся в России, но призываемые энергетиками долгосрочные соглашения между государством и промышленностью по росту энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов.

Обработка данных 4200 российских предприятий (методика эколого-энергетического рейтингового агентства «Интерфакс-ЭРА») позволила определить три основных группы по технологической и энергетической эффективности: Порядка 20% составляет группа лидеров, 36% - среднее ядро и 44% - предприятия с наиболее низкими показателями. Ключевая задача государства – подтягивать отстающих в «ядро середнячков» и оттуда далее наращивать группу лидеров.

С подходом по внедрению наилучших доступных технологий в промышленном комплексе перекликается ряд действующих нормативных актов, например, Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 №600 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности", а также семейство стандартов 2010 года по планированию энергоэффективности [3].

 

Дифференциация отраслей по технологической и энергетической эффективности

Справочник по НДТ обеспечения энергоэффективности позволит решить ряд задач:

  • поиск резервов повышения энергетической эффективности в разных отраслях промышленности;
  • согласование в них темпов энергосбережения;
  • повышение адекватности исходных данных;
  • информационно-рейтинговые функции («бенчмаркинг» ключевых показателей, обучение);
  • основа для государственного регулирования.

Поскольку процесс только разворачивается, сохраняются нерешенные вопросы, например, достоверность собираемых данных на этапе разработки справочников; сочетание нормативов для предприятий и региональных нормативов; противоречие с действующими санитарно-гигиеническими нормативами; готовность разделов ГИС «Промышленность», куда с 2019 г. будут выгружаться данные о выбросах и сбросах с автоматических приборов предприятий. Нет пока формы и процедуры выдачи КЭР.

Согласно оценкам экспертов, переход на регулирование в соответствии с НДТ может составить 7-14 лет, при этом можно рассчитывать на снижение негативного воздействия на окружающую среду на 75-80%.

Сегодня говорится о разработке новой Государственной программы повышения энергоэффективности, целесообразно будет учесть в ней те уроки и предложения, которые могут дать Бюро НДТ и технические рабочие группы, работающие над справочниками.

И хотя вопросов пока не меньше, чем ответов, на этот появляющийся механизм и характеристики зарождающегося регулирования еще можно влиять.