Игорь Валерьевич Алексеев, начальник отдела продаж компании АэроТерм-сервис Перспективы развития рынка климатической техники Современный мир — это мир климатических решений. Вроде бы относительно недавно мы стали использовать в своем лексиконе такие слова как «сплит», «чиллер», «фэнкойл» и вот уже оперируем такими понятиями, как «интеллектуальное жилье», «синтезированные системы климата нового поколения», «системы контроля климата на основе нечеткой логики». Комфорт, бизнес, связь — немыслимы сегодня без климата. Попробуем представить себе тенденции развития рынка климатической техники в будущем. Перспективы безусловно связаны с тем спектром требований, которые предъявляются и будут предъявляться к климатическому оборудованию. Интеграция научных знаний и научных достижений в области строительства и строительных материалов на фоне повышения «прозрачности» рынка (в связи с процессами глобализации рынков разных стран), появление принципиально новых компоновочных схем и новой «философии» для современных зданий, повышение качества строительных и монтажных работ, повышение надежности строительно-монтажного оборудования, быстрое развитие систем телекоммуникации, принятие новых экологических норм (проект Директивы Европейского Союза, регулирующей общую энергоэффективность зданий, дальнейшее развитие норм EN 832, prEN 13790, нормы Euro2004) — все это, в совокупности, является источником новых критериев для климатических решений. Понижение инвестиционной привлекательности старых объектов с системами централизованного теплоснабжения и проект новых норм к системам кондиционирования воздуха (пакет законопроектов на уровне Европейского союза под общим названием «Energy Performance of Buildings» — «Энергоэффективность зданий») — факторы, которые способны ускорить перенос внимания к развитию новых программ по теплоснабжению, кондиционированию, вентиляции. Развитие новых технологий, позволяющих продуцировать строительные материалы с повышенными теплозащитными свойствами, будет стимулировать переход к решению нетрадиционных задач по теплоснабжению, а конкретнее — системных задач по созданию микроклимата в помещениях на фоне повышения энергоэффективности и экономичности этих решений. Повышение требований к качеству воздуха и новые представления о комфортабельном помещении будут и в дальнейшем стимулировать развитие именно воздушного отопления, кондиционирования, вентиляции. Маркетинг компаний на рынке климата Сегодняшний рынок климатической техники в России можно считать практически сформированным. В совокупности представлены все виды оборудования, а модельные ряды обновляются практически сразу с выходом их на заводах-производителях. Однако, далеко не каждый поставщик придерживается системного и комплексного подхода к решению задач. Очень немногие компании предлагают свое гарантийное и постгарантийное обслуживание поставляемого оборудования. А ведь сервис является важнейшим фактором успешного позиционирования компании-поставщика на рынке. Многие «игроки» предлагают лишь заводскую гарантию, т.е. просто перепродают сервис изготовителя. Практически, уровень сервисного обслуживания, гибкость схем работы с клиентом, скорость «реакции» технического отдела на нештатную ситуацию на конкретном объекте, специальные программы технической поддержки клиента, программы статистики и прогнозирования/предупреждения поломок на объектах — являются основными составляющими «надежности» компании, поставляющей оборудование. Здесь важна история работы фирмы на рынке, а значит — ее опыт. Важны уровень подготовки технического персонала, его профессионализм и, как следствие, возможности компании по проектированию, обучению. Важны география, список клиентов и объектов инсталляций, уровень организации внутреннего менеджмента (скорость и качество проработки предложений и прохождения заказа). А эти факторы могут быть обеспечены только, если компания позиционирует себя на рынке климатической техники как серьезный системный механизм, а не просто осуществляет коммерческое посредничество между заводом-производителем и клиентом. Далеко не каждая компания предлагает проектирование и дальнейшее обучение, а актуальность этих услуг возрастает на фоне усложнения оборудования и в связи с компоновкой систем все большим количеством «необслуживаемых» узлов, например, микропроцессорными блоками. Основные принципы маркетинга компаний, которые должны соответствовать пожеланиям клиентов при разработке предложений, можно было бы сформулировать так: – Качество; – Надежность; – Вариабельность подбора оборудования; – Учет климатических особенностей расположения объектов и, при необходимости, использование оборудования с определенными техническими характеристиками; – Выбор оптимального соотношения: цена/качество. Важно, если компания имеет возможность поставлять оборудование клиентам как напрямую от конкретного производителя, так и с локального склада. Если необходимо, должны решаться дополнительные инженерные задачи под конкретный проект или объект (дополнительная комплектация, адаптация оборудования на заводе-производителе и т.д.). Необходимо учитывать возможности конкретной компании по поддержке клиентов на всех этапах совместной работы с предоставлением подробных консультаций по подбору, монтажу и обслуживанию оборудования. При необходимости, компания должна проводить анализ проектов, расширенный подбор оборудования, осуществлять монтаж, шефмонтаж, тестирование оборудования и программ на новом или уже установленном оборудовании, русификацию программ и обеспечивать клиента полным пакетом технической документации. Оптимально, если поставщик осуществляет полную сервисную и техническую поддержку для своих клиентов в течение гарантийного периода, а также во время всего срока эксплуатации, проводит специальную статистику по каждому объекту для мониторинга состояния и качества работы оборудования. Важно также насколько тесно компания сотрудничает с монтажными и проектными организациями по всей России. Перспективные направления в отрасли Выше мы говорили о перспективных направлениях рынка. Одним из них, безусловно, является область телекоммуникаций. Эта отрасль развивается стремительными темпами. Уровень сложности телекоммуникационных объектов плюс стоимость телекоммуникационного оборудования требуют качественных климатических решений, ведь в данном случае «простой» оборудования недопустим, и даже секундное отключение систем коммуникации приводит, как мы знаем, иногда к непоправимым последствиям, например, утере дорогостоящей информации или возможности «атаковать» серверы в момент сбоев. Стратегическими объектами климатических решений являются: – автоматические телефонные станции, – помещения систем и средств защиты информации, – помещения подземных сооружений связи, – помещения телекоммуникационных сетей, – залы станций спутниковой связи, – помещения систем звукового и телевизионного вещания, – вычислительные центры, – станции серверов, – контейнерные помещения. Решая задачи оптимальной и бесперебойной работы данных объектов, рынок предлагает большой модельный ряд высококлассного современного оборудования: – Полный спектр прецизионных шкафов разной производительности; – Прецизионные шкафные автономные и неавтономные кондиционеры; – Потолочные кондиционеры малого размера и необходимой мощности. Говоря о потолочных системах, хотелось бы обратить внимание читателей на новинку рынка климатической техники. С 2002 года, помимо прецизионных шкафных кондиционеров «классической» схемы, появились малогабаритные потолочные системы, кондиционер IT500 (серия кондиционеров IT500 / IT560 / IT600). Это первый кондиционер с системой естественного охлаждения для небольших телекоммуникационных объектов. Серия IT 500 — новая концепция охлаждения телекоммуникационных помещений. Современная компьютерная и телекоммуникационная техника требует применения высококачественных охлаждающих устройств, способных поддерживать температуру в помещениях на заданном уровне. При этом охлаждающие устройства должны быть по возможности максимально функциональными, занимать как можно меньше места в небольшом телекоммуникационном помещении и надежно работать 24 часа в сутки с максимальным КПД. Исходя из таких принципов разработано и запатентовано во многих промышленно развитых странах мира воздухоохлаждающее устройство серии IT 500. Устройство IT 500 является настоящей сенсацией на рынке охлаждающих устройств, поскольку, несмотря на небольшие размеры и разнообразие выполняемых функций, достигается большая мощность охлаждения. В северных широтах большая часть связанных с охлаждением проблем может быть решена с помощью «свободного охлаждения». В агрегатах серии IT 500 режим «свободного охлаждения» можно включать уже при температуре наружного воздуха +15°С. Степень фильтрации при естественном охлаждении соответствует классу G4. Монтаж устройства очень прост: агрегат устанавливается в сквозное отверстие над дверью заподлицо с внешней поверхностью стены со стороны конденсатора. Внешняя погодозащитная решетка обеспечивает эффективную защиту от дождя и снега. Расположение отверстия на достаточной высоте обеспечивает защиту устройства от вандализма. Единственным внешним подключением к агрегату является кабель электропитания. Агрегаты серии IT 500 являются одними из наиболее эффективных устройств на рынке климатехнического оборудования. Режимы работы охлаждающего устройства IT 500 Летний режим Если температура наружного воздуха превышает +15°С, устройство работает с использованием компрессора. Переходный режим При температуре наружного воздуха ниже +15°С, устройство работает в режиме естественного охлаждения, включая при необходимости компрессор. Зимний режим При понижении температуры наружного воздуха ниже +5°С компрессор останавливается и устройство полностью переходит в режим естественного охлаждения. При дальнейшем понижении температуры в смесительной камере смешивается наружный воздух с внутренним, препятствуя излишнему понижению температуры приточного воздуха. Кондиционер IT500 — это наивысшая эффективность: – высокоэффективный, круглый испаритель; – возможность включения «свободного охлаждения» уже при температуре 15°С; – возможность присоединения воздуховода; – простая и легко обслуживаемая автоматика SIEMENS; – автоматическое переключение по аварии и таймеру; – экономия рабочей площади под дополнительные места для стоек в сравнении с обычным конструктивным решением — при расположении стоек у стены; – большая мощность при меньших занимаемых габаритах, относительно традиционных конкурирующих устройств; – простота монтажа — устройство устанавливают на стене, после того, как проделано монтажное отверстие. Далее крепятся наружные жалюзи. Затем на стене крепится электрическая розетка для подключения, и кондиционер готов к эксплуатации; – «антивандальность» конструкции за счет отсутствия наружных блоков. – высокая степень «погодозащищенности»: в стене необходимо только одно отверстие над дверью, что более эффективно предотвращает проникновение дождя или снега, чем при обычных конструктивных решениях. Свес крыши действует, как первая эффективная защита оборудования, а дополнительную защиту создает встроенная воздухозаборная решетка в погодозащитном исполнении. Данное оборудование предоставляет новые возможности как в плане климатических, так и в плане компоновочных решений для вышеперечисленных объектов. Допускается большая гибкость уже на стадии проектирования площадей, с учетом удобства обслуживания, безопасности и, как уже было отмечено, антивандальности (что актуально для наружных блоков). Мы надеемся продолжить наш разговор на страницах журнала в дальнейшем, и думаем, что эта информация будет полезна в первую очередь будущим потенциальным инвесторам для принятия решений и при подборе климатического оборудования.