Концертный зал Эльбской филармонии открыл свои двери для посетителей 11 января 2017 года. При разработке концепции новой достопримечательности Гамбурга архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон черпали вдохновение из трёх источников: античный театр в Делфи, архитектура стадионов и паруса. На крыше заброшенного кирпичного здания Kaispeicher, бывшего склада, они построили стеклянное здание с изогнутой крышей и ярким силуэтом. Фасад строения состоит из более тысячи элементов двойного остекления, многие из которых изогнутой и причудливой формы, всё это придаёт филармонии вид гигантского кристалла. Каждое окно, а всего их около 2200, отличается от другого своей формой. По замыслу архитекторов в окнах должны отражаться небо, вода и городской ландшафт.

В Эльбской филармонии имеется два концертных зала — один малый и один большой, на 550 и 2100 мест, соответственно, а также отель, апартаменты и «Площадь» (Plaza) — огромная смотровая площадка, открытая для посетителей. Большой концертный зал, известный как «Гранд Холл», был сконструирован по принципу горного виноградника. При такой конструкции сцена располагается в середине, а ряды кресел, напоминающие террасу, окружают её. Перед японским специалистом по акустике Ясухиса Тоёта была поставлена архисложная задача.

Вначале Тоёта использовал сложные компьютерные 3D-модели для симуляции звукового окружения в «Гранд Холле». Потом была построена модель зала из фанеры, в котором были рассажены 2000 маленьких кукол в войлочной одежде.

Крошечные шапки на них имитировали волосы. Каждый элемент был тщательно сконструирован в масштабе 1:10, включая структуру стен, напольное покрытие и рефлекторы. В результате частота звука в тестовой модели должна была быть в десять раз выше, чем предполагалось далее в оригинальном концертном зале. Звукозаписи также были уменьшены в десять раз на компьютере для того, чтобы понимать, как звук в зале будет восприниматься в реальности. Бóльшая часть эхоэффектов шла от противоположной стены. На основе проведённой работы были изготовлены 10 тыс. стеновых и потолочных панелей из сильно спрессованных материалов на основе гипса и бумажных отходов. Отдельные рельефы, созданные на компьютере, были перенесены на поверхность панелей и выдавлены на них.

Фасады неправильной формы, которые появились в результате, рассеивают звук и равномерно распределяют его в помещении — таким образом, отражающийся звук многократно усиливается и появляется эхо-эффект. В уже существующих концертных залах для создания такого же эффекта обычно используются роскошная лепнина и декоративные орнаменты.

Инновационные стеновые элементы весят от 35 до 200 кг, этот значительный вес позволяет отражать басовые звуки в зале, а толщина панелей помогает поглощать шум от вентиляции.

Ряды кресел для зрителей, в свою очередь, разделены деревянными панелями, которые скрывают 10 см бетона. Это гарантирует, что звуковые волны даже от инструментов с низким звуком будут отражены в зал. Сцена сама по себе является усилителем звука при поглощении вибраций, особенно от таких инструментов, как виолончель и контрабас.

 

Специальные требования по акустике для Эльбской филармонии

Гудок приближающегося корабля проникает далеко вглубь порта Гамбурга. К этому звуку местные жители давно привыкли, но для уникальных учреждений культуры и искусства, таких как Эльбская филармония, уровень звуковой мощности от гудка является значительной помехой. Воздуховоды дымоудаления и противодымные клапаны, находящиеся в фасаде, являются потенциальным проводником звуков внутрь здания, что представляло существенный риск.

Перед проектировщиками по инженерным коммуникациям была поставлена задача найти решение этой проблемы при подготовке предварительной концепции по вентиляции и кондиционированию помещений Эльбской филармонии. Именно эта задача и привела их к экспертам по акустике из компании TROX.

Для того чтобы выявить фактический источник проблемы, воздуховод дымоудаления, включая противодымный клапан, был установлен в измерительной лаборатории. Уровень звуковой мощности, проникающий в звуковую камеру через воздуховоды, был измерен при помощи микрофона в камере. Было рекомендовано применить два противодымных клапана, смонтированных один за другим, вместо одного клапана. Это дало требуемый эффект звукопоглощения без потери функционала безопасности системы дымоудаления.

 

Комфортный воздух

Оборудование для кондиционирования воздуха в концертных залах должно соответствовать самым высоким стандартам по качеству воздуха, комфорту и акустике. При проектировании специалисты стремились сделать так, чтобы система вентиляции и кондиционирования не была видна, заметна и ни в коем случае слышна. Четырём компаниям-подрядчикам в сфере ОВиК было доверено установить оборудование для Эльбской филармонии, в том числе компании TROX — оборудование для противопожарной защиты и вентиляционные системы. В помещениях, прилегающих к концертным залам, противопожарные клапаны и клапаны дымоудаления гарантируют, что в случае чрезвычайной ситуации будет поддерживаться свободное от дыма пространство.

Вихревые диффузоры и диффузоры вытесняющей вентиляции были также установлены для обеспечения бесшумной подачи приточного воздуха в Saal 3 — третий зал филармонии. Регуляторы расхода воздуха типа TVR, TVJ и TVT-Easy используются для управления клапанами.

Вихревые диффузоры серии DCS можно увидеть в Sky Lounge на 20-м этаже, они отличаются особым дизайном, разработанным специально для таких зон. Sky Lounge — это открытая площадка на крыше здания, доступ к которой открыт только для владельцев апартаментов.

Постоянный мониторинг качества и акустическое тестирование продукции TROX — как новинок, так и постоянной продукции — причина, благодаря которой компанию TROX выбирают для оснащения помещений с акустически чувствительными требованиями, таких как Эльбская филармония. На заводе TROX есть собственная акустическая лаборатория с двумя реверберационными камерами. Обе камеры соответствуют рекомендациям стандарта DIN EN ISO 3741 для реверберационных камер и используются для проведения звуковых измерений, которые создают основу для разработки новой продукции или помогают в этом процессе.

Для TROX возможность участвовать в разработке дизайна и проектировании ультрасовременных зданий — это источник одновременно мотивации и признания. Столь сложные и уникальные проекты, такие как Эльбская филармония, мотивируют компанию продолжать развивать и совершенствовать оборудование и системы, а также подтверждают, что предоставляемые компанией TROX услуги соответствуют самому высокому, истинно европейскому качеству.