На конкурентный отбор по строительству новой генерации (КОМ НГ) в Объединенной энергосистеме (ОЭС) Востока не поступило ни одной заявки, сообщил Системный оператор ЕЭС. Новая генерация необходима для покрытия прогнозируемого энергодефицита в регионе.
В прошлом году инвесторы также проигнорировали отбор генерации для покрытия энергодефицита в ОЭС Юга. Тогда генерирующие компании посчитали установленный уровень затрат на проекты заниженным на 20–30%. Впоследствии правительство решило назначить исполнителей в «ручном режиме».
Согласно распоряжению правительства, 250 МВт новой генерации с локализованным оборудованием должны ввести в эксплуатацию в Приморском крае до 1 декабря 2027 года, ещё до 250 МВт в Хабаровском крае — до 1 июля 2030 года. Предельный уровень капитальных затрат вместе с технологическим присоединением к электрои газовым сетям в Приморье должен составить 183 млн руб. за 1 МВт. В Хабаровском крае затраты определены на уровне 753 млн руб. за 1 МВт. Потенциальными участниками отбора на Дальнем Востоке считались СГК, АЛРОСА и «РусГидро». В ПАО «РусГидро» сообщили, что все ресурсы компании направлены на реализацию инвестпрограммы по строительству в ДФО 6 крупных объектов тепловой генерации на 2,7 тыс. Гкал тепловой и 2 ГВт — электрической мощности. Также компания реализует программы повышения надежности работы тепловых электростанций и сетевого комплекса, модернизации и строительства ГЭС. Стоимость пятилетней инвестпрограммы превышает 1,1 трлн руб.
В Минэнерго России отмечают, что среди потенциальных инвесторов в строительство новой генерации рассматриваются уже работающие в ДФО компании. Финансировать строительство планируется в том числе за счёт ускоренной либерализации цен дальневосточных ГЭС (сейчас доля свободной продажи выработки ГЭС ограничена 2,5%) и продления моратория на выплату дивидендов «РусГидро». Также возможно использование средств фабрик проектного финансирования ВЭБ. РФ и Дом. РФ
После срыва конкурсного отбора дальнейшие действия будут определяться правительством РФ. В том числе возможно директивное определение генерирующих объектов в рамках нового инвестиционного механизма на оптовом рынке электроэнергии и мощности, который позволит определять цену мощности новой генерации, исходя из фактических затрат на строительство объекта незадолго до его ввода в эксплуатацию. Однако для работы этого механизма правительству ещё предстоит принять соответствующий нормативно-правовой акт.