В городском округе Янтай провинции Шаньдун на востоке Китая начато строительство системы накопления энергии (СНЭ) мощностью 1 ГВт, емкостью 2 ГВт*ч.
Особенностью объекта являются не только гигантские размеры (в китайской энергетике этим уже никого не удивишь), но и гибридная компоновка. Накапливать и выдавать энергию будут не только литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы, но и ванадиевые жидкостные проточные батареи (vanadium redox flow batteries, VRFB).
Общий объем инвестиций составит 3,5 млрд юаней (490 млн долларов США).
Проект будет реализован поэтапно.
В рамках первой очереди построят 100 МВт/210 МВт*ч, из которых 95% — это литий-железо-фосфатные батареи, а 5% — проточные аккумуляторы.
LFP батареи были выбраны из-за их высокой плотности энергии, экономической эффективности и зрелой технологии производства. Преимуществами VRFB являются превосходная безопасность, длительный срок службы (более 20000 циклов) и возможности быстрого реагирования (переключение между состояниями зарядки и разрядки всего за 0,02 секунды), что позволит улучшить способности СНЭ по сглаживанию пиковых нагрузок. Также преимущество проточных аккумуляторов заключается в их способности «работать при экстремальных температурах (от 5°C до 45°C), что делает их хорошо подходящими для влажных зим и жаркого лета Яньтая».
По информации Национального управления энергетики Китая (NEA) в 2024 году в КНР введены в эксплуатацию системы накопления энергии (без учёта ГАЭС) общей мощностью 42,37 ГВт / емкостью 101,3 ГВт*ч. Это больше, чем было построено за все предыдущие годы. Установленная мощность «новых накопителей энергии» (электрохимические накопители, пневматические аккумуляторы и др.) превысила установленную мощность китайских ГАЭС. Если посмотреть на технологическую структуру, литий-ионные аккумуляторы абсолютно доминируют, а на проточные аккумуляторы приходится где-то полпроцента.
Гибридные системы накопления энергии, в которых объединяются разные типы аккумуляторов, применяются нечасто, однако такая практика постепенно расширяется.
Отметим, что в 2022 году компания «РусГидро» разработала инновационную гибридную СНЭ c использованием различных типов батарей. Гибридный накопитель мощностью 30 кВт и емкостью 50 кВт*ч размещен в специальном контейнере, который упрощает его транспортировку и монтаж. Он включает в себя проточную батарею мощностью 10 кВт и емкостью 30 кВт*ч, а также литий-ионную батарею мощностью 20 кВт и емкостью 20 кВт*ч, объединенных автоматизированной системой управления.