Читать статью В. И. Ливчака в журнале СОК, 2023. №12. С. 54–65.

Напомним о том, как появился документ, о котором идёт речь в статье [1] В. И. Ливчака. Согласно Постановлению Правительства РФ №18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности зданий и требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных домов» [3] предполагалось повысить энергоэффективность зданий путём снижения годового теплопотребления на отопление и вентиляцию не менее чем на 15% с 2011 года, на 30% — с 2016-го и на 40% — с 2020 года по отношению к базовому уровню, но эти задания были сорваны, как и принятое взамен ППРФ №603, по которому намечалось снижение теплопотребления зданий по отношению к тому же базовому с 2018 года — на 20% и с 2023-го — на 40%, но они тоже не были выполнены. Взамен им вышло новое Постановление Правительства РФ №1628 [2] с тем же названием, по которому вообще не предусмотрена динамика повышения энергоэффективности зданий — она остаётся на уровне требований СНиП 23-02-2023 «Тепловая защита зданий», который был отменен, а вместо него появился новый СП 50.13330.2012, актуализирующий этот СНиП 23-02-2023, да так, что при его реализации, по мнению сотрудников OOO «ЦЭНЭФ-XXI», «до 1 марта 2028 года для выполнения требований по классам энергоэффективности снижение удельного расхода теплоты на отопление и вентиляцию не требуется…» [4].

При этом отметим, что альтернативный проект ППРФ №1628 был предложен В. И. Ливчаком в журнале СОК [1] с учётом «Климатической доктрины Российской Федерации», утверждённой Указом Президента России №812 [5] и предполагающей к 2060 году в новом строительстве повышение энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии, близкого к нулевому.

Вместе с тем, по мнению автора статьи [1], действующие в настоящее время федеральные документы, подтверждающие требования энергетической эффективности к новым проектируемым зданиям и капитально ремонтируемым, то есть ППРФ №1628 [2], приказы Минстроя России №399 и №1550, не могут рассматриваться как способствующие повышению энергетической эффективности зданий.

Чтобы изменить данную ситуацию, НП «АВОК» вместе с В. И. Ливчаком, независимым экспертом, вице-президентом НП «АВОК» в 2000–2014 годах, был предложен проект [6] альтернативной редакции ППРФ №1628, расширенный в части включения в них (по предложению Минэкономразвития России) определение класса энергоэффективности не только для многоквартирных домов, но и других зданий. В усовершенствованный документ добавлен также и показатель удельного годового расхода электроэнергии квартирами (п. 6б «Правил установления требований…»), поскольку без него определять расход конечной и первичной энергии, по сути, невозможно.

Новая версия проекта Постановления Правительства РФ №1628 не требует никаких интерпретаций со стороны Минстроя (выходивших в виде приказов спустя годы после ППРФ №18 [3], что также способствовало невыполнению требований данного постановления), поскольку включает в приложении к ППРФ все необходимые таблицы и пояснения. Требуется только включение в текст постановления конкретно вносимых предложений по изменению СП 50.13330.2012, СП 60.13330.2020, СП 510.1325800.2022, ГОСТ 31168–2014, ГОСТ 31427–2020 и стандарта НОП (ныне НОПРИЗ) СТО НОП 2.1–2014 [6].

Далее мы приводим альтернативную версию проекта ППРФ №1628 в авторской редакции.

Замечания и дополнения НП «АВОК» к проекту Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2021 года №1628 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий и требований к правилам определения класса энергоэффективности многоквартирных домов», разработанного Минстроем России, с учётом «Климатической доктрины Российской Федерации», утверждённой Указом Президента России от 26 октября 2023 года №812 и предполагающей к 2060 году в новом строительстве повышение энергоэффективности зданий до уровня потребления энергии, близкого к нулевому

Предлагается альтернативный проект* Постановления Правительства РФ под названием: «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности и Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных и одноквартирных домов, а также общественных зданий». Далее, в пунктах 1 и 3 текста постановления после «Правительство РФ постановляет» вместо «многоквартирных домов» записать «жилых и общественных зданий».

* Жирным шрифтом выделены предложения автора, включая все таблицы и за исключением заголовков разделов (подчёркивание — дополнительный акцент).

ПРАВИЛА установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений

1. Настоящие Правила определяют содержание и порядок установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (далее — требования энергетической эффективности).

2. Требования энергетической эффективности устанавливаются настоящими Правилами и включают:

а) показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности;

б) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (далее — зданий) архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

в) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий и их свойствам, к используемым в зданиях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов, как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, так и в процессе их эксплуатации.

3. Требования энергетической эффективности устанавливаются c соблюдением требований энергетической эффективности зданий и сооружений, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

4. Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприёмниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами, за исключением категорий зданий, определённых частью 5 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

5. Определение требований энергетической эффективности осуществляется путём установления базового уровня этих требований (см. табл. 1, 2 и 3 Приложения 1), основанного на показателях удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, тепловая защита которых соответствует базовым значениям табл. 4 настоящих «Правил…», и установления динамики последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности.

6. К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся:

а) показатель тепловой энергетической эффективности, включающий удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, отнесённый: для многоквартирных домов (МКД) — к площади квартир без летних помещений; для одноквартирных отдельно стоящих и сблокированных жилых домов — также отнесённых к площади квартир, исключая помещения с расчётной температурой внутреннего воздуха ниже 12°C; для общественных зданий — отнесённых к полезной площади отапливаемых помещений с расчётной температурой внутреннего воздуха 12°C и выше или к объёму этих помещений при высоте этажа от пола до потолка выше 3,3 м;

б) для многоквартирных и одноквартирных домов показатель суммарной энергетической эффективности, включающий, помимо удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, сумму удельного годового расхода электрической энергии, потребляемой квартирами и на общедомовые нужды, и удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, отнесённых к площади квартир;

в) показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на охлаждение (включая кондиционирование воздуха) для всех типов зданий, за исключением многоквартирных домов.

7. Исключён, так как базовые показатели установлены в п. 5.

7. (бывший п. 8) Удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию применяется на обязательной основе для всех видов зданий при их проектировании, как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте существующих зданий. Показатели, характеризующие удельный годовой расход тепловой и электрической энергии на кондиционирование воздуха, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, применяются при оценке зданий, находящихся в эксплуатации, на добровольной основе.

8. Требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию:

а) для вновь создаваемых зданий: с 1 января 2024 года — не менее чем на 25% по отношению к базовому уровню; с 1 января 2027 года — не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню; с 1 января 2030 года — не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, то есть с достижением уровня «здание с низким потреблением энергии»; с 1 января 2040 года — не менее чем на 70% по отношению к базовому уровню, то есть с достижением уровня «пассивного дома»; с 1 января 2060 года — не менее чем на 90% по отношению к базовому уровню, то есть с достижением «уровня потребления энергии, близкого к нулевому»;

б) для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий: с 1 января 2024 года — до базового уровня; с 1 января 2027 года — не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню; с 1 января 2030 года — не менее чем на 50% по отношению к базовому уровню, то есть с достижением уровня «здание с низким потреблением энергии», что реализуется ежегодным выполнением комплексного капитального ремонта с утеплением многоквартирных домов площадью, составляющей 2,5% от площади жилищного фонда к 2020 году [здесь следует пояснить, что это близко к объёмам нового строительства и позволит к 2060 году закончить комплексный капитальный ремонт всех многоквартирных домов, построенных до 2000 года в Российской Федерации. — Прим. авт.].

9. К требованиям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям и требованиям к отдельным элементам, конструкциям зданий и к их свойствам, к используемым в зданиях устройствам и технологиям, а также требованиям к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, технологиям и материалам, позволяющим исключить нерациональный расход энергетических ресурсов, как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, так и в процессе их эксплуатации, применяемым на обязательной основе, относят:

а) для всех зданий площадью более 100 м², подключённых к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте:

  • достижение приведённого сопротивления теплопередаче Ro [ м²·°C/Bт] ограждающих конструкций, а также окон, витражей и фонарей — не менее нормируемых значений Roнорм [ м²·°C/Вт], определяемых по табл. 4 Приложения 1 в зависимости от требований п. 8 настоящих «Правил…» и градусо-суток (ГСОП) района строительства;
  • установку оборудования, обеспечивающего в системе внутридомового теплоснабжения здания поддержание устойчивого гидравлического режима работы, автоматическое регулирование подачи тепловой энергии в системы отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, с учётом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением наружной температуры и с учётом выявленного запаса тепловой мощности системы отопления, что на 15–40% и более увеличивает энергоэффективность зданий в эксплуатации (удельную величину бытовых теплопоступлений в зависимости от назначения здания и плотности заселения принимать по табл. 5 Приложения 1), приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры и давления в системе горячего водоснабжения;

б) для многоквартирных домов нового строительства, а при комплексном капитальном ремонте — при условии наличия технической возможности:

  • оборудование устройствами, обеспечивающими работу системы вентиляции (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, проветриватели-«бризеры» с механическим побуждением);
  • оборудование отопительных приборов регулирующими клапанами без термоэлементов для индивидуального регулирования потребления тепловой энергии (жители дома могут приобрести термоголовку в розничной сети и самостоятельно вкрутить её в терморегулятор, организовав автоматическое регулирование теплоотдачи отопительного прибора в зависимости от температуры воздуха в помещении);

в) для административных и общественных зданий — оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для индивидуального регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях (из бывшего подпункта «а»);

г) (бывший подпункт «в») для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4000 часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутридомовых систем освещения — использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещённости, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.

10. Показатели, указанные в п. 6 настоящих «Правил…», включаются в энергетический паспорт здания, требования к составу, форме и содержанию которого определяются в соответствии с Рекомендациями АВОК «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности зданий при их проектировании», подготовленных взамен требующего обновления СТО НОП 2.1–2014, на которые есть ссылка в статье [1], к которой прилагается настоящий альтернативный проект ППРФ.

11. Требования к интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, а также требования к включению нормируемого удельного суммарного расхода «конечной энергии» в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, применяются с 1 января 2030 года.

12. (бывший п. 10) Требования энергетической эффективности подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет с учётом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности, внедрение которых предусмотрено документами стратегического планирования Российской Федерации.

ТРЕБОВАНИЯ к правилам определения класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий

1. Настоящий документ устанавливает требования к правилам определения класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий (далее — класс энергетической эффективности зданий), построенных, реконструированных или прошедших комплексный капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному или жилищному надзору находящихся в эксплуатации зданий по результатам их энергетического обследования.

2. Правила определения класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий устанавливаются настоящим Постановлением Правительства Российской Федерации.

3. В правилах определения класса энергетической эффективности приводится:

а) перечень классов энергетической эффективности и их обозначения в соответствии с табл. 6 в Приложении 2;

б) для каждого класса энергетической эффективности соответствующие данному классу минимальные и максимальные значения величины отклонения нормативного показателя, характеризующего удельную величину годового расхода энергетических ресурсов в процентах по отношению к базовому значению;

в) обязательные для наивысших классов энергетической эффективности требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

г) требования к указателю (маркировке) класса энергоэффективности, который размещается на фасаде жилого или общественного здания.

4. Класс энергетической эффективности устанавливается:

а) для жилых и общественных зданий нового строительства и реконструкции, подлежащих государственному строительному надзору, — органом государственного строительного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного здания требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности;

б) для многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации, — органом государственного жилищного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, а также путём сопоставления ожидаемого проектного значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома с фактически измеренным и пересчитанным на нормализованный отопительный период, и указывается в акте проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.

5. (бывший п. 6) Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения в процентах) базового нормируемого по табл. 1–3 Приложения 1 значения показателя энергетической эффективности соответствующего региону строительства и проектного значения показателя энергетической эффективности здания, рассчитанного в проекте, или фактически измеренного значения того же показателя для здания, вводимого в эксплуатацию или эксплуатируемого, разность которых относится к базовому значению, на стадии:

а) проектирования для строящихся и капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий — исходя из сравнения (определения величины отклонения) рассчитанного в проекте удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, подтверждённого экспертизой, или фактически измеренного значения этого показателя, определённого инструментально-расчётным методом согласно ГОСТ 31168–2003 (см. Примечание 3 к настоящим «Требованиям к правилам определения класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий»), с базовым значением аналогичного показателя для тех же климатических условий региона строительства, при этом следует определить коэффициент проектного запаса тепловой мощности системы отопления по отношению расчётной тепловой нагрузки системы отопления в разделе проекта «Отопление и вентиляция» (ОВ) к определённой в разделе «Энергоэффективность», а при величине коэффициента запаса Кзап ≥ 1,1 следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной тепловой нагрузке системы отопления, определённой в разделе «Энергоэффективность», рассчитать угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, установленного в АИТП или АУУ (при теплоснабжении от ЦТП) в соответствии с Рекомендациями АВОК «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности зданий при их проектировании», подготовленных взамен требующего обновления СТО НОП 2.1–2014, на которые есть ссылка в статье [1], к которой прилагается настоящий альтернативный проект ППРФ;

б) ввода строящегося здания в эксплуатацию — исходя из сравнения фактического, определённого инструментально-расчётным методом в незаселённом здании (но с подключённой системой авторегулирования отопления и настройкой контроллера на определённый по Рекомендациям АВОК график), пересчитанного на нормализованный отопительный период, и ожидаемого (принятого в проекте с учётом исходных данных по нормируемому воздухообмену, удельной величине бытовых теплопоступлений, степени автоматизации регулирования подачи теплоты в систему отопления и с учётом накопленной в период строительства влаги в ограждающих строительных конструкциях) удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию;

в) ввода в эксплуатацию прошедшего комплексный капитальный ремонт здания и при установленном превышении запаса тепловой мощности системы отопления (без учёта накопленной в период строительства влаги в ограждающих строительных конструкциях) Кзап ≥ 1,1 — следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной тепловой нагрузке системы отопления из раздела «Энергоэффективность» установить угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, в соответствии с Рекомендациями АВОК, причём только после включения контроллера на заданный график, исходя из сравнения фактически измеренного за период не менее 14 суток (согласно п. 8.2 ГОСТ 31168–2003), пересчитанного на нормализованный отопительный период и переведённого в удельную величину годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, и базового значения аналогичного показателя.

6. Перед установлением класса энергетической эффективности эксплуатируемого здания для выявления и устранения нарушений в его отоплении, а также с целью повышения энергетической эффективности следует сопоставить фактически измеренный по приборам учёта расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию этого здания, пересчитанный на нормализованный отопительный период, с ожидаемым, рассчитанным исходя из проектной документации с учётом фактического заселения жилых зданий или заполнения служащими административных и иных зданий. При превышении фактического теплопотребления на отопление над ожидаемым (если при этом температура теплоносителя из системы отопления не превышает требуемую по стандартному графику центрального качественного регулирования) следует пересчитать расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, и изменить угол наклона температурного графика согласно рекомендациям предыдущего п. 5. Тогда класс энергетической эффективности будет определяться:

  • для эксплуатируемых общественных зданий (после пересчёта расчётных параметров теплоносителя и установке в контроллере графика регулирования отопления с учётом увеличения доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе здания с повышением температуры наружного воздуха) — исходя из сравнения фактически измеренного по приборам учёта расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию этого здания, пересчитанного на нормализованный отопительный период и переведённого в удельную величину, и базового значения аналогичного показателя;
  • для эксплуатируемых существующих многоквартирных домов, в том числе и после завершения капитального ремонта и выполненного при необходимости такого же пересчёта параметров теплоносителя и температурного графика регулирования, — также исходя из сравнения фактически измеренного по приборам учёта расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию этого дома, пересчитанного на нормализованный отопительный период и переведённого в удельную величину, и базового значения аналогичного показателя; помимо этого, на добровольной основе класс энергоэффективности эксплуатируемых многоквартирных домов следует определять также исходя из сравнения значений показателя суммарного удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии квартирами и на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические, определённые по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта энергетических ресурсов значения должны быть приведены к расчётным нормативным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования.

7. Класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт здания, требования к составу, форме и содержанию которого определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рекомендациями АВОК «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности зданий при их проектировании», подготовленных взамен требующего обновления СТО НОП 2.1–2014, на которые есть ссылка в статье [1], к которой прилагается настоящий альтернативный проект ППРФ.

8. Для устранения искажения содержания требований энергетической эффективности и требований к правилам определения классов энергоэффективности признать утратившим силу утверждённые Минстроем России приказы от 6 июня 2016 года №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» и от 17 ноября 2017 года №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».

9. (бывший п. 5) Класс энергетической эффективности здания обозначается латинскими буквами по шкале от А++++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя, соответствующего региону строительства, согласно следующей табл. 6.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Для реализации изложенного следует исключить из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» тексты, связанные с задачей определения энергетической эффективности зданий и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Для этого надо исключить соответствующие термины из подраздела 3 и следующие фразы из пунктов текста: 4.1 — «эффективности расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию»; 4.2 — «расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий»; 5.2 — «Допускается снижение значения коэффициента mp в случае, если при выполнении расчёта удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по методике Приложения Г выполняются требования п. 10.1 к данной удельной характеристике. Значения коэффициента mp при этом должны быть не менее: mp = 0,63 — для стен, mp = 0,8 — для остальных ограждающих конструкций (кроме светопрозрачных), mp = 1,0 — для светопрозрачных конструкций».

Следует также изъять раздел 10 «Требования к расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий», исключённый из данного СП как обязательный по ППРФ от 28 мая 2021 года №815; исключить Приложение Г «Расчёт удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий» и Приложение Д «Форма для заполнения энергетического паспорта здания». Приложение П «Пример составления раздела «Энергоэффективность» проекта жилого дома», в котором показано, что при утеплении наружных ограждений проектируемого МКД до базовых значений приведённого сопротивления теплопередаче расчётная удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию получилась равной 0,219 Вт/( м³·°C), что на 31% ниже требуемой, уже заменён в редакции СП 50.13330.2012 с Изменением №1 от 14 декабря 2018 года.

2. Заменить в СП 50.13330.2012 табл. 3 на табл. 4 настоящего альтернативного проекта.

3. Испытания инструментально-расчётным методом проводить в соответствии с ГОСТ 31168–2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление». Действующий ГОСТ 31168–2014, подготовленный новым коллективом того же института НИИСФ РААСН, повторяет текст предыдущей редакции 2003 года, даже со ссылкой на ГОСТы того же периода до 2003 года, но с заменой показателя энергоэффективности на «удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление» вместо приведённого в СНиП 23-02-2003 «удельного годового расхода тепловой энергии на отопление», повторённого в настоящей альтернативной версии Постановления Правительства РФ, и с заменой понятия «класс энергоэффективности» на «класс энергосбережения», приведённое в СП 50.13330.2012 в разделе 10, который по п. 1 настоящего Примечания исключается из этого СП 50.13330.2012. Соответственно, следует возобновить действие ГОСТ 31168–2003, признав ГОСТ 31168–2014 утратившим силу.

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2022 года №963 «Об изменениях к Положению о составе разделов проектной документации»… в подразделе 3 «Отопление, вентиляция, кондиционирование…» появились новые требования (закрепляющие наши предложения) «о необходимости включения в проектную документацию этого подраздела», а значит в СП 60.13330.2020, которые ранее излагались в СП 50.13330.2012:

  • «о. 3) сведений о показателях энергетической эффективности объекта капитального строительства, в том числе о показателях, характеризующих годовую удельную величину расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию в объекте капитального строительства», далее по тексту (здесь и в пункте о. 4 было ошибочно указано «расхода теплоносителей», а надо, конечно, «расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», так как расход теплоносителя не нормируется, его изменения связаны с изменением потребности отопления, с чем согласился ФАУ «ФЦС»), и
  • «о. 4) сведений о нормируемых показателях удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию и максимально допустимых величинах отклонений от таких нормируемых показателей (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются)».

5. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 27 мая 2022 года №963 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» предлагается поручить НП «АВОК» к 1 июля 2024 года представить на утверждение в Минстрой России Методическое пособие к СП 60.13330.2020 (рекомендации) «Реализация требований повышения энергетической эффективности зданий и систем их инженерного обеспечения. Энергетический паспорт зданий. Примеры расчёта энергоэффективности проекта зданий» [6] (на базе требующего обновления стандарта СТО НОП 2.1–2014), в котором собрать методики расчёта тепловой нагрузки систем отопления и вентиляции жилых и общественных зданий, удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию этих зданий и удельного годового расхода холода на их охлаждение и кондиционирование, установления класса энергетической эффективности жилых и общественных зданий, а не только МКД, на стадии проекта и при эксплуатации по результатам энергетического обследования.