Инициатива нашла отклик в Комитете Совета Федерации ФС РФ по экономической политике, что подчёркивает её федеральное значение. Работу конкурсной комиссии возглавил член Комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев. Директор программ по развитию взаимодействия с образовательными и научными организациями «Нанософт разработка» Олег Егорычев подчеркнул, что такая поддержка придаёт инициативе независимый от отраслевых интересов институциональный статус.
Дефицит инженерных компетенций, как проблема на стыке технологий и образования
Острая нехватка кадров в российской промышленности давно стала предметом обсуждений. Если в сфере разработки и тестирования программного обеспечения компании, пусть и с трудом, находят сотрудников, то в производственных отраслях ситуация с набором высококвалифицированного персонала стоит ещё более остро. Особенно это заметно на примере строительства, где сегодня идёт активное внедрение информационных технологий на всем этапе жизненного цикла объектов. Отрасли требуются не только проектировщики, создающие информационные модели, но и специалисты среднего, работающие непосредственно на строительных площадках и использующие эти модели в своей деятельности. При этом уровень ТИМ-компетенций таких специалистов должен быть достаточным для работы с информационной моделью в качестве пользователя. Согласно экспертным оценкам, строительной отрасли не хватает от 500 до 700 тыс. специалистов, имеющих устойчивые навыки работы с технологиями информационного моделирования.
Отсутствие таких кадров замедляет процесс цифровизации. Разрыв между потребностями компаний и навыками выпускников образовательных учреждений становится всё более очевидным. Использование современного программного обеспечения позволяет автоматизировать рутинные задачи, повышать эффективность производственных процессов и снижать зависимость от человеческого фактора. Сергей Галкин, руководитель направления по работе с учебными заведениями АО «СиСофт Разработка» (ГК «СиСофт»), подчёркивает, что для этого необходимо обеспечить отрасль специалистами, которые умеют пользоваться такими цифровыми продуктами.
Путь к массовому рынку квалифицированных кадров через партнёрство вузов и вендоров
Чтобы «закрыть» дефицит инженерных компетенций, вендоры активно сотрудничают как со средними профессиональными, так и с высшими учебными заведениями по всей стране. Это сотрудничество включает подготовку учащихся на основе отечественных продуктов, участие в научно-исследовательской работе и проведение мотивационных соревнования и конкурсов. Компании обеспечивают обучение преподавателей, предоставляют учебно-методическое сопровождение, оказывают техническую поддержку и помогают дорабатывать рабочие программы дисциплин. При этом программное обеспечение передаётся учебным заведениям безвозмездно.
Конкурс учебных дисциплин стал логическим продолжением этой работы. Его цель — выявить лучшие практики подготовки инженерных кадров с использованием российских цифровых решений. На конкурс было подано более 100 заявок от вузов, уже внедривших отечественный софт в свои программы обучения. Эти программы охватывают такие направления, как строительство, геодезия, машиностроение, горное дело и другие. По обновлённым программам будут обучаться около 20 тыс. студентов, которые смогут применять цифровые технологии для расчётов, моделирования, проектирования и мониторинга.
Олег Егорычев, директор программ по развитию взаимодействия с образовательными и научными организациями ООО «Нанософт разработка», подчёркивает важность системного подхода к интеграции отечественного софта в образовательные программы. Он отмечает, что спрос на специалистов с соответствующими компетенциями уже сейчас превышает предложение. Поэтому компании активно развивают сотрудничество с вузами, колледжами и даже школами, проводят обучение преподавателей и участвуют в формировании учебных программ. Реакция образовательных учреждений превзошла ожидания организаторов, что подтверждает высокую актуальность данной инициативы.
Система контроля и экспертизы, как инструмент оценки результатов
Конкурс состоит из трёх этапов. Первый начался осенью 2024 года и завершился в весеннем семестре нынешнего. На этом этапе студенты обучались по программам, заявленным на конкурс. После летних каникул, в сентябре, состоится оценка их знаний. Для этого вузы будут использовать системы прокторинга — цифровые технологии контроля, позволяющие минимизировать влияние человеческого фактора на оценку результата. Данные тестирования направят в экспертную комиссию, которая определит уровень остаточных знаний участников. Этот показатель станет основным критерием эффективности образовательных программ.
Итоги конкурса подведут в октябре на форуме «Сила Платформы». Кафедры-победители получат ценные призы от организаторов. Кроме того, успешные программы могут быть рекомендованы для тиражирования в других учебных заведениях. Олег Егорычев, директор программ по развитию взаимодействия с образовательными и научными организациями ООО «Нанософт разработка», подчёркивает, что конкурс направлен не только на выявление лучших практик, но и на создание устойчивой экосистемы подготовки кадров.
В планах — расширение аудитории
В следующем учебном году планируется увеличить количество участников конкурса за счёт подключения учреждений среднего профессионального образования. Это позволит охватить ещё более широкий круг будущих специалистов и ускорить процесс формирования массового рынка квалифицированных кадров. Такой шаг станет важным этапом в развитии системы подготовки профессионалов, поскольку учреждения среднего профессионального образования (СПО) играют центральную роль в обучении практическим навыкам специалистов, которые могут сразу после выпуска приступить к работе на производстве.