Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Тепловой насос для «Пятёрочки»

(10) (3238)
Опубликовано в журнале СОК №12 | 2016

В тепловом пункте магазина «Пятёрочка», расположенном на 108 км Минского шоссе, в отсутствии магистрального газа выбор источника отопления стоял между электричеством и тепловым насосом. Выбор был сделан в пользу геотермального теплового насоса номинальной мощностью около 38 кВт.

В тепловом пункте магазина «Пятёрочка», расположенном на 108 км Минского шоссе, установлен геотермальный тепловой насос Vaillant VWS 380/2 номинальной мощностью около 38 кВт. Источником тепла для теплового насоса служат 16 геотермальных зондов длиной около 50 м каждый. При организации контура теплосбора использовалась технология лучевого бурения — бурение всех скважин осуществлялось из одной точки, а балансировочно-запорная арматура скважин компактно размещается в одном колодце с возможностью постоянного доступа.

Помимо теплового насоса схема установки включает в себя буферный накопитель 1500 л для сглаживания неравномерности в работе теплового насоса и покрытия пиковых нагрузок.

В отсутствие магистрального газа выбор источника отопления стоял между электричеством и тепловым насосом. Максимальное расчётное теплопотребление магазина общей площадью около 470 м2 составляет до 40 кВт. При сопоставлении эксплуатационных затрат за отопительный сезон получилась следующая картина, приведённая на рис. 1.

Тепловой насос для «Пятёрочки». 12/2016. Фото 1

Разница в капитальных затратах между отоплением электрическими котлами и тепловым насосом составляет около 2 млн руб. Экономия на эксплуатационных затратах за отопительный сезон достигает около 330 тыс. руб. Для того чтобы корректно посчитать срок окупаемости, нужно учесть ещё два фактора: коэффициент дисконтирования и возможность работы теплового насоса в режиме охлаждения летом.

Что касается дисконтирования, то для простоты расчёта было принято значение, равное учётной ставке Центробанка РФ на данный момент, а именно — 11,0 %.

Кондиционирование тепловым насосом интересно как с точки зрения снижения капитальных затрат — не приобретаются наружные блоки кондиционеров, так и с точки зрения повышения эффективности работы оборудования, ведь сбрасывая излишнее тепло, образующееся летом в помещениях, мы регенерируем геотермальные скважины.

Таким образом, дисконтированный срок окупаемости без учёта работы теплового насоса на охлаждение составляет семь лет, а с её учётом — 4,5 года.

Помимо технических и экономических показателей, непосредственно связанных с работой оборудования, чашу весов в пользу выбора теплового насоса склонил ещё один фактор — летом 2015 года вышло в свет Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 года №600-ПП. В соответствии с ним юридические лица, владеющие энергоэффективным оборудованием, имеют право на ускоренную амортизацию и льготы по налогу на него как на имущество.

Тепловой насос для «Пятёрочки». 12/2016. Фото 2

Тепловой насос Vaillant VWS 380/2 типа «рассол-вода»

Особенности:

  • максимальная температура подачи — 62 °C;
  • встроенный счётчик полученной энергии окружающей среды;
  • лёгкость транспортировки (технология Lift Mounting Concept);
  • тихая работа за счёт использования многослойной шумоизоляции;
  • высокоэффективный и долговечный спиральный компрессор;
  • принцип управления Vaillant «поверни и нажми».

Оснащение:

  • встроенный погодозависимый регулятор отопления и горячего водоснабжения;
  • эластичные виброзащитные вставки;
  • встроенный ограничитель пусковых токов;
  • комплектация датчиками температуры: наружной, буферной ёмкости и водонагревателя;
  • расширительный бак (при проектировании контура источника объём бака подлежит расчёту) контура источника тепла (рассола), а также предохранительный клапан в комплекте поставки;
  • встроенный дополнительный электронагреватель (9 кВт).

Тепловой насос для «Пятёрочки». 12/2016. Фото 3

О торговой сети «Пятёрочка»

«Пятёрочка» основана в 1998 году, первый магазин торговой сети открылся в 1999 году в Санкт-Петербурге. В 2013 году стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 6265 (данные на 31 декабря 2015 года). Чистая розничная выручка за 12 месяцев 2015 года — 585,4 млн руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group (LSE: FIVE, Moody’s — В2, S&P — В+). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекрёсток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.

Comments
  • 12-01-2017

    Сергей

    В магазинах 'Пятёрочка' используется центральная система холодоснабжения. При её работе 'сбрасывается' воздушным конденсатором порядка 30-40 кВт. тепла на улицу, причем и зимой и летом. Следовательно тепловой насос следовало 'увязать' с холодильной централью и экономия была бы еще больше.

    Комментарий полезен?
    13 из 13 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 12-01-2017

    Алексей

    Могли бы использовать тепло от холодильных витрин, намного дешевле и практически даром.

    Комментарий полезен?
    5 из 10 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 13-01-2017

    Ali

    порадовал в расчетах коэффициент дисконтирования. Осталось только найти дурачка, который даст кредит под 11%.
    И подразумевается, что оборудование никто обслуживать типа не будет?
    'НЕ ВЕРЮ' (с) Станиславский
    Никогда такого не было с холодильным оборудованием. А значит 'экономия' стремительным экспрессом стремится от 300 000( рублей за год) к нулю.

    Комментарий полезен?
    4 из 9 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 16-01-2017

    Боткин

    А Vaillant отвечать на вопросы не собирается?

    Комментарий полезен?
    3 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 17-01-2017

    Михаил

    Сергей, Алексей, вы правы - использовать тепло конденсации экономически было бы оправдано. Но, к сожалению, до старта проекта не удалось согласовать использование этого тепла и вмешательство в конструкцию холодильной установки. Очень надеемся, что сможем реализовать данное решение на следующем подобном объекте.

    Комментарий полезен?
    4 из 5 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 17-01-2017

    Сергей

    Михаил, мне приятна ВАША реакция на комментарий мой и Алексея. Темпы введения в эксплуатацию новых магазинов Пятёрочка высоки. А значит реализовать 'совмещение' холод. централи и сист. отопления при желании всегда можно.

    Комментарий полезен?
    4 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 18-01-2017

    Дмитрий.

    Доброе время суток! Время окупаемости по ускоренной амортизации получилось 2,5 года (без учета электричества). Расход по электричеству за 5 месяцев с ноября 2015 по март 2016 - 30 898 рублей. Отопление радиаторное (чугунные радиаторы).

    Комментарий полезен?
    3 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 18-01-2017

    Дмитрий.

    Сергей и Алексей ответ на Ваш вопрос: тепло витрин используется, иначе как бы такое здание отапливалось на чугунных радиаторах на тепловом насосе. 91% эффективности при 9% затрат на электричество.

    Комментарий полезен?
    3 из 4 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 19-01-2017

    SagaTherm

    Чтобы завязать холодильники в магазине и отопление тепловым насосом надо обращаться к российским производителям тепловых насосов. Такое решение было бы дешевле как по первоначальным затратам, так и по эсплуатационным. Торговцы Нибами и вайлантами такие вопрос не решают

    Комментарий полезен?
    2 из 7 пользователей считают этот комментарий полезным
  • 19-01-2017

    Сергей

    Внесу свои 5 копеек.
    Из опыта скажу.
    Тепло от конденсации среднетемпературного холодильного оборудования очень эффективно только в летний (когда отопление не требуется) и весенне-осенний период и то его хватает только для нагрева ГВС либо минимум в отопление. Зимой когда температура в помещении торгового зала снижается, потребление холода в витринах и соответственно конденсация падают в разы.

    Насколько помню, в 'Пятерочках' - низкотемпературный холод торгового зала реализован с помощью оборудования на встроенных агрегатах(лари) и собрать тепло из них к сожалению не представляется возможным.

    Есть еще пара холодильных камер, но это мизер. Современный ритейл, при хорошо налаженной логистике и качественной сервисной службе коммерческого холода в холодильных камерах не нуждается.

    Можно еще забирать тепло из вентиляции, если уперется в энергоэффективность.
    Хотя с солнечного коллектора на мой взгляд толку будет больше, чем со всего вместе взятого:)

    Что касается теплового насоса заслуженного производителя VWS 380/2 то есть вопросы к эффективности и безопасности здоровья персонала и покупателей.
    Нагрев ГВС до безопасной температуры + 65 осуществляется электричеством?
    Про бойлер ГВС ничего нет в статье. Про проточный косвенный нагреватель тоже.
    Насколько я знаю функции HotGas позволяющей в отопительный период нагревать ГВС хоть до 90 градусов у Вайланта нет, а хотелось бы.

    Что касается кондиционирования. Как уже говорил выше холод в торговый зал поступает частично от пристанных витрин, при условии, что они без стеклянных дверок.
    Пассивное кондиционирование вещь хорошая для восстановления геотермального контура, но для охлаждения такого объема помещения годится слабо. Скорость охлаждения буфера в 1500 л будет ОООчень мала, а поступление тепла из торгового зала будет быстро нагревать ее(проверено). Применение активного кондиционирования даст результат, но не даст эффект по снижению эксплуатационных затрат.

    В статье нет информации о внутренней системе отопления и ее стоимости.
    Из таблицы сезонной стоимости отопления по видам топлива мы видим разницу между ТН и электрокотлом в 4 раза. Браво!
    Но это как то притянуто за 'уши'. Так как достичь такого коэффициента можно только гидравлическими теплыми полами при условии температуры подачи не выше 35гр.
    Продуктовые магазины с тепловым насосом и теплыми полами я пока не встречал,
    Скорее всего там фанкойлы как и в других сетях, для охлаждения и нагрева.
    Тогда эффективность уже не 4 а минимум 3, потому что подача в фанкойл это - 50гр., соответственно на буфере 55гр. А при 0/55 - COP равен- 3,
    Отсюда и возврат инвестиций - считайте сами.
    Что касается сервиса ТН - 5-10 тыс. руб. в год это максимум за машину такой мощности.
    Разница в стоимости в 2 млн. руб. очень мала., даже при условии что Х5 получил оборудование по дилерской цене и сам его смонтировал

    Ставим ТН несколько лет импортных и отечественных производителей в Сибири.
    Не один покупатель не купил из-за расчетов окупаемости.
    Т.к. в случае с геотермальными насосами возврат инвестиций менее 7-8 лет не получается.
    К сожалению...
    Так что статья имеет место быть и Х5 - молодцы!
    Но данные статьи не стоит брать за аксиому без пристального изучения

    Комментарий полезен?
    6 из 7 пользователей считают этот комментарий полезным
Add a comment

Your name *

Your e-mail *

Your message